СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" В жизни всегда есть место подвигу!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание.

Просмотр содержимого документа
«" В жизни всегда есть место подвигу!"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 пос. Чаадаевка







Классный час на тему:

" Пока мы помним, они живы! "















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МАРАКАЕВА О. В.








Цель:

  • воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в мирное, так и в военное время.

Задачи:

  • сохранять историческую память;

  • раскрыть историю трагедии участников локальных войн и конфликтов;

  • развивать уважительное отношение к участникам Чеченской войны, к их подвигам, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса подростков к истории России;

  • воспитание гордости у обучающихся за своих земляков.

Вид мероприятия: классный час.

Социальная роль: нравственная, патриотическая.

Место проведения: актовый зал.

Участники: обучающиеся 8 класса

Оформление и оборудование:

  • фотографии воина, погибшего в Чечне;

  • стенд "Пока мы помним, они живы!"

  • копии писем, документов Герасимова Алексея;

  • копия удостоверения о награждении Орденом Мужества Герасимова Алексея;

  • ПК, проектор, экран;

  • свечи.

Приглашенные: психолог школы - Карасёва Г. Е., учитель географии - Швецова Г.Н.., бывший классный руководитель Герасимова Алексея.


В жизни всегда есть место подвигу…

М. Горький


Демонстрация слайдов (Приложение)



Учитель. 11 декабря – День памяти погибших в Чечне. В этот скорбный день мы должны вспомнить и своих земляков- чаадаевцев, погибших при исполнении воинского долга и служебных обязанностей в ходе непростой контртеррористической операции на Северном Кавказе. (Слайд 1).

Так уж повелось на Руси, что ее история - это история воинского подвига. У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская…Все эти войны больно отзываются в наших сердцах.   Не должны исчезнуть из нашей памяти события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний, и многие не вернулись живыми. (Слайд 2).

Ученик 1:

Пусть история всех нас рассудит

И оценку пусть каждому даст.

Пусть о павших никто не забудет,

И хоть кто-то расскажет о нас.

Учитель. Россия - страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связано с особенностью менталитета российского народа, например, это развитое чувство служения своей Родине, желание быть патриотом. Каждый человек, я думаю, должен знать историю не только своей необъятной страны, но и историю свой малой Родины, историю народа, проживающего рядом. (Слайд 3).

Ученик 2:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси! (Слайд 4).

Учитель. События недавнего прошлого еще мало изучены историками, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Но в нашей школе учился простой парень, который ушёл защищать Родину, но не вернулся в родной дом. В 2020 году ему исполнилось бы 42 года. Его подвиг достоин внимания. (Слайд 5 -6).

Россия - многонациональное государство. Каждая республика суверенна. В начале 90-х годов произошел конфликт в Чеченской республике .Что же это была за война, на которой был наш земляк? Об этом мы должны знать .

Ученик 3: Историческая справка. Контртеррористическая операция на Северном Кавказе является продолжением событий 1994- 1996 гг., когда российская армия вела боевые действия по ликвидации незаконных вооруженных формирований и восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. Напомним, что в результате гражданского переворота в 1991 году Чеченскую Республику возглавила радикально настроенная группировка, ставившая целью создание независимого государства. По мнению руководства страны, Чечня стала источником не только региональной угрозы, но и международного терроризма. 9 декабря 1994 года президент Борис Ельцин подписал указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». И уже 11 декабря 1994 года началась операция по восстановлению там конституционного порядка. Военные действия в республике продолжались в течение почти двух лет. (Слайд 7).

Вторая чеченская официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Активная фаза боевых действии продолжалась с 1999 по 2000 год. Чеченская война - была направлена не только против внутреннего вооруженного столкновения, но и против внешних сил, заинтересованных в расчленении России. Главной причиной послужило вторжение боевиков в Дагестан. Вооруженные столкновения сопровождались вводом отрядов «Исламской миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и арабского полевого командира Хаттаба. 4-16 сентября 1999 года, в нескольких городах России (Москве ,Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия терактов - взрывы жилых домов мирного населения. (Слайд 8).

