СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.В.Маяковский. Любовная лирика Маяковского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биографические факты и стихотворения о любви Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«В.В.Маяковский. Любовная лирика Маяковского.»

Любовная лирика В.В.Маяковского

Любовная лирика

В.В.Маяковского

Лилия Брик Познакомившись с семьей Бриков, Маяковский вначале ухаживал  за Эльзой  – младшей сестрой Лилии, был представлен её родителям; с Лилей , переехавшей с мужем в Петроград  не был знаком . Летом 1915 года Лиля приехала в Москву из Петрограда, чтобы навестить заболевшего отца. Тогда же состоялось её знакомство с Маяковским. Мимолётная встреча с человеком, ухаживавшим за младшей сестрой, не произвела, по признанию Лили, на неё никакого впечатления .  Месяц спустя поэт и Эльза появились в петроградской квартире Бриков  — там, во время первого чтения поэмы «Облако в штанах».  За столом поэт попросил у хозяйки дома – Лилии Брик –разрешения посвятить ей поэму и сделал на первой странице надпись: «Лиле Юрьевне Брик».

Лилия Брик

  • Познакомившись с семьей Бриков, Маяковский вначале ухаживал за Эльзой – младшей сестрой Лилии, был представлен её родителям; с Лилей , переехавшей с мужем в Петроград не был знаком . Летом 1915 года Лиля приехала в Москву из Петрограда, чтобы навестить заболевшего отца. Тогда же состоялось её знакомство с Маяковским. Мимолётная встреча с человеком, ухаживавшим за младшей сестрой, не произвела, по признанию Лили, на неё никакого впечатления .
  • Месяц спустя поэт и Эльза появились в петроградской квартире Бриков  — там, во время первого чтения поэмы «Облако в штанах». За столом поэт попросил у хозяйки дома – Лилии Брик –разрешения посвятить ей поэму и сделал на первой странице надпись: «Лиле Юрьевне Брик».
Лилия Брик Никто из редакторов не соглашался печатать «Облако в штанах», и Осип Брик*  ( бучи всегда в тени футиристов, но являвшихся их «двигателем») издал поэму за свой счёт (!) . Она была выпущена осенью 1915 года тиражом 1050 экземпляров с отметкой «Тебе, Лиля». Маяковский, который уже не мог жить вдали от Лили, поселился в Петрограде — сначала в гостинице, затем неподалёку от дома, где жили Брики, часто бывал у них в доме.  Сформировавшийся «тройственный союз » не был уникальным явлением. Маяковский был человеком страстным, горячим , часто они ссорили на почве ревности, нетерпения и пр. Лилия Брик была женщиной «современной» и просто терпела его горячность, стараясь иной раз не придавать им особого значения.

Лилия Брик

  • Никто из редакторов не соглашался печатать «Облако в штанах», и Осип Брик* ( бучи всегда в тени футиристов, но являвшихся их «двигателем») издал поэму за свой счёт (!) . Она была выпущена осенью 1915 года тиражом 1050 экземпляров с отметкой «Тебе, Лиля». Маяковский, который уже не мог жить вдали от Лили, поселился в Петрограде — сначала в гостинице, затем неподалёку от дома, где жили Брики, часто бывал у них в доме.
  • Сформировавшийся «тройственный союз » не был уникальным явлением. Маяковский был человеком страстным, горячим , часто они ссорили на почве ревности, нетерпения и пр. Лилия Брик была женщиной «современной» и просто терпела его горячность, стараясь иной раз не придавать им особого значения.

«Лиличка» («Вместо письма»)

  • Написано в момент нахождения поэта и адреса в одной комнате*.
  • Какие чувства автор пытается передать?
  • Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной . В нем есть нежность, страдание, тоска и пр.
  • А какие он использует слова для передачи своей любви?
  • Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка . Это сразу закладывает в содержание огромный контраст . Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь» и пр. Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.
  • С чем сравнивает лирический герой себя и свою любовь?
  • С быком, слоном – крупными животными , которые не самые эстетически приспособленные для поэзии. Даже эти гиганты устают и хотят покоя. Его любовь сильна, мощна , как эти животные .
  • О каком поэте идет речь? Почему в третьем лице?
  • * Возможно, лирический герой хочет простого человеческого чувства , а не высокого, богемного, «поэтического» с его «свободной любовью ».

