СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.В.Набоков "Рождество ". Трагедия отца.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока:продолжить работу  по содержанию рассказа,пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях, характеризовать героев произведения на основе  деталей и цитат из текст и составлять сложный план.

Просмотр содержимого документа
«В.В.Набоков "Рождество ". Трагедия отца.»

Раздел

Мораль, этика, ценности

ТЕМА УРОКА № 57:

В. В. Набоков. “Рождество”. Трагедия отца.

ФИО педагога

Дата:


Класс 7

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения на данном уроке

7.1.4.1составлять сложный план

7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях

7.2.5.1характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:составлять сложный план

пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях

характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текст

Языковая цель

Вопросы для обсуждения:

Каким вы представляете себе пи­сателя, создавшего рассказ “Рождество”?

Свои размышления можно выразить с помощью ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что...

Обоснование — Потому что...

Подтверждение, примеры — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста...

Следствие — Я делаю вывод, что...

План

Этап урока/

время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I.Оргмомент.2мин

Учитель приветствует учеников.

Отвечают на приветствие учителя


Учебник.


Середина урока.

II. Работа над новым материалом.



Мозговой штурм.

- Каким вы представляете себе пи­сателя, создавшего рассказ “Рождество”? Можно ли определить круг его интересов? Какие жизненные проблемы интересуют его в творчестве?

На прошлом уроке мы познакомились с вами с непростым произведением В.В. Набокова "Рождество". Набоков известен как писатель, который обращался к самым сложным проблемам жизни, а тема жизни и смерти, поднятая в рассказе, для нас новая, но тем не менее, я думаю, что вы уже взрослые и сможете порассуждать на эту тему. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку(на доске).


  • Как вы понимаете эти слова?

(Жизнь человека продолжается с каждым лучом рассвета, несмотря на те жизненные трудности и испытания, которые встречаются человеку на пути).



Анализ эпиграфа

Расколдована тишина

Самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна -

Значит, жизнь продолжается снова.

Из песни Ю. Антонова.



Похвала учителя


Учебник.

Предлагает прочитать статью учебника. В рассказе "Рождество" образ бабочки имеет символическое значение, помогающее раскрыть смысл произведения.

  • - Какие факты своей биографии писатель приписывает героям рассказа?

(Слепцов - плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова).

  • - Что вас поразило в биографии писателя?

Кстати, некоторые произведения Набокова переведены на казахский язык писателем, общественным деятелем Темирханом Медетбеком.



Похвала учителя

Учебник.

Работа таблицей. тонких” и “толстых” вопросов по рассказу “Рож­дество”.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения произведения В. Набокова? Обменяйтесь “тонкими” и “толстыми” вопросами с соседом по парте, обратитесь к другим одноклассникам. Попытай­тесь вместе ответить на интересующие вас вопросы.

“Тонкие” вопросы

“Толстые” вопросы

Кто...?

Для чего...?

Что...?

Объясните, почему.

Когда.?

Почему вы думаете.?

Какой.?

Как вы считаете.?

Где.?

В чем различие.?

Мог ли.?

Предположите, что было бы, если.

Как звали.?

Приведите аргументы.

Было ли.?


Верно ли.?



Индивидуальная работа. Письменно выполняют задания в тетрадях.

Похвала учителя


Учебник.


. Первоначальный анализ текста:

- Какие слова в названии темы нашего урока являются ключевыми? (Чудо, Рождество)

- Какая связь между этими словами? Когда встречают Рождество?

(Рождество - это главный христианский праздник, установленный в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Само по себе это чудо, поэтому считается, что в Рождество происходят различные чудеса).

- Можем ли мы сказать, что перед нами рождественский рассказ, какие рождественские рассказы были нами изучены? (Н. Гоголь "Ночь перед Рождеством", Ф. Достоевский "Мальчик у Христа на елке").

- В чем особенность этих рассказов? (Все они связаны с ожиданием чуда).

- В чем их различие? (Произведение Гоголя комическое, а рассказ Достоевского - трагический).

Сегодня мы с вами будем говорить о смысле жизни, постараемся увидеть, как человек, которого поглотило горе, с помощью маленького чуда смог вернуться к жизни.

