Конспект занятия –путешествия
«Побег с острова бездельников»
Тема: «Подвижные игры как основа развития двигательной активности и развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста»
Цель урока:
Cовершенствовать навыки владения мячом ,скакалкой, обручами, посредством игровых координационных упражнений и подвижных игр.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Используемое оборудование: резиновые мячи, гимнастические скамейки, скакалки, обручи, игровой инвентарь, свисток.
Краткое описание:
Закрепление координационных упражнений с предметами, подвижных игр, развитие навыка взаимодействия обучающихся, ловкости, внимания, координационных способностей, ориентировки в пространстве, формирование навыка совместных командных действий.
Введение.
Подвижные игры– важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у детей. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом, прыжки на скакалке, упражнения с обручами и т. д.
На занятии-путешествии применяемые координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнения новыми и необычными.
Эти упражнения будут только тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся и в то же время выполняются:
при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетании);
при изменении привычного способа двигательного действия;
в непривычных сочетаниях;
при различных внешних условиях.
Д.Донской предлагает координацию движений рассматривать как совокупность трех видов координаций: нервной, мышечной и двигательной. Деление, конечно, условно, поскольку координация – это единый процесс центрально – периферической организации движений. Но для удобства анализа этого чрезвычайно сложного явления принятое деление можно считать правомерным.
Нервная координация – интегральный показатель взаимодействия афферентных систем организма и программирования движений, приводящего в конкретных условиях к решению данной двигательной задачи.
Мышечная координация – это согласование мышц, передающих команды управления на звенья тела. Сложность мышечной координации вытекает из биомеханической сложности движений человека. Совместно действующие мышечные группы, руководимые нервными центрами, часто определяют как нервно-мышечную координацию.
Двигательная координация – согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче (цели), текущей ситуации (состояние внешней среды) и функциональному состоянию организма. Именно в двигательной координации в полной мере отражаются особенности нервно – мышечной координации, а также влияние внешних условий движения звеньев тела.
В занятиях по физическому воспитанию с учащимися младшего школьного возраста для развития координационных способностей В.И.Лях рекомендует соблюдать такие дидактические принципы, как последовательность, систематичность, индивидуализация, использовать при обучении и развитии физических способностей сопряженный метод [49].
Главной задачей координационного совершенствования в младшем школьном возрасте является обеспечение фонда двигательных умений и навыко) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей. Для ее успешного решения необходимо применять обширный круг двигательных действий. С этой целью применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из них можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа общеподготовленых координационных упражнений.
Для возрасной категории детей от 5-8 лет должны преобладать аналитические координационные способности, воздействующие на различные специальные и специфические координационные способности. Преподавателю следует включать в учебный процесс аналитические координационные упражнения на развитие специфических координационных способностей и упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции. Это в первую очередь: подвижные игры и комбинированные эстафеты, спортивные игры. Среди методов можно выделить стандартно – повторный, вариативный (переменный), со строгой регламентацией варьирования Эффективность координационных упражнений зависит от методики их применения и организации занятий. Первое обязательное условие построения занятий – четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Вторым условием является обеспечение преемственности при освоении новых двигательных предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащегося реальные кинестетические ощущения, восприятие действий. Третье условие – строгое соблюдение общих дидактических принципов. Затрачивая на каждом занятии примерно 3 – 4 минуты на общие развивающие координационные упражнения без и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Педагог должен постоянно уделять внимание правильному (музыке) выполнению общих развивающих координационных упражнений.
Немецкие ученые В.Дитрих, Р.Винте касаясь методики воспитания координационных способностей, отмечают, что чем интенсивнее у учащегося в первые школьные годы развиваются координационные способности, включая быстроту, тем более высоких результатов можно ожидать в будущем .
Конспект занятия - путешествия
Тема: занятие-путешествие «Побег с острова бездельников»
Образовательная область: физикультурно-спортивная.
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.
Направленность урока: образовательно – тренировочная.
Предварительная работа: просмотр советских мультфильмов про школу.
Цель занятия:
Дать и закрепить у воспитанников знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний подвижных и спортивных игр для развития координационных способностей.
Задачи занятия:
Предметные:
Создать условия для формирования представлений детей о познании истории народных подвижных игр.
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость национальных, подвижных игр.
Обеспечить усвоения учащимися умения моделировать игровые ситуации.
