Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Этап мотивации | Настроить на работу учащихся | Словесный (беседа) | С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать, А работать и читать! - Девиз нашего урока «Чтение – вот лучшее учение!» - Давайте попробуем объяснить данную пословицу. (Если много читаешь, то получаешь много новых знаний) | Приветствуют учителя Формулируют ответ на вопрос | Фронтальная Фронтальная | Презентация PowerPoint (девиз) | Контроль учителя Контроль учителя | | | Устойчивая положительная мотивация к деятельности |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Создать условия для повторения ранее изученного материала | Словесный (беседа) Словесный (беседа) | - С каким автором вы работали на прошлом уроке? (В. Осеева) - С каким произведением Валентины Осеевой вы ознакомились на прошлом уроке? (Волшебное слово) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта Валентины Александровной Осеевой. - Я приготовила шифр, разгадав который вы узнаете название произведения, с которым будем знакомиться на сегодняшнем уроке. ЕЕШОРОХ (Хорошее) - О чём нам говорит название рассказа? --- Предположите о чём он. - Итак, ребята, какие интересные факты, из жизни Валентины Осеевой, вы помните? В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла. Что её настоящее призвание – воспитывать детей через свои написанные произведения. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних провонарушителей. | Отвечают на вопросы, демонстрируют знания Выполняют задание Вспоминают факты из жизни В.А. Осеевой. | Фронтальная Парная Фронтальная | Презентация в PowerPoint(шифр) | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; | К: вступать в диалог с учителем, доказывать свою точку зрения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной П.: проявлять познавательную инициативу | Осознание моральных норм поведения, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, мотив, реализующий потребность в социально значимой деятельности. |
Этап выявления места и причины затруднения | Создать условия для формулирования темы и цели урока | Словесный (беседа) Словесная (беседа) | - Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы. Подумайте, какая пословица относится к нашему герою. Добрый человек добру и учит. Лучше хорошо поступить, чем красиво говорить. - Чтобы узнать какая пословица относится к Юрику, наша задача прочитать произведение. - Сформулируйте тему и цель урока. Цель: Познакомиться с новым произведением Осеевой «Хорошее» Тема: Валентина Осеева «Хорошее» | Предполагают Формулируют тему и цель урока | Фронтальная Фронтальная | Презентация в PowerPoint(пословицы) Презентация в PowerPoint(тема, цель) | Контроль учителя Контроль учителя | высказывать и аргументировать свою точку зрения | Р: формулировать тему и цель урока; следовать учебным целям; К; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной | Навыки находить выходы из спорных ситуаций |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности | Словесный(беседа) Практический (составление плана) | -Что нам нужно чтобы достичь нашей цели? (план) - У вас на парте лежат пункты плана. Предлагаю вам в паре составить план в правильном порядке, а одна пара выйдет к доске. План: -
Прослушать рассказ -
Прочитать рассказ -
Проанализировать рассказ -
Сделать вывод по рассказу Также у вас на столах лежат листы самооценки. Не забывайте отмечать свою деятельность на протяжении всего урока. | Проговаривают последовательность действий | Парная | Распечатанный план, деформированный план Листы самооценки | Взаимоконтроль | использовать простейшие виды анализа: устанавливать причинно-следственные связи | Р:планировать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; К: договариваться, приходить к единому мнению | Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания |
Этап реализации построенного проекта | Построить с учащимися нового способа действия и формировать его умения по применению решения задачи, вызвавшей затруднение , так и при решении задач такого класса или типа вообще | Практический(задание) Словесный (беседа) Практический (работа на карточках) Наглядный (прослушивание аудиозаписи) Словесный (беседа) | - Ребята, как вы думаете, кто такие «беспризорники»? Сейчас я раздам вам карточки, а вы соотнесите слова так, как считаете правильно. - Как вы думаете, какие произведения писала писательница? (Поучительные, чтобы ребята знали, что такое хорошо, что такое плохо) - Перед тем, как нам прослушать рассказ, посмотрите на карточки с таблицей. Прочитайте вопросы и где ответы «да», «нет», поставьте плюс, как вы считаете правильно на свой взгляд. | Да | Нет | Мальчика звали Славик? | | | У него был пёс и кошка? | | | Мальчик хотел делать хорошие дела? | | | Мальчик прогнал грубо свою сестру? | | | - Какой мы сейчас выполним пункт плана?(1) - Сейчас я включу аудиозапись, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить, те образы, о которых рассказывает писатель. - Сейчас вы услышите чтение профессионального чтеца. Обратите внимание на его интонацию. Так же попробуйте представить картину, которую описывает автор. Подмечайте всё хорошее в этом рассказе - Итак, какие эмоции вызвал у вас рассказ? - Скажите, о чём рассказ? (О мальчике Юрике, который хотел делать хорошие дела, но только думал о них и всех прогонял) - А кто ещё является персонажем, кроме мальчика Юры? (сестра, пёс Трезорка, мама) О жанре - Почему это произведение называется «рассказ», почему не «сказка»? Давайте вспомним отличительные черты жанров. У вас на столах лежат карточки, вам нужно будет соотнести правильные ответы в паре. Физминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Демонстрируют знания Выполняют работу на карточках Слушают аудиозапись, анализируют Выполняют задание Выполняют физминутку | Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная Парная Фронтальная | Карточки Карточки с таблицей Аудиозапись чтения ПрезентацияpowerPoint(ответы) | Самоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | Воспринимать содержание текста, осмысливать Воспринимать содержание текста, осмысливать, отвечать на вопросы использовать простейшие виды анализа: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль рассказа | К.: адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию К: учитывать разных мнений и стремление к координации различных позиций, формулировать собственное мнение и позицию | развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать свои эмоции к прослушанному рассказу |
