СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Валеологические аспекты преподавания химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена валеологическим аспектам преподавания химии, которые подразумевают помимо базовой подготовки по химии формирование у учащихся естественно-научных представлений о мире и месте в нем человека, формирование у учащихся системы отношений к экологическим проблемам и развитие психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимание, память.

Просмотр содержимого документа
«Валеологические аспекты преподавания химии»

МАОУ – школа № 10














Валеологические аспекты преподавания химии





Работа учителя химии

Кулаковой Е.В.





Валеология.



Природные элементы окружающей среды


Химические производства


Экология

Психология

информационный фактор

физиология

Дифференцированный подход в обучении

Работоспособность

Физическая Умственная


Физиологические резервы учащихся


ВОСПРИЯТИЕ


МЫШЛЕНИЕ


ВНИМАНИЕ


ПАМЯТЬ


АНАЛИЗ


СИНТЕЗ


СРАВНЕНИЕ


АБСТРАКЦИЯ


КОНКРЕТИЗАЦИЯ


ОБОБЩЕНИЕ


Разноуровневая подача информации


Разноуровневый контроль усвоения информации


Объем информации


Качество информации


Доступность информации

Физиологическое нормирование труда учащихся










































ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ









Важно самому быть увлеченным, чтобы увлечь ребят.


Общение является основой педагогического управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и развития личности каждого ребенка в предметном обучении.

Исходя из этого, основную схему педагогической деятельности, можно представить следующим образом:


Деловое общение

Личностное

общение





Основные направления валеологизации курса химии заключаются в следующем:

1.Создание условий, способствующих максимальному развитию творческих способностей учащихся.

2.Формирование гармоничной, экологически образованной, социально-активной личности в условиях дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

3.Формирование у учащихся естественно-научных представлений о мире и месте в нем человека.

4.Развитие у учащихся на конкретном учебном материале психических процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти.

5.Обеспечение учащимся базовой подготовки по химии, необходимой в повседневной жизни.


Для правильной организации работы в данных направлениях, необходимо:


  1. Проведение работы по созданию условий для эффективного учебного процесса, совершенствование форм, средств и методов обучения.

  2. Управление учебной деятельностью учащихся (определение целей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль за усвоением знаний, корректирование деятельности).

  3. Формирование познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, приобретают умения и навыки.

  4. Развитие у учащихся интереса к предмету химия.


Поскольку основным видом деятельности для учителя является урок, остановимся подробнее на этом вопросе. Хороший урок немыслим без вдохновения и педагогической интуиции. Именно тогда он- результат творчества, а не ремесла. Вместе с тем хороший урок - это воплощение точно рассчитанного замысла учителя, который знает основные требования, предъявляемые к уроку. Эти требования можно сформулировать так:


  1. Ясная направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся.

  2. Научность содержания, а именно теоретически правильное раскрытие учащимся основных законов, понятий, фактов, указанных в школьной программе, показ их в развитии по мере продвижения школьников в учебном познании.

  3. Обучение с учетом межпредметных связей.

  4. Использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.

  5. Сочетание разнообразных методов обучения, соответствующих целям урока и содержанию учебного материала, обеспечивающих доступность обучения при достаточном уровне его трудности; целесообразное применение всех видов химического эксперимента и комплексов средств обучения, включая технические средства.

  6. Повышение удельного веса самостоятельной работы на уроке; сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся.

  7. Согласованность всех частей урока, их подчиненность достижению главной дидактической цели, которой посвящен урок; рациональное использование учебного времени.

  8. Спокойная, деловая обстановка на уроке, основанная на доброжелательности и доверии учителя к учащимся, на общей заинтересованности в успехе урока.





До последнего времени человечество в своей промышленной деятельности исходило из соображений, что все необходимые природные ресурсы: вода, воздух, почва, полезные ископаемые – практически неисчерпаемы и бесплатны. Отходы же производства достаточно хорошо рассеять, чтобы сработал механизм самоочищения природной среды.


Однако оказалось, что все эти соображения не отвечают действительности. Природные ресурсы исчерпаемы, а систематическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению экологического равновесия, к уничтожению природы.


Все это приводит к необходимости ознакомить учащихся с химическими проблемами экологии, сосредоточить их внимание на явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и перспективы развития цивилизации.


Исходя из этого, необходимо сформировать у учащихся не только знания и умения в области изучения веществ и их свойств, но и систему отношений к экологическим проблемам. Для этого необходимо:


1. Изучая состав, строение и свойства веществ, уметь давать ответ на то, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какое воздействие оказывает оно само и продукты его превращения на биологические системы.

2. Выявляя пути и формы круговоротов веществ в природе, предлагать пути наиболее естественного вхождения промышленного производства в природный круговорот, делая его частью какой-либо экосистемы.



Содержание задач по химической экологии, возникшей на стыке многих наук и уже по своему происхождению имеющей интегративный характер, создает благоприятные условия для формирования целостного восприятия окружающего мира и способствует развитию мыслительных способностей учащихся.

Поскольку процесс обучения включает в себя важный этап – контроль знаний и умений, при прохождении тем даются задания разных типов, позволяющие развить у учащихся экологическое мышление:


  1. Задания, имеющие несколько ответов, из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией.

Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.


  1. Задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме.

Эти задания дают возможность определить возможность учащегося абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также определить степень ответственности, которую он может взять на себя.


3. Задания, предусматривающие оценку экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер.

Задания позволяют оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, а также их умение выбрать способ защиты от загрязнения.


  1. Задания, требующие объяснения явлений, происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека.

Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить химические знания в сферу экологических проблем.

Задача № 1.

В городе, где начал действовать завод по производству фосфорных удобрений из апатитового концентрата, постепенно начали темнеть оконные стекла. Объясните возможные причины этого явления, напишите уравнения реакций, вызывающих такое воздействие.