Метапредпредметные:
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; раскрывать роль и значение подвижных игр для укрепления здоровья, развития основных физических качеств; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность посредством спортивных и подвижных игр; проводить сравнение и классификацию игр; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию о подвижных играх, праздниках; моделировать информацию.
Коммуникативные: характеризовать возможности занятий подвижными играми в укреплении дружбы и приобретение новых друзей. Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности. Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с педагогом; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
Формировать внутреннюю позицию воспитанника на уровне положительного отношения к здоровью; учебно-познавательные мотивы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Овладение способностью принять цель и задачи игровой деятельности.
Осуществлять взаимный контроль и соблюдать правила поведения во время игр.
Определять эффективные способы достижения положительного результата в игре.
Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения;
Понимание чувств других людей и сопереживание им;
Осознание своих возможностей, создать доброжелательную атмосферу умение работать в коллективе.
Предметные компетенции:
.Фомирование представлений о значении подвижных игр в укреплении здоровья человека.
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность посредством подвижных игр.
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Планируемые результаты:
Использовать подвижные игры как средство укрепления здоровья.
Развитие ловкости и координации.
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования.
Развитие навыков сотрудничества и согласованной деятельности.
Форма работы: групповая, парная. фронтальная.
Методы обучения: практический, словесный.
Инвентарь и оборудование: музыкальный центр, аудио записи, свисток, фишки, мячи, обручи, гимнастические палочки, инвентарь для игры.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока.
Сценарный материал.
Участники: Нехочуха, Путаница, Волшебница
Сценарий вступительной части занятия.
1.Голос за кадром
(Голос за кадром):
Пойди дружок, на запад, а после на восток,
Потом сверни на север и чуточку на юг.
Тогда ты без ошибки и непременно в срок
Отыщешь хитрый остров бездельников приют
На острове Безделья, где лодыри живут,
Такая вот история случилось нынче вдруг.
2.Выход Нехочухи (идет и поет песенку на мелодию «Чунга-чанга»):
Надоело мне учиться,
Я хочу сейчас носиться,
Я хочу сейчас резвиться_
На-до-е-ло!
3. выход Путаницы (поет):
Все, что я не делаю- все наоборот,
Шиворот- навыворот
И задом наперед.
4.Встретились Нехочуха и Путаница, обнимаются, радуются, стали вместе петь( на мелодию «Остров невезения):
Остров для бездельников, знаем где-то есть
Все, что нам захочется можно там все есть,
Все нам там позволено и запретов нет
Жили б мы в почете там много долгих лет.
5.Нехочуха:
Привет Ребята! Салютики! Парашутики!
6.Путаница:
Кто желает прыгать? Бегать? А учиться?
Так вы тоже хотите попасть на остров удовольствий?
7.Нехочуха:
Ура-а!!! мы не одинокие нехочухи и путаницы!!!
8.Путаница:
Как же нам туда попасть?
Давайте громко покричим : не хотим учиться! Хотим играть и веселиться!
9.За сценой слышен гром, грохот, появляется волшебник – преподаватель:
Если вы этого хотите Нехочуха и Путаница я вам помогу! Всех вас отправлю и ребят тоже!!!!
10.Нехочуха:
Ха-ха-ха!! Волшебников не бывает.
11.Волшебник: так говорят, те, которым не посчастливилось встречать волшебников, А вам повезло! Просто я коллекционер.
12.Путаница: Значков? Марок?
13.Волшебник: Нет, я собираю коллекцию заветных желаний. И должени вам признаться, что ваше желания попасть на остров мне понравилось и я его выполню.
14.Нехочуха: А не обманываешь?
15.Путаница: Когда вас отправить? Прям сейчас!
16.Волшебник (за сценой: грохот. шум):
Осин-босин. Чур меня!
Швинди-минди, труля-ля!
На остров Бездельников улетайте,
Кувыркайтесь, приземляйтесь,
Дело сделано теперь
Открывайся чудо – дверь!!!
17.Нехочуха и Путаница кувыркаюся через голову и встают:
Вот теперь мы отдохнем, играть будем, веселиться и не учиться.
Строимся ребята в колону по одному и маршируем по залу.
18. Волшебник: Хочу вас предупредить, что с острова можно только убежать, выполнив все задания! А не выполните, останетесь там навсегда!