Этап первичного закрепления с проговариванием | Создать условия для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (характеристика) | - Молодцы ребята! Какой теперь мы будем выполнять пункт плана? (2) - Прочитайте рассказ сначала про себя, а потом будем читать выборочным чтением. - Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки. (солнце светит, денёк хороший) - Сейчас я дам вам задания по рядам. - Первый ряд: Найдите строки, о чём мечтал Юрик вначале? (Что, если б моя сестрёнка тонула, то я бы её спас). Как вы думаете, хорошая это мечта или плохая? - Второй ряд: О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, я бы их застрелил) Что вы можете сказать об этой мечте? - Третий ряд: Найдите последнюю мечту Юры. (Вот если б Трезорка в колодец упал. Я бы его спас) - Итак, давайте сделаем с вами вывод, какие мечты были у Юры? (мечты у Юры были хорошие) - А теперь давайте посмотрим на его действительные поступки. - Найдите в тексте и прочитайте его разговор с сестрой. Как он поступил с сестрой? (Он обидел сестру, грубо её прогнал) - Давайте охарактеризуем Юрика. Посмотрите на слайд и подумайте в паре, какие качества подходят к Юрику, запишите к себе в тетрадь. Ленивый Добрый Грубый Отзывчивый Не воспитанный Работящий - Хорошо, ребята. Какой следующий плана мы с вами выполним? (3) - Итак, скажите, какую пословицу мы можем отнести к главному герою? (2) Давайте вернёмся к нашему названию рассказу. «Хорошее» А Юра сделал по итогу что-то хорошее? Какой совет мы можем дать Юре? Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, почему именно это изобразил автор? Давайте найдем отрывок, который подтверждает нашу иллюстрацию. - Итак, мы сейчас с вами проанализировали нащ рассказ. Какой мы выполнили пункт плана? (3) | Находят и информацию в учебнике Характеризуют героя | Групповая Парная | Учебник Презентация PowerPoint (характеристики) | Взаимоконтроль Взаимоконтроль | ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух) Отвечать на вопросы, участвовать в беседе по прочитанному Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Отвечать на вопросы, участвовать в беседе по прочитанному | П.: осуществлять поиск необходимой информации К: адекватно использовать речь; средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Р: принимать и сохранять учебную задачу; умение делать правильные выводы. К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Умение анализировать свои действия и управлять ими. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | выявить уровень усвоения материала учащимися | Практический (самостоятельная работа) | - Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу по прочитанному произведению. В своей тетради записывайте только номер вопроса и букву ответа, которую считаете нужной. Потом мы сверим ваши ответы с доской. 1.Проснулся Юрик … . А)днём Б)утром В)вечером 2.Денёк … . А)солнечный Б)замечательный В)хороший 3.Что, если б моя … тонула, а я бы её спас? А)сестрёнка Б)сестра В)сестричка 4.Уходи, не мешай … ! А)думать Б)мечтать В)отдыхать 5.Вот если б на няню волки напали, а я бы их … ! А)прогнал Б)напугал В)застрелил 6.Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его … ! А)вытащил Б)спас В)вытянул 7.Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне … , Юра!» А)водички Б)поесть В)попить 8.Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай … Трезору. А)водички Б)попить В)воды | Выполняют самостоятельную работу | Индивидуальная | Презентация PowerPoint (эталон) | Самоконтроль | Отвечают на вопросы фактического характера | Р: понимать и принимать учебную задачу; П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, К: строить монологическое высказывание | Умение анализировать свои действия и управлять ими. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Создать условия для определение достижения цели | Словесный (беседа) | - Чему был посвящён наш урок? - Давайте вернёмся к нашим пословицам. Как вы думаете, какая теперь подходит под наш рассказ? - Чему учит рассказ, как вы думаете? (Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи) - Какой сейчас выполним пункт плана? (4) - Да ребята, вы правы. Какой мы можем сделать общий вывод по прочитанному рассказу? Вывод: Этот рассказ написан для того, чтобы люди задумывались, что нужно меньше говорить, а больше делать хороших дел, если действительно хочешь совершить хорошие дела. | Подводят итоги Отвечают на вопросы | Фронтальная | Презентация PowerPoint (пословица) | Контроль учителя | Участвовать в устном общении на уроке | Р: принимать и сохранять учебную задачу; умение делать правильные выводы с помощью учителя К: слушать и понимать речь других; | Умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности |
Рефлексия | Создать условия для оценивания деятельность | Словесный (беседа) | - Оцените свою деятельность на уроке, проанализировав листы самооценки. | Оценивают свою деятельность | Индивидуальная | Листы самооценки | Самоконтроль | Участвовать в устном общении на уроке | П.: строить сообщения в устной форме | Способность к оценке своей деятельности |