В итоге – победу одержали вооруженные силы РФ, была восстановлена территориальная целостность Российской Федерации. Вторая чеченская война началась 30 сентября 1999года. (дата ввода вооруженных сил России в Чечню).Чечня с 1996 года не могла жить иначе, как паразитируя на России: собственной экономики у нее попросту не было, а амбиции полевых командиров, ставших разбойными атаманами, но не умеющих быть никем другим, толкали их дальше. Возобновление боевых действий на Кавказе было лишь вопросом времени. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября президент России Борис Ельцин подписал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».Указ предусматривал создание Объединённой группировки войск на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции. (Слайд 9).

23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного и его окрестностей, 30 сентября они вошли на территорию Чечни. (Слайд 10).

Итогом войны стало подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня вновь стала по факту независимым, но на самом деле непризнанным ни одной страной мира (в том числе Россией) государством. В республике начался межвоенный кризис и рост ваххабизма, в дальнейшем приведший к вторжению боевиков в Дагестан, а затем и к началу Второй чеченской войны. (Слайд 11).

Учитель. Чеченская война длилась несколько лет, погибло более трех тысяч русских солдат. Мы же должны всегда помнить тех парней, которые сражались за правое дело. Всех их связывало одно – любовь к Родине, ведь они все готовы были отдать свою жизнь, чтобы восстановить мир. Для усмирения чеченских боевиков было брошено много российских солдат. Так и из нашего посёлка участвовали в боевых действиях несколько человек. Они столкнулись лицом со смертью. На их глазах умирали товарищи. Но свой долг они выполнили до конца, многие не вернулись, получив награды посмертно. Это наши герои: Баязитов Рашид Зуфярович и Герасимов Алексей Владимирович. В нашей школе в 2016 году в их память были открыты мемориальные доски. (Слайд 12).

Несколько раз мы встречались с родными Герасимова Алексея, они много рассказали нам об этом удивительном парне и передали в школьный музей его письма, фотографии. Это помогло нам узнать подробности о жизни героя и его службе в Чечне.

Ученик 5:

Мужество – это не мода.

Скорая, быстротечная.

Мужество – суть мужчины

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Ученик 6: Герасимов Алексей Владимирович родился в живописном месте Городищенского района, в поселке Чаадаевка, в 1978 году. (Слайд 13). С детства мальчишка полюбил родные места, свою улицу, где играл с друзьями, бегал рыбачить на озеро и купаться в холодной Суре. На велосипеде объездил все окрестности, хранил потайные места в лесу, откуда приносил грибы и ягоды и всегда с раннего возраста помогал во всём своим родителям, брату и сестре ( Приложение 1).

В первый класс пошел в поселковую школу Его первая учительница – участник Великой Отечественной войны - Дрожжева Елена Васильевна. (Слайд 14).Именно она стала тем главным человеком в судьбе мальчишки, которая смогла заинтересовать его историей, военными событиями, развить в нём лучшие человеческие качества: прежде всего стать настоящим сильным мужчиной и быть готовым в любую минуту защитить свою Родину (Приложение 2).

Учился Алексей по-разному, но учителя никогда на него не жаловались. Открытый человек , добрый, отзывчивый, дружелюбный, всегда готовый помочь в трудную минуту. На переменах бегал, резвился вместе с остальными, спешил в столовую за пирожками, девчонкам помогал дежурить по классу. (Слайд 15). Легко находил общий язык со всеми: со сверстниками и учителями, на просьбы отзывался охотно, все поручения Алексей всегда выполнял ответственно. Так о нём вспоминают одноклассники, педагоги.

( Приложение 3).

Никогда не проходил мимо соседей, которые несли тяжёлые сумки или вёдра с водой. Алексей выхватывал тяжести из рук и с радостью доносил их до дома. Знакомые только восклицали: "Алёшка, какое у тебя доброе сердце! Никогда мимо не пройдёшь и в беде нас не бросишь". Скромный , улыбчивый парень всегда ставил перед собой цели и добивался их. Увлекался спортом. Всё свободное время проводил в спортзале, на стадионе. Так хотел быть сильным и выносливым. (Приложение 4).