Часть урока | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания | Кол-во |
Подготовительная часть (15 мин.) | Построение. Сообщение задач занятия. | 2 мин. | Проверить форму, состав группы. Построение в одну шеренгу, проверка наличия спортивной формы. | |
Техника безопасности | 2 мин. | Напомнить детям правила по ТБ: не толкаться; соблюдать дистанцию; соблюдать самостраховку. | |
Разминка | Ходьба: - на носках, руки вверх; - на пятках, руки за головой; -перекатом с пятки на носок, руки на пояс. -на внешней стороне стопы -на внутренней стороне стопы | 1 мин. | Движение в обход по залу. Соблюдение дистанции 1 метр. Колени не сгибать, руки выпрямить. Локти развести, взгляд направлен вперед. Следить за осанкой. Шаг короткий. | 1 круг |
| Бег -лицом вперед правым боком -приставным шагом левым боком -приставным шагом с высоким -подниманием бедра -с захлестом голени назад | 2 мин. | Темп медленный. Следить за дистанцией 1 м. Руки на пояс, руки за головой Бедро выносится на уровень горизонтали Пятками коснуться ягодиц. Вдох носом, выдох через рот. | 1круг |
| Упражнение на восстановления дыхания. 1-2-руки вверх-вдох; 3-4-руки вниз-выдох. | 1 мин. | Дыхание не задерживать. Выдох длинней. | 2круга |
| СБУ и СПУ (специальные беговые и прыжковые упражнения): - с высоким подниманием бедра; - с захлестыванием голени; - «многоскоки»; - «подскоки»; .- «подскоки» спиной вперед; - прыжки на правой ноге; - прыжки на левой ноге. | 3 мин. | Выполняются по диагонали спортивного зала. Колено выше, руки согнуты в локтевых суставах. Шаг короткий. Движения частые. Прыжок максимально вверх. Дистанция 3 шага. Приземление мягкое на переднюю часть стопы. | 1 круг |
| ОРУ в движении: - руки в «замок» перед грудью, вращение в кистевых суставах; - руки в стороны, вращение в локтевых суставах (внутрь, наружу); - руки к плечам, вращение в плечевых суставах (вперед, назад); - и.п. - руки на пояс; 1- руки вперед; 2- руки вверх; 3- руки в стороны; 4 – и.п.; - и.п. - руки согнуты перед грудью; 1-2 – рывки согнутыми руками; 3-4 – рывки прямыми руками в стороны; - и.п. - правая рука вверху, левая внизу; 1-2 – рывки руками назад; 3-4 – рывки левая вверху, правая внизу; - правая рука вверху, левая внизу, «захват» за спиной; - левая рука вверху, правая внизу, «захват» за спиной | 4 мин. | Следить за осанкой. Локтями «рисовать» большой круг. Четкое движение рук. Руки на уровне плеч.Ходьба на носках (полупальцах). | |
Основная часть 25 мин. | Правила техники безопасности при работе с мячами. | 1 мин. | Напомнить. | |
Подвижные игры | Перестроение в две шеренги. | 1 мин. | Из одной шеренги в две расчетом на 1-2. | |
Игра «Вызов номеров» Расчет на 1-4 По команде учителя добежать до линии, коснуться ее и вернуться назад.  | 2 мин. | Бег начинать с высокого старта. Следить за интервалом. Быть внимательным к командам учителя. | |
Эстафеты Спортивные игры | Упражнения с мячами в парах: 1. Двумя руками завести мяч за голову, поймать мяч за спиной; передача мяча партнеру двумя руками от груди. 2. Вращение мяча предплечьями; передача мяча партнеру двумя руками от груди. 3. Прямые руки в стороны, перебрасывать мяч над головой; передача партнеру снизу двумя руками. 4. Вращение мяча вокруг ноги, корпуса, головы; передача мяча партнеру двумя руками от груди с отскоком от пола. 5. Мяч подбросить вверх; сделать три хлопка; поймать; прокатить партнеру. 6. Перевод мяча под ногой на месте с внутренней стороны. 7. Сед на полу, ноги врозь. Броски мяча из-за головы двумя рукам с отскоком от пола. 8. «Пингвинчик». Мяч зажат коленями, прыжки на двух ногах с продвижением. | 10 мин. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 10-12 р. 3-4 р. | Ловить мяч два раза. Вращение по 3 раза вперед, назад. Партнер в это время выполняет наклоны вперед. Перебрасывать по два раза. Руки в локтевых суставах не сгибать. Два раза. Партнер в это время выполняет прогибы назад. Партнер в это время выполняет приседания (3 раза). Прыжком менять положение ног. 6 переводов. Руки выпрямляются за мячомВ одну сторону лицом вперед, обратно – спиной. | |
Упражнения на развитие координации «Отдать честь». «Пила и молот». | 1 мин. | Следить за правильным выполнением | |