Задача № 2.

При вдохе воздуха, содержащего свинец, 70-80% свинца попадает в легкие, треть попадающего свинца оказывается в крови. При попадании свинца 80 мг на 100мг крови появляются признаки свинцового отравления. Рассчитайте, наступит ли отравление, если в легкие попадает 78% свинца, выброшенного в воздух автомобилем при пробеге 100 км. При сгорании 1 л горючего в воздухе оказывается 200 мг свинца. Общий объем крови в организме человека составляет 5 л.

Задача № 3.

Кадмий вызывает искривление и деформацию костей, сопровождаемых сильными болями. В одной сигарете кадмия в среднем содержится 1,85 мг, но в легкие курильщика с дымом попадает 0,15 мг. Мировое производство табака составляет 5,7 млн тонн в год. Одна сигарета – 1 г табака. Сколько кадмия попадает в легкие людей при выкуривании всех сигарет мира в год?

Задача № 4.

Знаменитый художник Франсиско Гойя тяжело болел. Он был разбит правосторонним параличем, лишился слуха, почти потерял дар речи, ему угрожала слепота. Его изнуряли припадки, головокружения, галлюцинации. Причина – краски, содержащие тяжелые металлы. Например, киноварь HgS, бриллиантовая желтая CdS, свинцовые белила PbCO3, красный сурик Pb3О4, хромовая желтая PbCrO4, неаполитанская желтая PbCr2O7. Рассчитайте массовую долю Hg, Cd, Pb в этих красках.

Задача №5.

Медицинская кислородная подушка имеет объем около 15 л. Вычислите, сколько минут ею можно пользоваться, если при дыхании человек расходует примерно 0,3 г кислорода в минуту.

Задача № 6.

Дерево при максимальной интенсивности фотосинтеза способно превращать приблизительно 50 г оксида углерода (IV) в сутки в углеводы. Сколько при этом граммов кислорода выделяет дерево в сутки?

Для наиболее эффективной работы и достижения положительных результатов в обучении, нужно создать для учеников ситуацию успеха. Эта задача может быть решена при осуществлении дифференцированного подхода в обучении.

Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что ученики различаются своими задатками, типами памяти, особенностями восприятия окружающего, доминирующими качествами мышления, прежним опытом обучения. Дифференциация может использоваться при изложении материала и при проверке полученных знаний. Она может быть различных видов: по классам (в зависимости от профиля класса) и внутри класса (индивидуальная, парная, групповая ).

Основным принципом дифференциации является помощь ученикам со стороны учителей: одни ученики нуждаются в большей помощи, другие в обычных ее дозах, третьи – в весьма незначительных. Группы нуждающихся в усиленной помощи не должны быть постоянными. По мере роста возможностей детей они менее нуждаются в помощи. Этот вид дифференциации обучения не исключает, конечно, возможности временно снижать и саму сложность заданий, пока ученики не адаптируются к видам помощи, оказываемой им учителем. В дальнейшем же дозы помощи должны постепенно уменьшаться, чтобы развивать самостоятельность школьников в учении. В процессе обучения необходим также и дифференцированный подход к наиболее подготовленным ученикам, которые нуждаются в совете педагогов по развитию своих способностей, в индивидуальных заданиях и пр. Для них полезно организовать факультативы, ученические общества .

Систематическая и планомерная работа, объединяющая учебную и внеурочную деятельность, позволяет сформировать у учащихся интерес к предмету. Это приводит к достижению учащимися хороших результатов в различных видах деятельности. Большое внимание следует уделять организации контроля за учебно-воспитательным процессом. Это позволяет вовремя обнаружить и закрепить успехи или своевременно предупредить недочеты, помочь ученикам ликвидировать их, добиваться запланированных результатов. Осуществляя промежуточный, тематический и итоговый контроль, можно использовать разнообразные формы контроля:


  • фронтальный опрос

С целью мобилизации внимания учащихся и переключения их с предшествующего урока на химию, вначале можно провести краткий фронтальный опрос: задать один-два вопроса, требующих записи в тетрадях.


  • химические диктанты

При данной форме контроля учащиеся фронтально выполняют письменную работу под диктовку.


  • самостоятельные и зачетные работы

Для такой проверки можно заготовить по основным темам карточки с заданиями различной сложности с целью осуществления дифференцированного подхода.


  • решение задач

Поскольку решение задач по химии представляет собой один из важнейших приемов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках при закреплении и проверке знаний, то задачи можно использовать при первоначальном закреплении материала после его объяснения, при опросе учащихся на последующих уроках, включить задачи в домашние задания. Наряду с расчетными, можно дать задачи экспериментального характера.


  • контрольные работы

  • экзамены



Для всестороннего информационного и психологического развития учащихся возможно использование различных методов обучения:


  • словесного

при формировании теоретических, практических и фактических знаний

  • наглядного

для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу

  • практического

для развития практических умений и навыков

  • репродуктивного

для формирования знаний, умений и навыков

  • поискового

для развития самостоятельного мышления, творческого подхода

  • индуктивного

для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения, делать выводы

  • дедуктивного

для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения от общего к частному.


Данные методы можно использовать при проведении различных типов уроков: усвоения новых знаний, навыков и умений; применения знаний навыков и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний.


Для формирования у учеников таких способностей, как владение монологической речью, обобщением знаний, умений делать выводы, применять полученные знания в различных ситуациях, необходимо проводить следующие формы уроков: урок-семинар, урок-конференция, ролевые игры.


Необходимо большое внимание уделять самостоятельной работе учащихся, для чего использовать различные приемы: работа с учебником, дополнительной справочной литературой, составление опорных конспектов, работа в парах и группах, взаимная проверка знаний и умений.