После окончания 8 класса поступил в Сосновоборский лесной колледж по специальности "Лесное хозяйство".(Слайд 16). Здесь студент тоже показал себя с лучшей стороны. При встрече с родителями преподаватели говорили только хорошее об этом парне, отмечали его старательность, ответственность и дисциплинированность. Принимал активное участие во всех мероприятиях и спортивных соревнованиях. (Приложение 5)

Ученик 7: В 1986 году Герасимов Алексей Владимирович был призван в ряды вооруженных сил, от отсрочки отказался. (Слайд 17). Сказал, что, если пришла повестка, значит надо служить и не искать лёгкой доли, а учиться можно всю жизнь, ведь она долгая... Он всё успеет и многого добьётся.( Приложение 6)

Служба в армии закалила характер парня и ещё раз показала, что с такими можно и в разведку. Спокойный, выдержанный, исполнительный, целеустремленный, настойчивый... (Приложение 6).

Родители получали от сына добрые письма, где не было ни жалоб, ни недовольства чем-то. Он всегда только успокаивал родных и говорил, что всё у него отлично. Радовался, что главное - ему везёт с друзьями

После демобилизации занимался бегом, борьбой с юношами-призывниками с целью подготовки их к суровым условиям. (Слайд 18). С ранних лет мечтал стать кадровым офицером, но, сдав экзамены в Рязанское военное десантное училище, не прошел по конкурсу. Очень переживал из-за этого, но сказал. что обязательно добьется этого потом. Работал лесником в городе Городище, но о своей мечте не забывал. (Приложение 7). В районном военкомате предложили Алексею служить по контракту в городе Тоцком Оренбургской области, и он с радостью согласился. Каждый день были занятия, кроссы, стрельба на полигоне, шла очень серьезная подготовка. (Слайд 19).

За отличную службу в своей воинской части наградили грамотой и сфотографировали возле знамени части. (Слайд 20). Герасимов Алексей от счастья был на седьмом небе, и домой полетела его фотография. (Приложение 8).

Ученик 8: Однако вскоре пришел приказ из Москвы о командировке в Чеченскую Республику. Алексей не хотел сначала расстраивать родителей этой поездкой, очень переживал за маму. Но у молодого парня не было желания отказаться. Он знал, что там идёт война и многие не возвращаются обратно. Алексей по-настоящему и не мог предположить, насколько это было серьёзно для него и его товарищей. Но приказы не оспаривают... (Слайд 21).

Пока Алексей не ступил своей ногой на чужую землю, его молодая душа не верила, что он попал в горячую точку. Погода стояла теплая, под ногами на солдатские сапоги налипала глина, сырая и грязная. Он на мгновение вспомнил , что на его Родине - осень, но совсем другая. Вспоминать долго не пришлось, им скомандовали: "По машинам! "Так они покинули охраняемую зону аэропорта и поехали днем по Грозному в свою часть. (Слайд 22).

Теперь письма родным приходили с Кавказа. В октябре 1999года сын рассказывал, что зимовать придётся на Терском хребте, живут они в землянках, как в годы Великой Отечественной войны, выдали тёплую одежду, всегда носят с собой оружие и не расстаются с ним ни на минуту. (Слайд 23).Так надо! Алексей ярко писывал природу Кавказа, говоря, что это нечто удивительное . Расстраивало его только одно: отсутствие снега, частые дожди и туман. ( Приложение 9).

Снова ни одного намёка на усталость или плохие условия жизни. А они, действительно, были не из лучших. В горах не было достаточно чистой питьевой воды и с продуктами питания и обогревом были проблемы. Солдатам приходилось не только выполнять боевые задания, но и заниматься бытовыми вопросами. Они заготавливали дрова. Часто подвергали себя опасности взорваться на растяжках, быть убитыми боевиками. Разве это не настоящие мужчины?! (Слайд 24).

А времени свободного было так мало... Дни были короткие, а ночи длинные, и почта работала с большими перебоями... Хотя кавказская природа со своими природными капризами уже становилась привычной, душа тосковала по родным местам, по дорогим сердцу людям. (Слайд 25). Семья Алексея даже не предполагала, в каких непростых условиях оказался их родной человек, через что ему придётся пройти. Сердце матери, безусловно, предчувствовало беду, но Герасимова Галина Николаевна отгоняла плохие мысли прочь. Она не хотела думать о плохом, только каждый день молилась о сыне.

(Приложение 10).

