СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Валеологизация школьного пространства

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство – здоровье и жизнь. К сожалению, в последнее время медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патологии зрения, рост хронических заболеваний: аллергических, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Всё чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65% учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости. «Помолодели» такие болезни, как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Валеологизация школьного пространства»

Валеологизация школьного пространства/

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между:

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;

  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;

  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;

  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;

  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;

  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

Как хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство – здоровье и жизнь.

К сожалению, в последнее время медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патологии зрения, рост хронических заболеваний: аллергических, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Всё чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65% учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости. «Помолодели» такие болезни, как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

На фоне этой неутешительной ситуации возрастает роль учителя в решении проблем здоровья детей. Ведь известно, что 50-52% здоровье определяется образом жизни и только 10-15% зависит от здравоохранения. Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих образовательных технологий становится очевидной. Вместе с тем возникает проблема повышения педагогического мастерства в данном направлении.

В МОУ СОШ №6 п. Гончарка более пяти лет плодотворно работала творческая группа педагогов «Валеологизация школьного пространства», целью которой являлось –формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося. Руководила творческой группой учитель русского языка и литературы Прокопцова Нина Михайловна. Основными задачами творческой группы являлись:

  • Пропаганда здорового образа жизни

  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья

  • Разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования

  • Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а так же сохранению и улучшению безопасной среды обитания.

Основными направлениями в работе творческая группа педагогов выбрала: 1)организация здоровьесберегающего образовательного процесса; 2)инструктивно- методическая работа с учителями, классными руководителями, учащимися, их родителями; 3)оздоровительно- профилактическая работа.

В течение года прошло 4 заседания творческой группы педагогов, на которых рассматривались не только теоретические вопросы: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды», «Адаптация учащихся при переходе на следующую ступень обучения», «Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла», «Влияние физических упражнений на здоровье школьников» и т.д.,а так же практические формы деятельности: семинары, круглые столы, творческие гостиные, на которые были приглашены не только педагоги нашей школы, Гиагинского района, но и творчески заинтерисованные учителя из Красногвардейского района.

(Вручение грамоты за победу в районном смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по формированию физической культуры и здоровья школьников)

Одной из форм проведения оздоровительной части практического семинара по теме «Валеологизация школьного пространства» стала эколого-оздоровительная игра «Царь горы», которую педагоги нашей школы систематически используют в весенне-осенний период учебного года. Игра проводится на свежем воздухе в дендрологическом парке им. П.В.Букреева.Команды, двигаясь по заданному маршруту, на станциях отвечают на вопросы координаторов игры и, получив заветный житон, перемещаются к конечной станции, где и обнаруживают главный приз и почётное звание «Царь горы».

Внедряя современные методы мониторинга здоровья, при посещении уроков специалистов использовался анализ урока с позиции здоровьясбережения, в котором особое внимание уделялось трём направлениям:

-позитивное влияние на здоровье учащихся до начала урока;

-ход урока с позиции здоровьесбережения;

-психологический климат на уроке.

В рамках районной акции «Каникулы- 2015г» в школе прошёл целый комплекс профилактических мероприятий с целью повышения правового уровня учащихся, родителей, педагогов и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Общешкольное родительское собрание отличалось от предыдущих. На него был приглашён заместитель прокурора Гиагинского района Гук С.Н., который подробно остановился на вопросе об административной и уголовной ответственности родителей и учащихся за невыполнение приказа РА от 26.05 2010 года «Об отдельных мерах по защите прав ребёнка».

Агитационная бригада учащиеся восьмого класса подготовила выступление, посвящённое профилактике вредных привычек «Нар Кошка» (главную роль наркошки исполняла Прокопцова Н.М.).

Для проведения лекции с девочками с 7 по 11 класс была приглашена гинеколог ЦРБ Толокнова В.Ф.

В рамках акции была организована встреча учащихся с 8 по 11 класс с главным врачом Республиканского центра по профилактике ВИЧ инфекции Мартьяновой Л.В.

Классными руководителями проведены профилактические классные часы о телефонах доверия, о незаконном потреблении и хранении наркотических веществ.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

Исходным в работе МОУ СОШ №6 п. Гончарка является предположение, что система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

  1. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  2. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

4)в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Школа – это маленький мир, государство в государстве. В нем свои, порой негласные законы, свои новшества и традиции. И, конечно, ежедневная борьба: борьба за успеваемость, дисциплину, здоровье.

Тематические недели, конкурсы стенгазет, беседы с врачами-наркологами, классные часы, лекции, дискуссии, ролевые игры, театрализованные представления, суды над наркотиками – колоссальный опыт, накопленный школой для профилактики детской наркомании. Но, несмотря на это, проблема по-прежнему существует, а значит, существует и необходимость поиска новых, более эффективных форм и методов ее решения.

Рекомендации:

1. Руководителям общеобразовательных учреждений целесообразно использовать предложенную модель организации педагогического просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения детей в практике работы общеобразовательных школ.

Процесс педагогического просвещения родителей следует начинать в период обучения детей в начальном школьном звене, когда возможно наиболее эффективное воздействие на активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей, к формированию здоровой семейной среды.

2. Педагогическим работникам общеобразовательной школы необходимо строить эффективное взаимодействие педагогов и родителей в рамках оздоровительного процесса на условиях признания и принятия особой ответственности за здоровье детей, как каждой отдельной семьей, так и образовательным учреждением, его педагогическим коллективом.

3. Родителям необходимо постоянно воспитывать в себе стремление к формированию собственной культуры здоровья, к созданию валеологической «внутрисемейной философии» -понимания сути и основных составляющих здорового образа жизни, стремления и желания следовать ему в повседневной жизни.

Таким образом, повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

  • образовательный процесс в школе должен быть организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,

  • предоставлены возможности для развития и самореализации,

  • медико-профилактическую деятельность,

  • охват деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,

  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Только в этом случае возможно воспитание у детей понимания того, что здоровье -это высшая ценность для человека, и эта ценность может быть приобретена только постоянным трудом и усилием над собой.



Материал подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №6 п. Гончарка Гиагинского района Прокопцова Н.М.

Фото автора.

Т:89184234184

Почта: [email protected]