СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой  индивидуальности поэта. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве; развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, развитие устной речи учащихся; воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.Задачи урока: познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой  индивидуальности поэта. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве; развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, развитие устной речи учащихся; воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

Просмотр содержимого документа
«В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».»

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества

Класс: 7

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся личности поэта и основных направлениях лирики

Задачи урока: познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой индивидуальности поэта. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве; развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, развитие устной речи учащихся; воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

Планируемые результаты:


Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания.


Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.


Предметные: научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения.

Основные термины, понятия: тема, идея, гипербола, метафора, неологизм, особенности творчества.


Поэзия – вся! – езда в незнакомое.

Содержание урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

1.Подготовка к восприятию.

     Я сразу смазал карту будня,

     плеснувши краску из стакана;

     я показал на блюде студня

     косые скулы океана.

     На чешуе жестяной рыбы

     прочел я зовы новых губ.

     А вы

     ноктюрн сыграть

     могли бы

     на флейте водосточных труб?

   Автор этого необыкновенного стихотворения – В.Маяковский – говорил о себе: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом».

   Всё, что может быть сказано о Маяковском, может быть сказано только о поэте. Не потому, конечно, что неважны его жизненные обстоятельства, а потому, что словом успело отстояться очень многое. Лили Юрьевна Брик, знавшая тончайшие оттенки настроений и состояний поэта, вспоминала: «Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, потому так нерастраченно вошли в них его переживания».

   «Можно много подобрать прилагательных для описания лица В.В.: волевое, мужественно-красивое, умное, вдохновенное, - писала его современница Лидия Сейфуллина. – Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нём жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его души».

  - Мы с вами на уроке поговорим о поэзии. По домашней работе знаете, что урок наш посвящен творчеству В. Маяковского.

- Каковы цели нашего урока? (познакомиться с жизнью и творчеством поэта, познакомиться со стихотворениями и тд.)

-Какие задачи поставим перед собой?

Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени.

- Какие качества характера вы знаете?

- Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?

- Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?

III. Актуализация знаний:

  - А каким вы увидели поэта, познакомившись с отрывками из его автобиографии, с воспоминаниями о нём современников? Что удивило, поразило, произвело впечатление? ( Инд. задания)

- Стихи Маяковского никого не оставляли равнодушным, творчеством поэта или восхищались, или возмущались. В холодных, переполненных залах стихи Маяковского звучали «как ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Аудитория отвечала ему «все своим затаённым дыханием, всем напряжением тишины и – взрывом голосов, буквальным, не метафорическим громом аплодисментов. К знакомым с детства стихиям – огню, ветру, воде – прибавлялась новая, которую условно называли «поэзия».

-Чтобы успешно прошёл урок, обратимся к теории литературы:

-Что такое стихотворение? (Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками. Написанное стихами литературное произведение небольшого объема, преимущественная форма лирики).

- Вспомните средства выразительности

- Метафора ? (переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому).

- Гипербола? (чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности).

-Дайте определения понятиям лексика и неологизмы.


IV. Усвоение новых знаний:

  1. Работа с эпиграфом

Чтение эпиграфа:

Поэзия – вся! –езда в незнакомое.

- Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. - В чем она заключается? (Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)

- Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего? (Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека).

2. Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы.

– Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

        В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”. 

- В чём его “необычайность”?

(В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено)

– Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается.

- С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой?

(Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия)

– Как ведёт себя поэт во время встречи? Ответьте цитатами и прокомментируйте их.

(Сначала дерзкий, потому что его злит, что солнцу положен отдых; потом испуган, робеет, сконфужен; затем освоился, преодолев неловкость, смущение, и уже ведёт себя просто, непринуждённо – с солнцем на дружеской ноге).

– Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?

(Поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт в переносном: он освещает человеческие души)

– В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца?

(Последние строки стихотворения)

– Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта.

Письменно сформулируйте эту мысль.

 Поэтический язык стихотворения “Необычайное приключение…”.

– Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. (Запись в тетради 4 пункта плана). Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского.

– Вспомним, что такое метафора? (Метафора – это скрытое сравнение)

– У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим.

Объясните смысл этих метафорических образов.

– Зачем поэт вводит метафорические образы?

(Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)

 Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"

Написано в 1918 году

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». 

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове. 

- Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения? Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: 
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. 
- Гриб. 
- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной. 

Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность. 

 

Словарная работа.