Ученик 9: В ноябре 1999 года Алексей уже писал домой, что служба у него идёт как по маслу. (Слайд 26). Ветра стали холоднее, дожди сильнее, бушлат продувает насквозь, но это пустяки. Главное, что получил повышение - стал командиром взвода. Вернётся весной и будет поступать на курсы младшего лейтенанта, так как это планировал давно. Он также рассказывал о своих сослуживцах, говорил, что они ребята отличные, с ними некогда унывать. Шутки и смех спасают от грусти даже здесь, в таких непростых условиях. (Приложение 11)

Последние письма были очень короткими. (Слайд 27).Алексей сообщал, что жив и здоров, а времени свободного совсем нет, просил писать почаще. Рассказывал, что на улице - декабрь, а погода здесь, как весной: 16 градусов, и туманы, туманы... Для него, человека средней полосы, это непривычно. В конце письма всех поздравлял с Новым годом и передавал пламенный привет. Интересовался здоровьем близких, говорил о скорой встрече с ними. Столько тепла, нежности, заботы было в каждой строчке письма любящего сына. Это была единственная связь с теми, кто любил, очень переживал и с нетерпением ждал возвращения. (Приложение 12)

Никто там, в далёкой Чаадаевке, не мог предположить что это будет последнее письмо, а любимый сын не вернётся домой. Не суждено будет и сбыться его планам.

Был страшный бой, Алексей направлялся к месту боя на БМП, был наводчиком, но, увидев молоденького солдата, уступил свое место. Наверное, добрый человек не может поступить иначе, даже на войне, именно на войне... (Слайд 28).Этот поступок Герасимова Алексея спас жизнь новобранца. Боевиков было много. Солдаты попали в окружение. Тринадцать человек, среди них был и Алексей, остались прикрывать отход товарищей. К вечеру никто не вернулся. Ночью нашли всех убитыми. Алексей был сражен снайперской разрывной пулей.

Учитель. Маме – Герасимовой Галине Николаевне - ко дню рождения 4 февраля 2000 года пришло страшное извещение: « Военный комиссариат Тоцкого района с прискорбием извещает Вас, что Ваш сын рядовой Герасимов Алексей Владимирович 1978 года рождения до конца остался верный военной присяге, при выполнении боевой задачи в контртеррористической операции на территории Чеченской Республике погиб 28 января 2000 года». Такой страшный подарок получила любящая мать, невозможно было подобрать слова для её утешения.. (Слайд 29). Это горе потрясло всех, кто знал Алексея. Весь посёлок провожал героя в последний путь. Первый учитель, участник Великой Отечественной войны - Дрожжева Елена Васильевна- пришла тоже проститься со своим учеником.

Ученик 9:

Мама, мама! Милая, родная,

Посмотри: я здесь теперь, вверху,

На тебя гляжу сейчас из рая,

Но обнять тебя, как прежде, не могу.

Ты не плачь, не мучайся, родная,

Стал небом, лепестком, ручьем.

Я с тобой. Тебя я обнимаю

Нежным солнечным лучом!



Ученик 10:

На обелисках тот же белый снег

Он чист и светел – память вам такая.

Горячей юности война сломала след,

Вам выпала, видать, судьба иная.

С трибун высоких звездные чины

Нам говорили: «Мы, ребята, с вами…»

А Алексей вот не пришел с Чечни.

А что сказать сегодня маме…(Слайд 30).



Учитель. Герасимов Алексей Владимирович награжден орденом Мужества посмертно. (Приложение 13)

21 июня 2016 года на здании МБОУ СО Ш №1 р. п. Чаадаевка Городищенского района прошла торжественная церемония открытия двух мемориальных досок памяти погибшим при исполнении воинского долга на территории Чеченской республики: полковнику Российской Армии Баязитову Рашиду Зуфяровичу (награжден орденом «Красной звезды», медалью «За отвагу» и посмертно орденом «Мужество») и рядовому Российской Армии Герасимову Алексею Владимировичу (награжден орденом «Мужество» посмертно). (Приложение 14) (Слайд 31).

Но сегодня мы пригласили на классный час педагогов, которые учили Алексея и хорошо его знали.

Воспоминания учителей

Психолог школы - Карасёва Г. Е.: В коллектив пятого класса влился сразу, со всеми ребятами сдружился. Был учеником со средними способностями, но очень старательным. На уроках Алексей никогда не грубил. В нём было развито чувство справедливости. Общительный, отзывчивый, юморист, он был очень хозяйственный, трудолюбивый, так как рос в большой семье.

Учитель географии - Швецова Г.Н.: Когда я спросила его о том, какие предметы в школе у тебя любимые, он не задумываясь, ответил: «Физкультура и труд». Он любил очень мастерить на уроках трудового обучения, а любовь к спорту прошла через всю жизнь". (Слайд 32).

