Литературное чтение на родном русском языке
2 класс
В. А. Жуковский «Жаворонок »
А.С. Пушкин «Птичка»
Подготовила учитель МБОУ г. Горловки «Школа №25»
Каплуновская И.А.
Отгадайте загадку
В полёте длительно поёт,
В степях, пустынях он живёт.
Встречает первым он рассвет,
Певца чудесней его нет.
— Чьи трели в воздухе плывут
И как певца того зовут?
Жаворонок
Жаворонки — это небольшие птицы длиной от 12 до 24 сантиметров и весом от 15 до 75 граммов. Крылья у них широкие, их размах достигает 30—36 сантиметров. Пернатые себя прекрасно чувствуют в небе.
Если жаворонку в воздухе грозит опасность, он камнем падает вниз и старается затеряться в стеблях травы. Гнездо птичка устраивает прямо на земле, среди травы.
Жаворонки прекрасные певцы.
Василий Андреевич
Жуковский
Русский поэт. Родился в конце 18 века. Написал для
детей очень доброе, красивое и радостное стихотворение
«Жаворонок». С которым мы сегодня познакомимся.
Разберём значения слов, которые могут быть вам непонятны.
ЛЕС ЗАРДЕЛ – описывается лес ещё не одетый в зелень листвы. И в лучах восходящего солнца окрашенный в красный цвет. ( зардеть – покраснеть)
ЛАЗУРЬ – оттенок синего цвета.
ПАР БЕЛЕЕТ ТОНКИЙ –туман над землёй.
Какое время года описано
в стихотворении?
Кто главный персонаж стихотворения?
Жаворонок
О чём это стихотворение?
- о красоте пения жаворонка;
- о любви к родному краю;
- о приходе весны.
Проверьте себя, как вы понимаете соответствия понятий о том, как пел песню жаворонок.
сердечно
легко
радушно
легко, невесомо
беспредельно
без особого напряжения;
без труда, без усилий.
воздушно
не имея предела, видимых границ.
Перейдите по активной ссылке, чтобы прослушать стихотворение
«Жаворонок» В. Жуковского
https://www.youtube.com/watch?v=xSSGI40AE4M
Выпускать птиц из клеток – весенний обычай, связанный с праздником
Благовещения Пресвятой Богородицы. Жаворонков, голубей, синичек и других птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении
людей.
В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, «попросят за того», кто дал им свободу.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением
А.С. Пушкина
«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
А. С. Пушкин
Главная мысль этого стихотворения?
О том, что нужно …. ( выбери ответ)
- Соблюдать народные традиции;
- не обижать птичек;
- творить добро.
Нажмите мышкой на активную ссылку и прослушайте декламацию стихотворения А.С. Пушкина «Птичка».
https://www.youtube.com/watch?v=2hQMceKD1AI
Итог урока
- С какими произведениями познакомились?
- Что нового узнали?
- Что общего у этих двух стихотворений?
- Какое настроение вам подарили эти стихи?
Домашнее задание
- Выучите наизусть одно из стихотворений.
- Заполните соответствия в печатной тетради, которые разобрали на уроке стр. 125 - 129
Спасибо
за
работу на уроке!