СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Валентина Осеева "Хорошее"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Валентина Осеева "Хорошее"»

Тема урока: В. Осеева «Хорошее»

Класс: 2

Цель: формирование нравственных качеств – «стремление делать хорошие поступки», через произведение В. Осеевой «Хорошее»

Задачи:

Дидактические: совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, выразительность, учить работать с текстом, совершенствовать навыки анализа произведения.

Развивающие: развивать и обогащать речь обучающихся, развивать критическое, образное и ассоциативное мышление

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора



Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации

Настроить на работу учащихся

Словесный (беседа)

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!


- Девиз нашего урока «Чтение – вот лучшее учение!»

- Давайте попробуем объяснить данную пословицу.

(Если много читаешь, то получаешь много новых знаний)



Приветствуют учителя







Формулируют ответ на вопрос







Фронтальная







Фронтальная



Презентация PowerPoint (девиз)



Контроль учителя







Контроль учителя








Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Создать условия для повторения ранее изученного материала



Словесный (беседа)









Словесный (беседа)








- С каким автором вы работали на прошлом уроке? (В. Осеева)

- С каким произведением Валентины Осеевой вы ознакомились на прошлом уроке? (Волшебное слово)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта Валентины Александровной Осеевой.

- Я приготовила шифр, разгадав который вы узнаете название произведения, с которым будем знакомиться на сегодняшнем уроке.

ЕЕШОРОХ (Хорошее)

- О чём нам говорит название рассказа? --- Предположите о чём он.

- Итак, ребята, какие интересные факты, из жизни Валентины Осеевой, вы помните?

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет.

Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла. Что её настоящее призвание – воспитывать детей через свои написанные произведения. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних провонарушителей.


Отвечают на вопросы, демонстрируют знания



Выполняют задание






Вспоминают факты из жизни В.А. Осеевой.


Фронтальная







Парная






Фронтальная









Презентация в PowerPoint(шифр)


Контроль учителя







Взаимоконтроль



Контроль учителя





прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

К: вступать в диалог с учителем, доказывать свою точку зрения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной П.: проявлять познавательную инициативу

Осознание моральных норм поведения, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, мотив, реализующий потребность в социально значимой деятельности.






Этап выявления места и причины затруднения

Создать условия для формулирования темы и цели урока

Словесный (беседа)





Словесная (беседа)







- Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы. Подумайте, какая пословица относится к нашему герою.

Добрый человек добру и учит.

Лучше хорошо поступить, чем красиво говорить.

- Чтобы узнать какая пословица относится к Юрику, наша задача прочитать произведение.

- Сформулируйте тему и цель урока.

Цель: Познакомиться с новым произведением Осеевой «Хорошее»

Тема: Валентина Осеева «Хорошее»




Предполагают



Формулируют тему и цель урока



Фронтальная



Фронтальная










Презентация в PowerPoint(пословицы)

Презентация в PowerPoint(тема, цель)











Контроль учителя





Контроль учителя









высказывать и аргументировать свою точку зрения



Р: формулировать тему и цель урока; следовать учебным целям; К; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной



Навыки находить выходы из

спорных ситуаций

Этап построения проекта выхода из затруднения


Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности

Словесный(беседа)




Практический (составление плана)





-Что нам нужно чтобы достичь нашей цели? (план)

- У вас на парте лежат пункты плана. Предлагаю вам в паре составить план в правильном порядке, а одна пара выйдет к доске.

План:

  1. Прослушать рассказ

  2. Прочитать рассказ

  3. Проанализировать рассказ

  4. Сделать вывод по рассказу

Также у вас на столах лежат листы самооценки. Не забывайте отмечать свою деятельность на протяжении всего урока.


Проговаривают последовательность действий











Парная

Распечатанный план, деформированный план

Листы самооценки







Взаимоконтроль








использовать простейшие виды анализа: устанавливать причинно-следственные связи






Р:планировать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;

К: договариваться, приходить к единому мнению


Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания








Этап реализации построенного проекта

Построить с учащимися нового способа действия и формировать его умения по применению решения задачи, вызвавшей затруднение , так и при решении задач такого класса или типа вообще


Практический(задание)




Словесный (беседа)






Практический (работа на карточках)
























Наглядный (прослушивание аудиозаписи)











Словесный (беседа)

- Ребята, как вы думаете, кто такие «беспризорники»? Сейчас я раздам вам карточки, а вы соотнесите слова так, как считаете правильно.

- Как вы думаете, какие произведения писала писательница? (Поучительные, чтобы ребята знали, что такое хорошо, что такое плохо)

- Перед тем, как нам прослушать рассказ, посмотрите на карточки с таблицей. Прочитайте вопросы и где ответы «да», «нет», поставьте плюс, как вы считаете правильно на свой взгляд.


Да

Нет

Мальчика звали Славик?



У него был пёс и кошка?



Мальчик хотел делать хорошие дела?



Мальчик прогнал грубо свою сестру?



- Какой мы сейчас выполним пункт плана?(1)

- Сейчас я включу аудиозапись, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить, те образы, о которых рассказывает писатель.

- Сейчас вы услышите чтение профессионального чтеца. Обратите внимание на его интонацию. Так же попробуйте представить картину, которую описывает автор. Подмечайте всё хорошее в этом рассказе

- Итак, какие эмоции вызвал у вас рассказ?

- Скажите, о чём рассказ? (О мальчике Юрике, который хотел делать хорошие дела, но только думал о них и всех прогонял)

- А кто ещё является персонажем, кроме мальчика Юры? (сестра, пёс Трезорка, мама)

О жанре

- Почему это произведение называется «рассказ», почему не «сказка»?

Давайте вспомним отличительные черты жанров. У вас на столах лежат карточки, вам нужно будет соотнести правильные ответы в паре.