Учитель. Мы знаем и помним, что порядка 6000 наших земляков из числа призывников и сотрудников силовых структур участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе: в Чечне, Дагестане, Ингушетии. Пройдут годы. Многое со временем забудется о Чечне. Но эта война останется в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Подвиг российских солдат остается достойным примером для многих. Наши ребята не струсили, не спрятались, вели себя, как подобает настоящему воину. (Слайд 33).

Ученик 10-го класса исполняет песню “Офицеры” (сл. и муз. О. Газманова)

« Не дай бог, узнать вам, что такое война...» , - сказал мне однажды знакомый человек, участник Чеченской войны , когда в очередной раз вспоминал о службе. А ведь он прав! (Слайд 34). У этой войны, на которой был он, пока ещё нет истории. Она до конца не написана. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим. И мы должны быть благодарны тем, кто отстоял для нас Родину, потому что без «прошлого нет будущего». Герасимов Алексей был молодым мальчишкой, но он был солдатом. Мы очень гордимся своим земляком, и многие, я думаю, хотят быть похожими на него, потому что он герой. (Слайд 35).


Ученик 11

Война – Война!

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин.

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим…


(Объявляется минута молчания).


Учитель. В народе живет убеждение, что гражданин и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство необходимое и великое, чувство долга. Своим поступком это доказал обычный парень из посёлка Чаадаевка.

Ученик 12

Мы провели социологический опрос в школе среди учащихся 9 - 11 классов и узнали мнения молодого поколения о герое Чеченской войны. (Слайд 36).



Результаты опроса: 1 Смогли бы вы выдержать все испытания, которые выпали на долю Алексея Герасимова в Чечне?

Безусловно, смог бы.

74%

Смог бы с трудом.

9%

Не смог бы.


11%

Не вижу в этом смысла.

6 %



Результаты опроса:

2. Считаете ли вы Алексея Герасимова героем?

Считаю.


100%

Не считаю.


0%

(Слайд 37).

Результаты опроса:

3. Заслуживает ли Алексей Герасимов, как и многие другие герои Чеченской войны, установления мемориальной доски на стене школы?

Считаю


100 %

Не считаю


0%

(Слайд 38).

( Перед фотографией погибшего воина зажигаются свечи)

Учитель:

Помните, через века, через года,

Помните, о тех, кто уже не придёт никогда,

Пожалуйста, помните!

Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

(Слайд 39).

Пока мы помним, они живы! (Слайды 40-41).

IV. Список использованной литературы

1.Д.Литтелл « Чечня год-3»

2.В Зорин « Чечня- кремнистый путь к миру»

3.Трошев Г.Н. « Моя война»

4.Сладков А. В. «Грозный. Буденовск. Цхенвал. Донбасс.»

5.Родимов Н.А. « Две повести о Чеченской войне»

6..http://mirznanii.com/a/181716/chechenskiy-konflikt

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая чеченская война

9.https://sputnikipogrom.com/first-chechen-war/27862/#.WKL-tKBvUbc

10.Документы и фотографии из личного архива семьи Герасимова А. В.





































Приложение 1

Герасимов Алексей Владимирович





Дата и место рождения: 3 января 1978год

р.п. Чаадаевка Городищенский район Пензенская область



Приложение 2

1 класс

Любимый учитель - участник Великой Отечественной войны - Дрожжева Елена Васильевна.



Приложение 3

5 класс и классный руководитель Швецова Галина Николаевна









Приложение 4

"Последний звонок"



Приложение 5

Учёба в Сосновоборском лесном техникуме.



Приложение 6

Служба в армии.

Приложение 7



Служба по контракту в городе Тоцком Оренбургской области











Приложение 8

В воинской части.

Приложение 9

Командировка в Чеченскую Республику.



Приложение 10

На Терском хребте.



Приложение 11

С боевыми друзьями.





Приложение 12

Последнее письмо из Чечни.



Приложение 13

Награда - Орден Мужества посмертно.





Приложение 14

Торжественная церемония открытия мемориальных досок памяти погибшим при исполнении воинского долга на территории Чеченской республики







Приложение 15

Школьный музей





Приложение 16

Встречи с родными Герасимова А. В.











7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!