-Постараемся теперь объяснить мало непонятные слова и названия из текста этого стихотворения. Может быть, о значении некоторых вы догадаетесь из контекста.

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве, где всегда были магазины модной одежды и обуви.

Зевака – тот, кто ходит, слоняется без дела, «глазеет на всё подряд», часто высмеивая увиденное.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».


Вывод: Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет. 

встала на ноги, 
ржанула 
и пошла.
Хвостом помахи вала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

- Уже с самого заглавия стихотворения мы попадаем в атмосферу то ли сказки, то ли шутки. Уже в самом названии стихотворения объединено восторженное изумление поэта перед необычностью события, которое заслуживает всеобщего внимания, и ироничное отношение к произошедшему. Почему? Обратимся к тексту (чтение стихотворения).

- Мы видим, что в начале стихотворения нет почти ничего необычного: картина русской природы, закат, но какой: в 140 солнц. И вот едва заметный поворот в повествовании: «Что я наделал? Я погиб!», и начинается фантастическое, хотя и окружённое вполне бытовыми деталями, действие. Что фантастично?

Сюжет, повествующий о том, как солнце гостит у поэта.

- Какими реальными штрихами обрисована их встреча?

Солнце ввалилось, дух переводя, заговорило басом; поэт, спасаясь от жары, садится на уголок скамьи; на столе – чай, самовар, варенье.

- Диалог и авторская речь насыщены разговорной лексикой. Докажите.

«Ну что ж, садись, светило…», «чёрт дёрнул», «что-де заела РОСТА», «шляться», «дармоед».

- Зачем в художественном произведении нужны просторечия?

Создают атмосферу живой разговорной речи, диалога.

- Что можно сказать о героях стихотворения?

Солнце - большое, сильное, добродушное, работящее; поэт, поначалу уставший, раздражённый, но тоже сильный и добрый, ценящий труд и умеющий трудиться; затем герой испытывает испуг, страх, сконфуженность, понимание и торжествующую радость.

 - За бытовым планом стихотворения проступает другой, очень серьёзный: подобно солнцу, слово поэта освещает мрачные закоулки жизни, борется со всем, что держит человека в порабощении и мраке:

   Светить всегда,                                                           светить –

   Светить везде,                                                             и никаких гвоздей!

   До дней последних донца,                                      Вот лозунг мой –и солнца!

- Какое значение приобретает слово «светить» в этих строках Маяковского?

Отдавать свои силы, свою энергию, создавать новое (в т.ч. стихи) во имя добра, во имя победы света над тьмой.

- Простоту и величие будничного труда поэта и солнца автор раскрывает при помощи метафор, непривычных слов и выражений. Каких? Приведите примеры.

«Тупая сонница» - тупое, непреодолимое желание уснуть; «до дней последних донца» - череда дней представляется в виде колодца, у которого есть дно; «златолобо» - у солнца золотой лоб, «вспоём», «трезвонится», «ясь».

- Маяковский творчески переосмысливает фразеологизмы, чтобы показать читателям, что привычные уже фразы, устойчивые выражения могут служить для раскрытия новой мысли. Приведите примеры.

Смотреть в оба – «…Идёшь – и светишь в оба!», сколько лет, сколько зим – «а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!».

- Ещё одна черта этого стихотворения – искусное обыгрывание омонимов. Найдите их.

«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

- Обобщим всё сказанное о языке этого стихотворения в таблице.

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

 Цель употребления

Разговорная лек-сика, просторечия

Шляться, дармоед, ввалилось, дух переведя, чаи гони, чёрт дёрнул, слазь.

Создают атмосферу живого разговора, диалога.

Окказионализмы

Горбил, занежен, златолобо, луч-шаги, ясь, взорим, вспоём, сонница, трезвонится.

Более точное, конкретное, видимое изображение событий.

Метафоры.

Кривился крыш корою; двустволка солнц; донце дней; стена теней, ночей тюрьма.

Помогают раскрыть главную мысль стихотворения, соз-дают неожиданные поворо-ты образности.

Омонимы.

«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

Подчёркивают шуточный аспект стихотворения.

 

- Какова же идея Маяковского?

Творческая энергия поэта, как и животворящая энергия солнца, борется с мраком жизни; и солнце, и поэт освещают путь – солнце освещает видимый, физический путь, поэт – путь духовный.

4.Итоги.

5.Д/З: с. 110 – 11 выразительное чтение, наизусть; ?1 (с.111) устно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!