Работа над содержанием произведения:

- Каков сюжет рассказа? Кто главный герой? Какая трагедия случилась в его жизни? (Главный герой по фамилии Слепцов потерял единственного сына, переживает тяжелое горе и не хочет больше жить. Разбирая вещи сына, он обнаружил кокон бабочки, из которого вскоре родился индийский шелкопряд).

- Сколько частей имеет рассказ? (4)

  • Организует работу над анализом композиции произведения.

Работа по группам:

Вы разделены на 4 группы. Каждая группа будет работать с отдельной главой. Итак,

1 задание (1 мин):

1) Озаглавить главу. Объяснить свой выбор.

Образец:

Часть

План №1

План №2

1

В нежилом углу. Застывшая капля воска.

Первый вечер без сына.

2

Морозное утро. Воспоминания Слепцова.

Утро следующего дня.

3

В холодном доме.

Время после обеда.

4

Накануне Рождества. Решение умереть. Чудесное рождение.

Ночь перед Рождеством.

2 задание (1 мин.):

2) По первым фразам каждой главы восстановите время описываемых событий.

1. Вечер. "Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу..."

2. Утро. "Когда на следующее утро, после ночи, ..."

3. После обеда. "После обеда он поехал туда..."

4. Ночь. "Ночь была сизая, лунная..."

  • Каким образом отражена композиционная особенность в рассказе?




СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Экспозиция

Зимний вечер во флигеле


Завязка

Холодное утро следующего дня.


Кульминация

Воспоминание о сыне


Развязка

Неутешное горе отца.Новая жизнь






  • Давайте восстановим хронологию событий.

Хронология событий

1. Жизнь мальчика в деревне.

2.Его влюбленность.

3.Дневник.

4. Переезд в Петербург.

5.Смерть.

6. Горе отца.

7. Похороны мальчика в деревне.

1. Горе отца

2. Жизнь мальчика в деревне.

3. Переезд в Петербург.

4. .Смерть.

5. Похороны мальчика в деревне.

6. Его влюбленность

7. Дневник

8. Горе отца


Обратите внимание, что события в рассказе охватывают время больше суток.


Индивидуальная работа. Письменно выполняют задания в тетрадях.






















Оценивание учителем с помощью разноцветных сигнальных карточек ("5" - зеленая, "4" - желтая, "3" - красная).






























Похвала учителя


Учебник.


Работа над составлением сложного плана.

Дома ученики озаглавили каждую из ч 4гл рассказа В. Набокова. Это будут основные пункты плана. В свою очередь, внутри каждой главы выделите эпизоды, озаглавьте их. Это будут подпункты сложного плана.

Индивид.работа. Письм.выполняют задания в тетрадях.

Похвала учителя


Учебник.


  • Задание: пересказать текст.

- Рассказать о том, каким был мальчик, что он любил и чем увлекался: краткий, подробный или выборочный пересказ?

- Какую форму повествования вы изберете, если захотите


ЗАДАНИЕ 5 (5 мин.): РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ


МАЛЬЧИК Искренний, доброжелательный, влюбчивый, робкий

Радовался жизни, любил природу. Увлекался катанием на велосипеде,

Имел серьезное увлечение – коллекционировал бабочек.

Выборочный пересказ о мальчике, сыне Слепцова (проверка дом. задания).

Похвала учителя


Учебник.


  • Подумайте , какой сим­волический смысл несет в себе фамилия героя — Слепцов.

  • 3) Найдите в тексте главы описание действий, поступков Слепцова, его мыслей и чувств, подтверждающих трагическое состояние героя.

Почему Набоков дает такую фамилию главному герою - Слепцов? (Слепцов от слова "слепой". Слепцов ничего не видел, кроме своего горя, "все кончено, и ты, пошатываясь, стучишь зубами, ничего не видишь от слез", он не видел смысла жизни, будущего).

  • Охарактеризуйте главного героя рассказа В. Набокова, опираясь на предложенный в учебнике план.

  • Мы не знаем, как жил этот человек…Сколько ему лет, чем занимался, Да это и неважно.

Важно то, что он любил сына, и длч него это большая потеря

1. "Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда. Так бывает после больших несчастий". "Комната плавала во тьме".

- Почему Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты? (Ему было все равно. Здесь параллель: нежилой угол - тот, в котором никто не живет = Слепцов был один со своим горем, в душе была пустота).

- Как можно назвать чувство, охватившее Слепцова: нежилой угол, комната плавала во тьме, не обратил внимания на слугу? (Чувство безразличия, беспомощности).

