В. В. Набоков «Защита Лужина» как роман
о трагической судьбе талантливого человека
«Защита Лужина» — один из наиболее известных романов Набокова. В основе сюжета лежат события из жизни друга Набокова — Курта фон Барделебина (Curt von Bardeleben), гроссмейстера, который покончил жизнь самоубийством в 1924г. При этом Лужин существенно русский — подробно описано его детство, гимназия и эмигрантская среда в Берлине. В книге использован фирменный приём Набокова — несмотря на то, что герой описан с детства, его имя появляется только в самом конце, когда он уже мёртв. Работа над романом велась в течение двух лет 1929-30года.
Передайте краткое содержание романа.
Это роман об одиноком человеке, который был поглощен шахматами и не находил себя в этом мире. Шахматы не только профессия, но и всепоглощающая страсть героя, который в конце концов выбрасывается из окна. Его жизнь, с точки зрения обывателей, заканчивается трагически. Это роман о творчестве, о первенстве в искусстве, о творческих победах и поражениях. И еще он о России, хотя главный герой Лужин большую часть жизни живет в Германии.
1 глава. Эпизод «Изгнание из рая».
В основе характера маленького Лужина лежит врожденный страх перед непредсказуемостью и неизвестностью бытия. Его родители, несчастливые в браке, живут каждый своей жизнью и не понимают единственного сына. Мальчик смотрит на мир как на источник обид, слёз, жестоких ударов и инстинктивно ищет от него «защиты». Для выстраивания словесных рядов подбираем слова, словосочетания и предложения, которые с одной стороны показывают безмятежную жизнь, с другой – «ужас перемены», когда ребенка хотят отдать в школу.
Что для мальчика рай?
Счастье детства: «быстрое дачное лето, состоящее из трёх запахов: сирень, сенокос, сухие листья», «веранда, плывущая под шум сада». («Через много лет... он (Лужин) с обморочным восторгом вспомнил эти часы... Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом»).
Пугающая новизна: «ужас перемены», «нечто отвратительное своей неизвестностью, невозможный неприемлемый мир».
2 глава. Эпизод «В школе».
Юный Лужин противопоставляет себя одноклассникам. Он чувствует, что это чуждый ему мир, ищет от него спасение – «защиту» и от толпы сверстников, и от мира взрослых. Поэтому он – за поленницей.
Углубленность в себя, уход от общего мира: «За поленницей он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен», иногда «вставал с дров, делал несколько шагов... к одноклассникам, которые бывали особенно свирепы в этот час... возвращался к дровам. Он избрал это место в первый же день, в тот темный день, когда почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство...»
3 глава эпизод «Знакомство с шахматами»
Переплетаются словесный и звуковой ряд. Эти музыкальные комбинации встречаются и в дальнейшем («Комбинации как мелодии. Я... просто слышу ходы». Игра в шахматы приобретает символический смысл: это жестокая игра с жизнью. Лужин делает свой выбор: шахматы. Это «блестящий островок, на котором обречена была сосредоточиться вся его жизнь». Природный дар Лужина, как неоднократно подчеркивается в романе, сродни дару музыкальному. Он – внук композитора, в тайну шахмат его посвящает скрипач, в минуты задумчивости он «будто слушает музыку». «Он научился разыгрывать бессмертные партии... угадывал их гармонию по чередовавшимся знакам».
Отец в ужасе, оттого что страсть к шахматам завладела и сыном. Это роковое увлечение, и отец понимает, что сын не будет жить нормальной жизнью. Смысл названия романа можно объяснить так: герою нужна защита от этого мира. Но для чего?
Как складывается жизнь Лужина после гимназии?
Следующие главы говорят о жизни Лужина в мире шахмат. Шахматы полностью поглощают Лужина, он стремительно вырастает в сильного мастера.
По главам 5-7, в которых показана блистательная игра Лужина в течение 16 лет в разных городах и в которых происходит его знакомство с известным шахматистом Турати, «игра невиданной дерзости», у Лужина наступает кризис в творчестве.
