Вандализм, как форма проявления социальных
отклонений среди молодежи
Как известно, «социальные нормы -- образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции» [7, 204--205 с.]. В обществе поведение человека достаточно часто выходит за рамки, допустимые нормами. Необходимо подчеркнуть, что нормы только указывают на то, что человек должен делать, а что нет. В последнее время в нашем обществе поступки людей очень часто выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Данное отклонение от нормы и является социальным отклонением.
«Социальное отклонение -- такое проявление деятельности, образа жизни, поведения индивида, которое противоречит социальной нормативности. Отклонение от нормы является социальным ввиду того, что сама норма выступает как социальный регулятор поведения, имеющего общественный характер» [6, 6--11 с.].
Материалы исследования данной проблемы показывают, что у подростков в современном обществе все чаще проявляется такой вид отклоняющегося поведения, как вандализм.
«Вандализм -- (франц. vandalism, от лат. vandali) -- форма делинквентного поведения; преступление против общественного порядка, которое проявляется в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах» [3, 106--107 с.]. Данный вид отклоняющегося поведения характеризуется особым воздействием на предметы, оскорбляющим общественную нравственность.
Долгое время проблема вандализма не изучалась. В советское время вандалы существовали тоже, но работ об этом не было. Вандализм стал изучаться начиная с 80-х гг. прошлого века. В Уголовном кодексе появилась статья, предусматривающая ответственность за порчу государственного имущества, предметов искусства и культуры, осквернение зданий, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст. 214 УК РФ). Вандализм проявляется в асоциальных поступках, начиная от нарушения норм и социальных правил поведения и заканчивая правонарушениями (поджоги, кражи и др.). Нередко подростковый вандализм связан с употреблением алкоголя и наркотиков.
На основе анализа современной научной литературы ученые выделяют 4 группы форм проявления вандализма:
1.Осквернение зданий и сооружений: нанесение на различные объекты надписей, знаков, символов.
Пример:8 октября в дежурную часть г. Коврова Владимирской области поступило заявление от настоятеля прихода строящегося храма Святой праведницы Анны о том, что в ночь с 6 на 7 октября красящим веществом черного цвета были нанесены надписи оскорбительного характера («Слава дьяволу», «asyr hard») на металлической двери строящегося храма, входной двери в часовню и на деревянном поклонном кресте [8].
2.Порча имущества на общественном транспорте и иных общественных местах с повреждением: разбитие (нанесение ударов по стеклянным, пластмассовым и иным хрупким элементам, которые влекут за собой нарушение их целостности); деформация оборудования (приведение в негодность механизмов и конструкций коммунального и уличного хозяйства, телефонной сети, оград и т. д.); разрезание (приводятся в негодность материалы, которыми обтянуты сиденья общественного транспорта, кинотеатров, предприятий и других мест).
Пример:Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. На Московской железной дороге за один только 1992 г. было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49800 кв. метров стекла [4, 139--140 с.].
3.Порча имущества с уничтожением: поджог, взрыв, снос.
Пример:В результате поджога уничтожена половина общей площади уникального памятника природы -- Боголюбовского луга у храма Покрова-на-Нерли во Владимирской области. Огонь уничтожил множество редких растений и насекомых на территории луга [9].
4.Порча имущества на общественном транспорте и в иных общественных местах и осквернение зданий и сооружений, при этом используются все перечисленные способы в различных сочетаниях [1, 83--87 с.]
К основным признакам вандализма относят:
1.Скука, желание развлечься.
2.Вандализм как игра. Это распространенная причина детского и подросткового вандализма рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников за счет силы, ловкости, изобретательности.
3.Материальная выгода.
4.Вандализм как мщение. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление.
5.Злобный вандализм представляет собой акты разрушения и агрессии, вызванные неприязнью к другим людям, желанием разрушить, то, что им дорого и получить удовольствие от причиненного вреда.
6.Гнев. Разрушительное поведение происходит из-за неумения справиться со своими эмоциями, из-за невозможности достигнуть чего-либо и являются попыткой справиться со стрессом, возможность таким образом излить свое раздражение на постороннем объекте» [4, 139--144 с].