Физминутка

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.



Демонстрируют знания















Выполняют работу на карточках

















Слушают аудиозапись, анализируют















Выполняют задание









Выполняют физминутку



Индивидуальная















Индивидуальная


















Фронтальная


















Парная










Фронтальная




Карточки















Карточки с таблицей

















Аудиозапись чтения


















ПрезентацияpowerPoint(ответы)




Самоконтроль















Самоконтроль



















Контроль учителя


















Взаимоконтроль










Контроль учителя




Воспринимать содержание текста, осмысливать









Воспринимать содержание текста, осмысливать, отвечать на вопросы












использовать простейшие виды анализа: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль рассказа



К.: адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания


П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений



К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию


К: учитывать разных мнений и стремление к координации различных позиций, формулировать собственное мнение и позицию




развитие познавательных интересов, учебных мотивов.





Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать свои эмоции к прослушанному рассказу

Этап первичного закрепления с проговариванием

Создать условия для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач


Словесный (беседа)








Словесный (беседа)























Практический (характеристика)




- Молодцы ребята! Какой теперь мы будем выполнять пункт плана? (2)

- Прочитайте рассказ сначала про себя, а потом будем читать выборочным чтением.

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки. (солнце светит, денёк хороший)

- Сейчас я дам вам задания по рядам.

- Первый ряд: Найдите строки, о чём мечтал Юрик вначале? (Что, если б моя сестрёнка тонула, то я бы её спас). Как вы думаете, хорошая это мечта или плохая?

- Второй ряд: О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, я бы их застрелил) Что вы можете сказать об этой мечте?

- Третий ряд: Найдите последнюю мечту Юры. (Вот если б Трезорка в колодец упал. Я бы его спас)

- Итак, давайте сделаем с вами вывод, какие мечты были у Юры? (мечты у Юры были хорошие)

- А теперь давайте посмотрим на его действительные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте его разговор с сестрой. Как он поступил с сестрой? (Он обидел сестру, грубо её прогнал)

- Давайте охарактеризуем Юрика.

Посмотрите на слайд и подумайте в паре, какие качества подходят к Юрику, запишите к себе в тетрадь.

Ленивый Добрый

Грубый Отзывчивый

Не воспитанный Работящий

- Хорошо, ребята. Какой следующий плана мы с вами выполним? (3)

- Итак, скажите, какую пословицу мы можем отнести к главному герою? (2)

Давайте вернёмся к нашему названию рассказу. «Хорошее»

А Юра сделал по итогу что-то хорошее? Какой совет мы можем дать Юре?

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, почему именно это изобразил автор? Давайте найдем отрывок, который подтверждает нашу иллюстрацию.

- Итак, мы сейчас с вами проанализировали нащ рассказ. Какой мы выполнили пункт плана? (3)







Находят и информацию в учебнике































Характеризуют героя












Групповая

































Парная







Учебник

































Презентация PowerPoint (характеристики)







Взаимоконтроль
































Взаимоконтроль


ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух)


Отвечать на вопросы, участвовать в беседе по прочитанному














Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.








Отвечать на вопросы, участвовать в беседе по прочитанному




П.: осуществлять поиск необходимой информации К: адекватно использовать речь; средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение.


П: понимать

заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Р: принимать и сохранять учебную задачу; умение делать правильные выводы.

К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения








Умение анализировать свои действия и управлять ими.

































Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

выявить уровень усвоения материала учащимися

Практический (самостоятельная работа)

- Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу по прочитанному произведению. В своей тетради записывайте только номер вопроса и букву ответа, которую считаете нужной. Потом мы сверим ваши ответы с доской.

1.Проснулся Юрик … .


А)днём Б)утром В)вечером


2.Денёк … .


А)солнечный Б)замечательный В)хороший


3.Что, если б моя … тонула, а я бы её спас?


А)сестрёнка Б)сестра В)сестричка



4.Уходи, не мешай … !


А)думать Б)мечтать В)отдыхать


5.Вот если б на няню волки напали, а я бы их … !


А)прогнал Б)напугал В)застрелил


6.Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его … !


А)вытащил Б)спас В)вытянул


7.Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне … , Юра!»


А)водички Б)поесть В)попить


8.Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай … Трезору.


А)водички Б)попить В)воды

Выполняют самостоятельную работу

Индивидуальная

Презентация PowerPoint (эталон)

Самоконтроль

Отвечают на вопросы фактического характера

Р: понимать и принимать учебную задачу;

П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

К: строить монологическое высказывание

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Этап включения в систему знаний и повторения

Создать условия для определение достижения цели

Словесный (беседа)

- Чему был посвящён наш урок?

- Давайте вернёмся к нашим пословицам. Как вы думаете, какая теперь подходит под наш рассказ?

- Чему учит рассказ, как вы думаете? (Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи)

- Какой сейчас выполним пункт плана? (4)

- Да ребята, вы правы. Какой мы можем сделать общий вывод по прочитанному рассказу?

Вывод: Этот рассказ написан для того, чтобы люди задумывались, что нужно меньше говорить, а больше делать хороших дел, если действительно хочешь совершить хорошие дела.

Подводят итоги

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Презентация PowerPoint (пословица)

Контроль учителя

Участвовать в устном общении на уроке

Р: принимать и сохранять учебную задачу; умение делать правильные выводы с помощью учителя

К: слушать и понимать речь других;


Умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности

Рефлексия

Создать условия для оценивания деятельность

Словесный (беседа)

- Оцените свою деятельность на уроке, проанализировав листы самооценки.

Оценивают свою деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки

Самоконтроль

Участвовать в устном общении на уроке

П.: строить сообщения в устной форме

Способность к оценке своей деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя