Урок ОБЖ в 11-м классе
по теме: "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
Дата проведения: ____________________ Продолжительность: 40 мин.
Тип урока: – комбинированный;
Метод обучения: рассказ преподавателя с постановкой проблемных вопросов.
Средства обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер.
Цель: обучение оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца.
Задачи:
дать представление о работе сердца, научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца;
развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;
воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
– Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца и дыхания на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете, что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при остановке сердца.
Повторение пройденного материала.
Беседа. Вопросы к беседе:
- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергию движения крови) (слайды 2и 3).
- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами). (слайд 4).
- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).
- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет).
Практикум «Как проверить пульс».
Учитель. Вспомните, что такое пульс. (Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий).
В каких местах лучше всего прощупывать пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка)
Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:
Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.
Изучение новой темы.
Учитель. Что такое первая помощь?
Учитель. По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности? (Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорке дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке).
При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от трех до пяти минут.
Признаки клинической смерти Отсутствуют:
- сознание;
- самостоятельное дыхание;
- реакция на боль;
- пульс на сонной артерии
Зрачок широкий, не реагирует на свет.
Проверка реакции зрачка на свет:
Прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать.
При наличии фонарика, осветить зрачок.
Обеспечение проходимости дыхательных путей:
Очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс.
Запрокинуть голову, подложить валик.
Выдвинуть нижнюю челюсть
Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.
Способы искусственного дыхания:
Способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания (слайд 10).
Способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт (слайд 10).
Способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.
Способ Каллистова - применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поварачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.
При правильном проведении искусственного дыхания у пострадавшего
наблюдается подъем грудной клетки.
При терминальном состоянии (это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма) речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае необходима экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Проводится непрямой массаж сердца.
Если прекратились дыхание и сердечная деятельность необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности.
Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.
Энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке.
Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3-4 см.
НЕДОПУСТИМО!
Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.
Накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.
Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием
Непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь оказывают два или три человека:
Первый производит непрямой массаж сердца.
Второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот».
Третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь.
Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя.
Попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).
Закрепление.
«Азбука» элементарной реанимации
Ответьте на вопросы:
Что такое первая помощь?
Как определить пульс пострадавшего?
Как выполняется непрямой массаж сердца?
Что происходит с сердцем во время массажа?
Что такое искусственная вентиляция легких?
Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.
Итог урока.
По итогам проделанной работы обучающиеся оцениваются учителем.
Домашнее задание: § 24 стр.114-119; записать и знать правила определения пульса, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.