СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ваививфрекркеоекцоецоецоу

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ваививфрекркеоекцоецоецоу»

Урок ОБЖ в 11-м классе

по теме: "Первая медицинская помощь при остановке сердца"


Дата проведения: ____________________ Продолжительность: 40 мин.

Тип урока: – комбинированный;

Метод обучения: рассказ преподавателя с постановкой проблемных вопросов.

Средства обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер.

Цель: обучение оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца.

Задачи:

  • дать представление о работе сердца, научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца;

  • развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

– Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца и дыхания на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете, что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при остановке сердца.


  1. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа. Вопросы к беседе:

- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергию движения крови) (слайды 2и 3).

- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами). (слайд 4).

- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).

- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет).

  1. Практикум «Как проверить пульс».

Учитель. Вспомните, что такое пульс. (Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий).

В каких местах лучше всего прощупывать пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка)

Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:

  • Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.

  • Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.

  • Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.


  1. Изучение новой темы.


Учитель. Что такое первая помощь?

Учитель. По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности? (Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорке дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке).

При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от трех до пяти минут.

Признаки клинической смерти Отсутствуют:

- сознание;

- самостоятельное дыхание;

- реакция на боль;

- пульс на сонной артерии

Зрачок широкий, не реагирует на свет.

Проверка реакции зрачка на свет:

  • Прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать.

  • При наличии фонарика, осветить зрачок.


Обеспечение проходимости дыхательных путей:

  • Очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс.

  • Запрокинуть голову, подложить валик.

  • Выдвинуть нижнюю челюсть

Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.

Способы искусственного дыхания:

  • Способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания (слайд 10).

  • Способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт (слайд 10).

  • Способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.

  • Способ Каллистова - применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поварачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.


При правильном проведении искусственного дыхания у пострадавшего

наблюдается подъем грудной клетки.

При терминальном состоянии (это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма) речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае необходима экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Проводится непрямой массаж сердца.

Если прекратились дыхание и сердечная деятельность необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

  • Пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности.

  • Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.

  • Энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке.

  • Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3-4 см.

НЕДОПУСТИМО!

  • Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.

  • Накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.


Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием

Непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь оказывают два или три человека:

  • Первый производит непрямой массаж сердца.

  • Второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот».

  • Третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь.

  • Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя.

  • Попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).


  1. Закрепление.

  1. «Азбука» элементарной реанимации

  2. Ответьте на вопросы:

Что такое первая помощь?

Как определить пульс пострадавшего?

Как выполняется непрямой массаж сердца?

Что происходит с сердцем во время массажа?

Что такое искусственная вентиляция легких?

Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.



  1. Итог урока.

По итогам проделанной работы обучающиеся оцениваются учителем.

Домашнее задание: § 24 стр.114-119; записать и знать правила определения пульса, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!