В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества
Класс: 7
Цель: создать условия для формирования представления обучающихся личности поэта и основных направлениях лирики
Задачи урока: познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой индивидуальности поэта. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве; развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, развитие устной речи учащихся; воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
Предметные: научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения.
Основные термины, понятия: тема, идея, гипербола, метафора, неологизм, особенности творчества.
Поэзия – вся! – езда в незнакомое.
Содержание урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
1.Подготовка к восприятию.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Автор этого необыкновенного стихотворения – В.Маяковский – говорил о себе: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом».
Всё, что может быть сказано о Маяковском, может быть сказано только о поэте. Не потому, конечно, что неважны его жизненные обстоятельства, а потому, что словом успело отстояться очень многое. Лили Юрьевна Брик, знавшая тончайшие оттенки настроений и состояний поэта, вспоминала: «Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, потому так нерастраченно вошли в них его переживания».
«Можно много подобрать прилагательных для описания лица В.В.: волевое, мужественно-красивое, умное, вдохновенное, - писала его современница Лидия Сейфуллина. – Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нём жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его души».
- Мы с вами на уроке поговорим о поэзии. По домашней работе знаете, что урок наш посвящен творчеству В. Маяковского.
- Каковы цели нашего урока? (познакомиться с жизнью и творчеством поэта, познакомиться со стихотворениями и тд.)
-Какие задачи поставим перед собой?
Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени.
- Какие качества характера вы знаете?
- Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?
- Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?
III. Актуализация знаний:
- А каким вы увидели поэта, познакомившись с отрывками из его автобиографии, с воспоминаниями о нём современников? Что удивило, поразило, произвело впечатление? ( Инд. задания)
- Стихи Маяковского никого не оставляли равнодушным, творчеством поэта или восхищались, или возмущались. В холодных, переполненных залах стихи Маяковского звучали «как ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Аудитория отвечала ему «все своим затаённым дыханием, всем напряжением тишины и – взрывом голосов, буквальным, не метафорическим громом аплодисментов. К знакомым с детства стихиям – огню, ветру, воде – прибавлялась новая, которую условно называли «поэзия».
-Чтобы успешно прошёл урок, обратимся к теории литературы:
-Что такое стихотворение? (Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками. Написанное стихами литературное произведение небольшого объема, преимущественная форма лирики).
- Вспомните средства выразительности
- Метафора ? (переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому).
- Гипербола? (чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности).
-Дайте определения понятиям лексика и неологизмы.
IV. Усвоение новых знаний:
-
Работа с эпиграфом
Чтение эпиграфа:
Поэзия – вся! –езда в незнакомое.
- Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. - В чем она заключается? (Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)
- Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего? (Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека).
2. Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы.
– Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.
В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”.
- В чём его “необычайность”?
(В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено)
– Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается.
- С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой?
(Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия)
– Как ведёт себя поэт во время встречи? Ответьте цитатами и прокомментируйте их.
(Сначала дерзкий, потому что его злит, что солнцу положен отдых; потом испуган, робеет, сконфужен; затем освоился, преодолев неловкость, смущение, и уже ведёт себя просто, непринуждённо – с солнцем на дружеской ноге).
– Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?
(Поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт в переносном: он освещает человеческие души)
– В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца?
(Последние строки стихотворения)
– Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта.
Письменно сформулируйте эту мысль.
Поэтический язык стихотворения “Необычайное приключение…”.
– Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. (Запись в тетради 4 пункта плана). Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского.
– Вспомним, что такое метафора? (Метафора – это скрытое сравнение)
– У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим.
Объясните смысл этих метафорических образов.
– Зачем поэт вводит метафорические образы?
(Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)
Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"
Написано в 1918 году
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.
- Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения? Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.
Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.
Словарная работа.
-Постараемся теперь объяснить мало непонятные слова и названия из текста этого стихотворения. Может быть, о значении некоторых вы догадаетесь из контекста.
Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве, где всегда были магазины модной одежды и обуви.