Вандализм – преимущественно подростковый феномен. В обществе принято считать, что к вандализму склонны, прежде всего, мальчики-подростки и юноши. Однако, хотя в исследовании вандализма среди школьников, проведенном П.Ричардс, взаимосвязь между полом и крупными формами вандализма (битье стекол, порча школьной мебели и т.д.) была подтверждена, она оказалась не очень сильной (Richards P., 1979). К.Тайгарт в аналогичном исследовании не обнаружил зависимости сообщаемого нанесенного ущерба от пола (Tygart C., 1988). В отношении же мелких форм вандализма можно довольно уверенно утверждать, что они распространены среди девочек не меньше, чем среди мальчиков. По некоторым данным, девочки даже чаще мальчиков сообщают о том, что совершали мелкие разрушения и порчу школьного оборудования (Скороходова А.С., 1998). При оценке половых различий в подростковом вандализме следует учитывать различную структуру возможностей мальчиков и девочек. Крупные формы разрушений, о которых чаще сообщают мальчики, обычно происходят поздно вечером, когда подростки гуляют по улицам. Возможно, что родители разрешают поздно гулять скорее сыновьям, чем дочерям. Это обстоятельство может вызвать некоторое преувеличение указанных различий (Richards P., 1979). По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится налет. Затем доля вандализма в структуре правонарушений резко падает. По данным Ле Блана, разрушения имущества чаще всего совершаются импульсивно, под влиянием ситуации. В 66% случаев акт вандализма не подготавливался, при этом в 65% случаев подростки применяли какие-либо орудия разрушения. Хотя 18-20% сообщили, что нервничали во время и после акта вандализма, в котором они участвовали, в целом разрушение признается развлекательным времяпрепровождением (Le Blanc M., Freshette M., 1988). Вандалы, как правило, совершают разрушения там, где сами и живут.
Признаки подросткового вандализма имеют общие черты с взрослым, но они имеют свою специфику:
Важная характеристика подросткового вандализма - присутствие сообщников. Их обычно 3-4, они того же возраста или отличаются по возрасту не более чем на 1-2 года. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростковлет.
Вандализму сопутствуют и другие, часто более серьезные правонарушения. По данным Д.Эллиота, 53% вандалов совершили, по меньшей мере, 3 правонарушения из разряда более тяжелых (Elliott D. et al., 1988). Л.Шэннон провел ретроспективный анализ подросткового вандализма в преступной карьере. По данным его исследования, те, кто задерживался полицией за вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, к 21 году имели более серьезную преступную карьеру (Shannon L.W., 1983).
·подростковый вандализм может проявляться в форме игры, в то время как для взрослых вандалов это не характерно;
·для детей младшего возраста характерно разрушение чего-либо как форма познания. Причиной этому может служить любопытство, желание понять, как работает система и ее отдельные части;
·такие причины разрушительного поведения как: тактический вандализм (разрушение, как средство для достижения каких-либо целей), идеологический вандализм (объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл), совершенно не характерны для подростков -- вандалов. Скорее они присущи взрослым, которые могут вовлекать подростков с неустойчивым поведением, для осуществления своих замыслов.
В обществе подросток -- вандал представляется примитивным существом, недостаточно развитым в умственном и психическом отношении. Как правило, это ассоциируются с низким социальным статусом семьи. Но на самом деле это не всегда так. Исследования, проведенные в процессе прохождения производственной педагогической практики в Лицее № 17 г. N показали, что вандалы имеют такой же уровень интеллектуальных способностей, как и их сверстники, но склонны к прогулу занятий, низкой успеваемости. Это и является одним из факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, внутришкольной и внешкольной жизни класса намного снижает вероятность вандализма у подростков. Таким образом, борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.
Также не маловажную роль в развитии детского вандализма играет и обстановка внутри семьи ребенка:
конфликт с родителями. Социально-педагогические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Это присуще любой личности, но может приобретает такой искаженный вид, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер;
отсутствие у родителей должного контроля над детьми, безразличного отношения к их время провождению, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свое мнение разрушительными действиями;
гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности в действиях, суровые наказания за провинность или непреднамеренную порчу, чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.
Несмотря на выраженный интерес к данной проблеме, на мой взгляд, среди социальных психологов и социологов, крупных теоретических достижений здесь не наблюдается. Ни исследования агрессии, ни криминологические, ни работы в области девиантного поведения не привели к каким-либо действенным результатам. Также, по моему мнению, требует разработки само понятие вандализма. Главную трудность здесь представляет различение намеренных и ненамеренных разрушений. Это разделение определяет выбор способов борьбы с вандализмом. В первом случае акцент должен быть сделан на изменении мотивов поведения, во втором -- на усвоении правил поведения и изменении дизайна потенциальных объектов разрушения.
Список литературы
1. Ватова Л.С. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. -- М., 2007. -- 83--87 с.
2. Ореховский А.И. Введение в философию ответственности. Монография. -- Новосибирск.: СибГУТИ, 2005. -- 135--140 с.
3. Попов В.А. отклоняющееся поведение молодежи (социально-педагогический и психологический словарь). -- В.: 2010. -- 106 -- 107 с.
4. Причины подросткового вандализма // Дни науки в МГПУ. -- Ч. 1: Материалы конференции -- М.: МКО МГПУ, 1999., -- 139--140 с.
5. Психология подросткового вандализма // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Тезисы 4-й., научно-практической конференции молодых ученых. -- М.: ИРЛ РАО, 1996. -- 92--95 с.
6. Социальные отклонения. -- М.: Юридическая литература, 1989. -- 6--11 с.
7. Социологический энциклопедический словарь / ред. -- корд. -- Г.В. Осипов. -- М.: ИНФРА -- М -- НОРМА, 1998. -- 204--205 с.
8. Интернет источник --http://www.regnum.ru.
9. Интернет источник --http://www.sedmitza.ru.