Тема: Приставка
Тип урока: урок введения новых знаний
Ход урока:
Организационный момент
Добрый день, Ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя умел.
Актуализация знаний (слайд 3)
Вспомним пройденный материал с помощью Блиц – опроса. И первый вопрос -
Слово состоит из предложений? – Нет
Корень – это главная часть слова? - Да
Может ли слово быть без корня? – Нет
У родственных слов одинаковый корень? – Да
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
Назовите, все изученные части слова. (Окончание и Корень)
Чистописание.
Перед минутой чистописания проведем пальчиковую гимнастику для этого:
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Помассируйте каждый пальчик.
Покатайте карандаш между ладонями.
Запишите сочетание букв: о от до под по
Что можно сказать об этих сочетаниях букв? К какой части речи можем отнести? (Предлоги)
Орфографическая минутка
На экране у нас представлено несколько словосочетаний. Найдите в словосочетаниях глаголы и их корень.
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.
Самоопределение к деятельности
Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним методом подбора сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их в тетрадь. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком (приставки)
Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
Сформулируйте тему урока. (Приставка)
Какой цели мы должны достичь? (Узнаем, что такое приставка)
Поставим перед собой задачи: (Научимся находить приставку в слове и приводить примеры слов с разными приставками)
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
Исследовательская работа.
Учитель. Давайте прочитаем шуточное стихотворение.
Бим как - то раз в саду сидел,
Вдруг, Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом на крышу залетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
Но со ступенек полетел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом
В саду сидят они вдвоём.
Встретились ли в данном стихотворении однокоренные глаголы? Данные глаголы обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?
Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.
Запишите в тетради выделенные слова, выделите в них приставку.
ОЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА
(ПАРНАЯ РАБОТА) Сейчас мы будем работать в парах. Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить:
Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники - помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания.
Образованные слова запишите в тетрадь.
1 пара (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать.
2 пара (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать.
3 пара (от) вязать, вести, ломать, ехать, мыть,
Учитель. Группы готовы поделиться своими наблюдениями. По одному представителю от группы на доске записывают свои слова. Выделяют приставки.
Сообщение результатов исследования.
Готовы? давайте послушаем.
1 пара
Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие
(прочитать, прописать, прозвенеть).
2 пара.
Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть).
3 пара
Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета (отвести, отъехать).
Какое слово оказалось общим во всех группах? Кто заметил? (Ехать)
Какая часть слова уточняет действие. В каком направлении ехать? Каким образом? (Приставка)
Что вы заметили общего в написании приставок. (В приставках пишется гласная о)
Написание этих приставок нужно запомнить. Буква о это орфограмма.
Формулировка выводов.
Какой вывод можем сделать из проделанной работы? (Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова)
Работа по учебнику (с. 84)
Проверьте правильность своих предположений по учебнику, прочитав правило на с. 84.
Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова)
ОЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА
Физкультминутка
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить. Садитесь, пожалуйста.
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах)
Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.
летит ходит бежит
Придумайте предложение с одним из образованных слов.
ОЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА
Закрепление изученного материала (ГРУППОВАЯ РАБОТА)
Игра «Вы – редакторы» (интегрированное задание)
Следующее задание будет групповое. Разделимся на две группы по три человека. Задание на карточках. Первая группа прочитайте пожалуйста свое задание. Все ли понятно в задании?
1 группа
Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
2 группа
Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
Сделайте вывод: как найти в слове приставку?
ОЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА
Домашнее задание
С. 84 - выучить правила, с. 85, упр. 155 (устно)
Подведение итогов урока.
Где в жизни встретится тема урока?
Какие учебные цели вы выполняли?
Что для вас было трудным на уроке?
Что усвоили хорошо?
Получилось ли у вас все на уроке?
Над чем надо еще поработать?
О чем расскажите дома родителям?
Огромное спасибо Вам за урок. Буду рада новой встречи.
ЕСЛИ ВРЕМЯ БУДЕТ
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
Рефлексия. (слайд 15)
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
1 пара (готовый ответ) Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие (прочитать, прописать, прозвенеть). |
2 пара (готовый ответ) Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть). |
3 пара (готовый ответ) Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета отвести, отъехать). |
1 группа Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить? (по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец |
2 группа Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно. Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода |
Образуйте глаголы. Постарайтесь определить: Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники - помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания. 1 пара (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать. _________________________________________________________________________ |
|
Образуйте глаголы. Постарайтесь определить: Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники - помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания. 2 пара (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать. ________________________________________________________________________ |
Образуйте глаголы. Постарайтесь определить: Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники - помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания. 3 пара (от) вязать, вести, ломать, ехать, мыть, ________________________________________________________________________ |