Глава 8. Эпизод «Поединок с Турати». Расскажите о нём?
Лужин блестяще играет в берлинском турнире, однако ему предстоит ещё главная партия – с молодым Турати.
Вот он – поединок со знаменитым шахматистом, который многое должен решить в судьбе Лужина. Лужин придумал оригинальную защиту против Турати, которая так и останется ненужной, так как хитроумный соперник разгадал лужинские планы и начал партию иным способом.
«Сперва шло тихо, тихо, словно скрипки под сурдинку... Тут произошла странная вещь... Затем ни с того ни с сего нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но... и у Лужина наметилась какая-то мелодия... Все на доске дышало жизнью... Сверкнули в воздухе пальцы Турати»
«Сверкнули в воздухе пальцы Турати» - эти строки написаны Мастером; попробуйте заменить хоть одно слово – вот она, «тайна соседства слов». Игру Турати В.Набоков представляет как симфонический оркестр – выстраиваем метафорический ряд: «музыкальная буря охватила доску», «фигуры с головами...» Поражение Лужина было очевидно. Он не мог доигрывать партию.
Глава 8. Эпизод «Бегство». От чего он бежит?
Всю жизнь Лужина можно разделить на два этапа: детство и шахматы. Воспоминания детства: тропинка в лесу, родина, Россия – лейтмотивом пройдут через все творчество В. Набокова, есть они и в романе «Защита Лужина». Происходит совмещение картин детства и реальности, некий параллелизм, когда Лужин после детской обиды бежит к своей даче и когда пытается забыться после поединка с Турати, убежать, вырваться из этого мира. Он бежит в лес: он тот же, как в России, и тропинка и усадьба те же.
И, заболев «нервным переутомлением, не доиграв решительной партии», проснувшись в больнице здесь, в Германии, Лужин «увидел опять голубой блеск русской осени».
Счастлив ли Лужин в обычной жизни?
В дальнейших главах, выстраивая словесные ряды, можно прийти к выводу: в наступившем новом этапе жизни, где нет места шахматам, Лужин несчастлив.
Лужин пытается найти счастье в семейной жизни, отрекается от шахмат. Теперь у него есть красивая жена, которая делает всё для его блага («благополучная квартира», красивые вещи, вкусная изысканная еда, новый костюм, фрак, картины на стене – вещи-символы, которые вначале ошибочно радуют Лужина). Бытовая семейная «защита» против ходов судьбы оказывается недейственной. В шахматном мире Лужин всё умеет – здесь он неповоротлив, несвободен.
Глава 14. Эпизод «Прощание».
«Комбинация, которую он разгадывал всё это время неожиданно ему открылась... и он не властен прекратить движение... Надо прервать игру».
Итак, защиты нет. Есть единственный способ, чтобы «прервать игру».
Почему герой не может найти
другого выхода?
«В верхней части окна чернела квадратная ночь с зеркальным отливом... надо было только отпустить то, за что он держался, - и спасен... И в тот миг, что Лужин разжал руки... он увидел, какая именно вечность угодливо раскинулась перед ним». (В открытое окно гостиной влезает юный Лужин, когда убегает со станции и стремится вернуться назад, в «дачный рай». После выздоровления, в начале новой жизни, где не будет места шахматам, Лужина приветствует «сияющее голубое окно». А это окно с черным квадратом ночи – последнее окно).
Людям, которые выбили дверь и зовут Лужина по имени и отчеству, незнаком и чужд Лужин-творец. Он ушел, не понятый никем, кроме автора... Набоков осмысляет уход своего героя из шахмат как отступничество.
Набоковед Марк Лилли писал: «Лужин похож на шахматного короля... загнан в угол ванной комнаты, как король, загнанный в угол доски. Лужин не умер, как не умирает шахматный король. Повисший над бездной, Лужин как бы соединяет воедино игру и жизнь, которая всего-навсего сон».