2. "Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Горько, гневно столкнул снег с перила".

- Как можно охарактеризовать чувство, охватившее героя? (Злость, обида).

3. "Просидел около часу у могильной ограды, но здесь ему показалось, что он был еще дальше от сына. Вечером, сурово затосковав, велел отпереть большой дом. Уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся.. Потом, горбясь, всхлипывая всем корпусом, он принялся выдвигать один за другим стеклянные ящики шкафа".

- А здесь какие чувства испытывает главный герой? "Чувство разочарования, тоски).

4. "Слепцов, озябший, заплаканный, пришел из большого дома. Он собрал вещи сына". Читал дневник сына и понимал, что тот больше не вернется никогда, а это значит, что и ему нет больше смысла жить. Ему казалось, что жизнь - горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес).

???????Какое чувство переживает герой в этой главе? (Безысходности). Каково его состояние после потери сына

Тяжело Больно Тоска Пустота в душе разочарование


Набоков очень умело использует слово. Обратите внимание на детали-вещи, используемые автором для того, чтобы показать страдания главного героя. Вспомните нежилой угол уютной комнаты, в который машинально сел Слепцов. Страдания даже изменили его видение мира.

- Как раскрылась дверь в большой дом, где хранились вещи сына? ("С тяжелым рыданием").

- Какой видит Слепцов зачехленную мебель в доме? (В саванах. Саван - одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу).

- А теперь давайте прислушаемся к звукам. Какие звуки преобладают в тексте? (Тишина, нарушаемая рыданиями Слепцова)

ЗАДАНИЕ 4 (5 мин.):

4) Найти слова, доказывающие мотив траурной тишины, главенствующий в рассказе.

1. "Незачем было будить главный дом", "Иван, тихий, тучный слуга" "Беззвучно опустил на стол шелковую клетку", "Вышел, мягко скрипнув дверью".

2. Сугробы плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице", "Слепцов тихо зашагал по прямой траве", "Было тихо, как бывает тихо в погожий, морозный день", "Где-то очень далеко кололи дрова" (можно услышать, когда очень тихо).

3. "Дверь с тяжелым рыданием раскрылась", "Он страстно и шумно затрясся", "Всхлипывая всем корпусом, он принялся выдвигать один за другим стеклянные ящики шкафа".

4. Короткий разговор с Иваном, "Я больше не могу... - простонал он, растягивая слова, и повторил еще протяжнее: - не - могу - больше ...", "И в то же мгновение щелкнуло что-то - тонкий звук, как будто лопнула натянутая резина".

  • Единственный неопределенный звук, который появляется в конце романа, заставляет героя очнуться, обратить внимание на красоту (Достоевский: "Красота спасет мир"), увидеть чудо.

- Как называется добровольный уход из жизни? (Суицид)

- Как издавна относились к этому люди, религия? (Табу, осуждение, т.к. такое решение проблем считалось проявлением слабости духа).

- Когда Слепцов прозревает? (Когда видит бабочку, родившуюся из кокона. "Слепцов открыл глаза и увидел...").




КАКОВА ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА РАССКАЗА? КАКАЯ ИСТИНА ОТКРЫЛАСЬ СЛЕПЦОВУ? Расколдована тишина

Самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна -

Значит, жизнь продолжается снова.

Из песни Ю. Антонова.


  • Свои размышления можно выразить с помощью ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что...

Обоснование — Потому что...

Подтверждение, примеры — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста...

Следствие — Я делаю вывод, что...

Индивидуальная работа. Письменно выполняют задания в тетрадях.










Оценивание учителем с помощью разноцветных сигнальных карточек

("5" - зеленая, "4" - желтая, "3" - красная).




















Оценивание учителем с помощью разноцветных сигнальных карточек

("5" - зеленая, "4" - желтая, "3" - красная).


Похвала учителя


Учебник.



Конец урока

Проводит рефлексию.

Что вы узнали нового на этом уроке?

Что было сложным?

Что не вызвало затруднений?

Что вам далось легко?

Объясняет домашнее задание

Домашнее задание : Написать сочинение-эссе на тему: "Что и кто может помочь пережить горе" или "Чудеса в нашей жизни".

Используя материалы Интерне­та, подготовьте компьютерную презентацию на тему “Чудеса в Рождество”.


Отвечают на вопросы:






Записывают домашнее задание








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!