Зевака – тот, кто ходит, слоняется без дела, «глазеет на всё подряд», часто высмеивая увиденное.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
Вывод: Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахи вала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.
- Уже с самого заглавия стихотворения мы попадаем в атмосферу то ли сказки, то ли шутки. Уже в самом названии стихотворения объединено восторженное изумление поэта перед необычностью события, которое заслуживает всеобщего внимания, и ироничное отношение к произошедшему. Почему? Обратимся к тексту (чтение стихотворения).
- Мы видим, что в начале стихотворения нет почти ничего необычного: картина русской природы, закат, но какой: в 140 солнц. И вот едва заметный поворот в повествовании: «Что я наделал? Я погиб!», и начинается фантастическое, хотя и окружённое вполне бытовыми деталями, действие. Что фантастично?
Сюжет, повествующий о том, как солнце гостит у поэта.
- Какими реальными штрихами обрисована их встреча?
Солнце ввалилось, дух переводя, заговорило басом; поэт, спасаясь от жары, садится на уголок скамьи; на столе – чай, самовар, варенье.
- Диалог и авторская речь насыщены разговорной лексикой. Докажите.
«Ну что ж, садись, светило…», «чёрт дёрнул», «что-де заела РОСТА», «шляться», «дармоед».
- Зачем в художественном произведении нужны просторечия?
Создают атмосферу живой разговорной речи, диалога.
- Что можно сказать о героях стихотворения?
Солнце - большое, сильное, добродушное, работящее; поэт, поначалу уставший, раздражённый, но тоже сильный и добрый, ценящий труд и умеющий трудиться; затем герой испытывает испуг, страх, сконфуженность, понимание и торжествующую радость.
- За бытовым планом стихотворения проступает другой, очень серьёзный: подобно солнцу, слово поэта освещает мрачные закоулки жизни, борется со всем, что держит человека в порабощении и мраке:
Светить всегда, светить –
Светить везде, и никаких гвоздей!
До дней последних донца, Вот лозунг мой –и солнца!
- Какое значение приобретает слово «светить» в этих строках Маяковского?
Отдавать свои силы, свою энергию, создавать новое (в т.ч. стихи) во имя добра, во имя победы света над тьмой.
- Простоту и величие будничного труда поэта и солнца автор раскрывает при помощи метафор, непривычных слов и выражений. Каких? Приведите примеры.
«Тупая сонница» - тупое, непреодолимое желание уснуть; «до дней последних донца» - череда дней представляется в виде колодца, у которого есть дно; «златолобо» - у солнца золотой лоб, «вспоём», «трезвонится», «ясь».
- Маяковский творчески переосмысливает фразеологизмы, чтобы показать читателям, что привычные уже фразы, устойчивые выражения могут служить для раскрытия новой мысли. Приведите примеры.
Смотреть в оба – «…Идёшь – и светишь в оба!», сколько лет, сколько зим – «а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!».
- Ещё одна черта этого стихотворения – искусное обыгрывание омонимов. Найдите их.
«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!»
- Обобщим всё сказанное о языке этого стихотворения в таблице.
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Разговорная лек-сика, просторечия | Шляться, дармоед, ввалилось, дух переведя, чаи гони, чёрт дёрнул, слазь. | Создают атмосферу живого разговора, диалога. |
Окказионализмы | Горбил, занежен, златолобо, луч-шаги, ясь, взорим, вспоём, сонница, трезвонится. | Более точное, конкретное, видимое изображение событий. |
Метафоры. | Кривился крыш корою; двустволка солнц; донце дней; стена теней, ночей тюрьма. | Помогают раскрыть главную мысль стихотворения, соз-дают неожиданные поворо-ты образности. |
Омонимы. | «Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!» | Подчёркивают шуточный аспект стихотворения. |
- Какова же идея Маяковского?
Творческая энергия поэта, как и животворящая энергия солнца, борется с мраком жизни; и солнце, и поэт освещают путь – солнце освещает видимый, физический путь, поэт – путь духовный.
4.Итоги.
5.Д/З: с. 110 – 11 выразительное чтение, наизусть; ?1 (с.111) устно.