Тема урока: «В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»».
Цели урока:
Дать представление о творчестве В. Маяковского, его новаторском характере; вызвать у уч-ся интерес к поэзии В. Маяковского;
Погружение в поэтический мир поэта, способствующее воспитанию нравственных основ личности и развитию образного мышления, восприятия искусства слова.
Задачи:
формирование умений анализа поэтического текста;
формирование и развитие общеучебных действий;
воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.
I.Стадия вызова.
-Были ли в вашей жизни моменты, когда вы были свидетелями чьей-то беспомощности?
- Что вы чувствовали?
II. Целеполагание.
. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. Это происшествие оказало на поэта огромное впечатление.
-Как вы думаете, о ком и о чём он написал стихотворение?
- Какова будет цель нашего урока?
III. Стадия осмысления.
Словарная работа:
Круп – часть туловища лошади от спины до хребта.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц Москвы.
Плеща – форма деепричастия от глагола плескаться.
Кл1шить – от слова «клёш»: широкие к низу брюки, употреблено в значении гулять.
Плоше – форма сравнительной степени у Маяковского от прилагательного плохой.
Пошла – от прилагательного пошлый, т.е. низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
Ветром опита – напоена сырым воздухом.
IV. Работа с текстом стихотворения.
Чтение стихотворения в парах.
Чтение стихотворения вслух.
3) Анализ стихотворения.
- Какую картину вы представили себе?
- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?
- Где произошло событие? (Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).
- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк)
- Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?
- Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы? (Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы)
- Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище? (Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал»).
- Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения. (Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе)
- Как Маяковский описывает страдания лошади?
- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь)
- Как вы понимаете слова «Все мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов)
- Изменяется ли настроение лошади?
-Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?
- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?
- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение? (Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)
4) Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Работа над выразительным чтением.
V. Итог урока.
- Актуально ли стихотворение в наши дни?
- Если вас кто-то назовёт лошадью, стоит ли обижаться?
VI. Рефлексия (заполнить таблицу)
Плюс (запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции) | Минус (запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным) | Интересно (какие интересные факты узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по теме урока, спросить у учителя) |
| | |
- В заключении урока я хочу предложить вам послушать песню на стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», музыку написал Вл. Дашкевич, а исполняет оригинальная певица Елена Камбурова
VII. Домашнее задание.
стр. 106-109 (подготовить выразительное чтение).
Использованная литература
1.Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. . 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, Волгоград, Учитель, 2009.
2.И.Е.Каплан. Анализ языка художественных произведений, Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1992.
3.В.В.Маяковский. Полное собрание сочинений в 13 т., Москва, 1958.
4. В. Я. Коровина. Учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2008 г.
5. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс».