СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вальдорфский детский сад.Система работы с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре на тему Вальдорфский детский сад и система работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Вальдорфский детский сад.Система работы с детьми.»

Вальдорфский детский сад. Что это такое?



Широко известная по всему миру Вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.

Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или – возможно ли это? – полный отказ от так называемых «развивающих» занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.

Раннее детство – это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?

В Вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в магазин, больницу, дочки - матери. Только игрушки не совсем традиционные: в Вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.

Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и деньги в магазине, и лекарства в больнице, и машины в гараже.

Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.

Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.

Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница – ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.

Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут «настоящей» взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.

Как и многое другое, песни у Вальдорфцев «живые», как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.

Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.

Нередко сторонние люди обвиняют Вальдорфскую педагогику в чрезмерной «религиозности» и даже «сектанстве». Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасха, нередко зажигаются свечи.

Детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.

Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.

Если Вы спросите мам «Вальдорфских» детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут Вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей.

О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня.

Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.

И наконец о том, что в Вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели – это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.





Вальдорфская педагогика исходит из образа человека как телесно-душевно-духовного существа и из духовно-научных антропологических представлений о развитии ребенка, человека на каждой возрастной ступени 3-х первых семилетий жизни.

Вальдорфская педагогика основана на конкретных методах работы с телесностью ребенка, чтобы он был физически здоров, с душевной организацией для того чтобы ребенок был добр, отзывчив, для выработки здорового мышления, моральных ценностей и нравственных ориентиров.

Раскрытие душевных сил происходит через раскрытие мыслительной, эмоциональной, волевой области души.

Методология Вальдорфской педагогики обеспечивает салютогенетический подход и гармоничное развитие всего человеческого существа, а не только интеллектуальной сферы, что закладывает здоровое функционирование организма в течении всей последующей жизни.

Особенность первого семилетия ребенка от рождения до смены зубов заключается в том, что в этом возрасте закладывается фундамент всего, что необходимо для дальнейшей жизни – и прежде всего, происходит развитие всех внутренних органов, т.е. физической организации ребенка.

Для здорового развития исходят:

- из внутреннего взгляда ребенка: «МИР ДОБР» и это надо обеспечить в процессе воспитания (см. создание атмосферы любви, доверия, спокойствия);

- из принципа воспитания: «ПОДРАЖЕНИЕ И ПРИМЕР» все окружение побуждает ребенка к деятельности и подражанию внутреннему и внешнему. Ребенок хочет познать этот мир и освоить свой дом – физическое тело;

- из принципа, что ребенок в этом возрасте «СПЛОШНОЙ ОРГАН ЧУВСТВ» все окружающее воспринимает всей своей телесностью (ребенок – сплошной слух, зрение, сердце, желудок и т.д.). Существо ребенка откликается непосредственным образом на все окружение и это формирует его внутренние органы. И здесь могут быть серьезные нарушения, если этого не учитывать;

- из принципа «ЗАБОТЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ», обо всем том, что оказывает влияние на формирование внутренних органов:

а) интерьер – отсутствие углов – телесно ребенок подражает углам, цвет интерьера, одежды – ребенок не так воспринимает цвета, как взрослый, звуки – речи и музыки должны быть гармоничны, запахи – приятные, не резкие, свет и цвет – должны соотноситься с характером и видом деятельности ребенка;

б) создание атмосферы любви, доверия, спокойствия – ребенок как сплошной орган чувств воспринимает не только внешнее (например слова), но и внутреннее состояние родителей и воспитателей. То, что в душе у взрослого – ребенок воспринимает всем телом и душевные неполадки могут вызывать заболевания внутренних органов. Важен человеческий контакт, добрый разговор без поучений и моралей. Противопоказаны: телевидение, компьютерные игры и т.д.;

в) темперамент родителей, воспитателей, который в более позднем возрасте из-за неправильного формирования внутренних органов вызывает такие болезни как астма, аллергия, сколиоз, ревматизм и т.д..

- из принципа «ЗАБОТЫ О ЖИЗНЕННОМ РИТМЕ И ПРИВЫЧКАХ РЕБЕНКА» - как о залоге здоровья.

Вальдорфская педагогика учитывает жизненные ритмы:

суточный, недельный – где предусмотрены различные виды развивающей деятельности ребенка;

годовой – чтобы через праздники года, столик времен года, наблюдение за растениями и т.д. ребенок связывался с ритмом Земли, космоса.

Работа с душевными силами ребенка, которые после смены зубов трансформируются в силы обучения.

Здесь ставится задача, чтобы ребенок обрел уверенность, доверие к своим способностям, возможностям познавать мир, ориентироваться в нем. Если душевная жизнь взрослого складывается мышления, чувства, воля, то жизнь ребенка основана на воле, чувствах, мышлении. Важнейшей задачей детского сада является активизация волевых чувств: осязания, жизни, движения, равновесия.

Через тактильные чувства ребенок познает границы своего тела. Прикосновение – есть разделение и соединение одновременно и все прикосновения для развития осязания должны быть через натуральные материалы и их разнообразие (дерево, шелк, шерсть, песок, тесто, воск). Все синтетические материалы для ребенка неправда и вредны.

Через развитие чувства движения – разрабатываются крупная и мелкая моторика, что способствует развитию речи, мышления. Предусмотрены такие виды деятельности как пальчиковые игры, лепка, рукоделие, валяние из шерсти и др.

Через чувство равновесия развивается слух, ориентация в пространстве, музыкальные задатки. Предусмотрены специальные игры, оснащение детских площадок и игровых помещений.

Чувство жизни – придает уверенность в своих силах, раскрывает возможности ребенка.

Развитие фантазии одна из самых важных задач обучения. Это предпосылка развития творческих способностей: рисование красками по мокрому, рисование восковыми мелками, музыка и специальные музыкальные инструменты, игрушки, куклы пробуждающие фантазию (куклы, имеющие не законченный образ, где ребенок может додумывать настроение куклы, и т.п.), свободная игра.

Развитие моральных ценностей и благоговения. Этому способствуют народные сказки – показ и рассказ, кукольные спектакли, подражание и пример.

Развитие социальных навыков. Самый сильный обучающий момент Вальдорфской педагогики – разновозрастная группа, взаимодействие, помощь, подражание между старшими и младшими, хоровод, подготовка праздников с родителями.

Наблюдение ребенка совместно с коллегией и родителями.

Все вместе обеспечивает здоровый фундамент на всю жизнь, социальную адаптацию, развитие моральных ценностей и готовность к школе.