Татьяна Яковлева Несмотря на длительные отношения с Лилей Брик, у Маяковского было немало иных романов и увлечений как на родине, так и за границей. С ними Лиля Брик до конца своих дней сохранит дружеские отношения*. В Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой  Татьяной Яковлевой (мигрировала в 1925 году), в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения : «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через 26 лет). По приезде в Москву Маяковский пытается уговорить Татьяну Яковлеву вернуться в Россию , но эти попытки не увенчались успехом . В конце 1929 года поэт должен был приехать за ней, но не смог этого сделать из-за визовых проблем.

Татьяна Яковлева

  • Несмотря на длительные отношения с Лилей Брик, у Маяковского было немало иных романов и увлечений как на родине, так и за границей. С ними Лиля Брик до конца своих дней сохранит дружеские отношения*.
  • В Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой  Татьяной Яковлевой (мигрировала в 1925 году), в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения : «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через 26 лет).
  • По приезде в Москву Маяковский пытается уговорить Татьяну Яковлеву вернуться в Россию , но эти попытки не увенчались успехом . В конце 1929 года поэт должен был приехать за ней, но не смог этого сделать из-за визовых проблем.
«Письмо Татьяне Яковлевой» Можно ли сказать, что по это стихотворение имеет тот же тон, что и в стихотворении «Лиличка»? Почему?*  В чем лирический герой упрекает лирическую героиню? Докажите текстом?  Какие мотивы начинают преобладать над любовной тематикой?  Поэта действительно оскорбляло, что женщина, пережившая ужасы гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». Личные мотивы полностью отходят на второй план: «…я ревную за Советскую Россию». Маяковский прекрасно понимал, что после всех потрясений страна навсегда потеряла многих лучших своих представителей , как убитыми, так и эмигрировавшими: «нам в Москве не хватает длинноногих*».  Чем заканчивается стихотворение? В финале произведения звучит уже откровенная угроза . Решительный отказ Яковлевой поэт считает серьезным оскорблением, которое он приравнивает к общей ненависти западного мира к коммунизму («на общий счет нанижем»). Ответом на это будет не просто месть одного обманутого мужчины, а победа Советской России над всем буржуазным строем («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»).

«Письмо Татьяне Яковлевой»

  • Можно ли сказать, что по это стихотворение имеет тот же тон, что и в стихотворении «Лиличка»? Почему?*
  • В чем лирический герой упрекает лирическую героиню? Докажите текстом?
  • Какие мотивы начинают преобладать над любовной тематикой?
  • Поэта действительно оскорбляло, что женщина, пережившая ужасы гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». Личные мотивы полностью отходят на второй план: «…я ревную за Советскую Россию». Маяковский прекрасно понимал, что после всех потрясений страна навсегда потеряла многих лучших своих представителей , как убитыми, так и эмигрировавшими: «нам в Москве не хватает длинноногих*».
  • Чем заканчивается стихотворение?
  • В финале произведения звучит уже откровенная угроза . Решительный отказ Яковлевой поэт считает серьезным оскорблением, которое он приравнивает к общей ненависти западного мира к коммунизму («на общий счет нанижем»). Ответом на это будет не просто месть одного обманутого мужчины, а победа Советской России над всем буржуазным строем («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»).
Вероника Полонская. После съёмок в фильме  «Стеклянный глаз», режиссером которого была Лиля Брик*. Актрису пригласил на бега Осип Брик*. В пору их первой встречи ей было 21, ему — 36. Полонская была замужем за актёром  Михаилом Яншиным , но не уходила от мужа, понимая, что роман с Маяковским, характер которого Вероника оценивала как « сложный, неровный, с перепадами настроений » ,  в любой момент может прерваться. Они встречали около двух лет. Полонская стала последней привязанностью поэта и была рядом с поэтом в последние часы и минуты его жизни.

Вероника Полонская.

  • После съёмок в фильме «Стеклянный глаз», режиссером которого была Лиля Брик*. Актрису пригласил на бега Осип Брик*.
  • В пору их первой встречи ей было 21, ему — 36. Полонская была замужем за актёром  Михаилом Яншиным , но не уходила от мужа, понимая, что роман с Маяковским, характер которого Вероника оценивала как « сложный, неровный, с перепадами настроений » ,  в любой момент может прерваться.
  • Они встречали около двух лет. Полонская стала последней привязанностью поэта и была рядом с поэтом в последние часы и минуты его жизни.
Смерть поэта. «Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету „Скорой помощи“»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…» В.Полонская.

Смерть поэта.

«Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету „Скорой помощи“»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

В.Полонская.