8. Прыжки через гимнастическую скакалку 1.Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на двух ногах 2. Прыжки на одной ноге правой, левой 3. прыжки через скакалку с ноги на ногу. 4. прыжки руки скрестно восьмерка 5. вращение скакалки в обратном направлении. | 2 мин. | Темп выполнения средний Выполнять под счет Следить за интервалом Прыжки с одновременным вращением скакалки | |
9.Дыхательная гимнастика 1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…» 2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из…» 3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш…» 4.Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха…» 5. Как воздух выходит из шарика? «С-с-с…» | 1 мин. | Дыхание не задерживать Выдох длиннее Звук произносить громко | |
| Ловля и передача мяча в парах 1. Передача мяча двумя руками из – за головы 2. Двумя руками от груди 3. Двумя руками с отскоком от пола. | | Фронтальный метод Рассказ, показ, имитация Ошибки исправлять индивидуально Мяч держать широко расставленными пальцами Принимать на чуть согнутые руки Быть готовыми к приему мяча | |
Работа по станциям | 1 группа. Ведение мяча «змейкой»  2 группа. Ходьба по гимнастической скамейке; 1. руки в стороны. 2 ходьба в полном приседе по скамейке.  3 группа. Метание в цель теннисным мячом. 1.Бросить мяч в цель и поймать его. 4 группа. «Боулинг» На линии выстраиваются кегли в ряд. С противоположной линии, ученик катит мяч в сторону кеглей. Задача, как можно больше сбить кеглей.  | 3 мин. 3 мин. 3 мин 3 мин | Групповой метод Кисть жесткая, с широко расставленными пальцами Следить за высотой отскока и точным направлением. Метод поточный Страховка Следить за правильным выполнением Метод поточный Это упражнение способствует не только координации движений и их точности, но и глазомера. Метод поточный Катить мяч строго с разметки Метод поточный | |
Заключительная часть (5 мин.) | Игра малой подвижности «Совушка». | 2 мин. | Водящих назначает учитель. | |
| Упражнения на развитие координации 1 Вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз 2.Одной рукой гладить себя по животу, а другой рукой похлопывать себя по голове. | 2 мин. | ледить за правильным выполнением Упражнения выполняются в движении | |
Вопросы. 1. Как вы себя чувствуете? 2. Какое задание вам запомнилось больше всего? 3. Какое задание было трудно выполнять? 4. Понравилось ли вам на уроке? | 1 мин. | Закрепление теоретической части урока | |
| Домашнее задание Развивать координацию рук, лепить пластилином или глиной. | | Доступное выполнение | |
| Релаксация | | Привести организм в первоначальное состояние | |
| Построение. Подведение итогов урока. Выход класса из спортивного зала. | | Отметить активность детей, старание, большое желание научиться выполнять упражнения красиво, правильно. | |
Выводы.
1. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
3. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
5. Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
6. Применение упражнений партерной гимнастики, специальных подвижных игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей
появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.
7. Занятия с использованием средств партерной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
Используемая литература:
Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -1994. - №1.- С. 48-50.
Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -1997. - № 5. - С. 25-28.
Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.
Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001. –
Васильева О.Н. Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет. //
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=7iDokb1tEik
https://www.youtube.com/f61402cc-60b5-4bf1-ab70-4dd8082a0d6e
https://www.youtube.com/917f80bc-698a-4db5-9ce0-51500243c362
https://www.youtube.com/c1082095-24df-4b76-91bb-f2f8d55be32c
https://www.youtube.com/c49454a7-f79e-4d23-97d0-e47f0ee45d8c
https://www.youtube.com/54164314-2eb3-45c8-82ce-88a7164169ce
https://www.youtube.com/ed282363-a738-4585-abef-fc52c0a1e2be
https://www.youtube.com/17c00e13-fa45-4c12-a204-35f33172aaf3
https://www.youtube.com/e8dfad76-7162-4c33-bcce-34e193d7cd85
https://www.youtube.com/watch?v=LtNOqTzautU