Н.Р. Ванюшева
Задания к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В конце февраля ехала в Великие Луки на педагогический марафон. На второй день должна была провести урок в 5 классе по «Кавказскому пленнику» Л. Толстого. Урок вроде был готов, только не было «завязки».
Тут напротив сидящая в купе дама развернула газету - и в глаза бросились заголовки о катастрофе в Челябинске – упал метеорит. Что только СМИ не рассказали!..
«Завязка» урока сложилась тут же: что и как рассказывают люди о событии, причём люди разных профессий, разных социальных групп?..
Это и был первый вопрос незнакомому классу. Он послужил не только завязкой урока, но и способом познакомиться и «разговорить» сразу.
Как люди могут рассказать о событии? Несколько дней назад упал метеорит: как о нём расскажет (=уже рассказал) очевидец, учёный, журналист, писатель?
Записываем вопрос на доске и от него 4 стрелки с выделенными понятиями.
как о событии расскажет
очевидец учёный журналист писатель
Ученики точно отмечают, что первый будет в основном делиться эмоциями (он потрясён случившимся), второго будут занимать детали объёма, химического состава, скорость и траектория падения и другие физические характеристики, третий может преувеличить размеры катастрофы ради коммерческой выгоды, четвёртый сочинит «предысторию» предчувствий, может выбрать какую-нибудь семью и рассказать раздирающие душу подробности трагедии.
Не важно, как они все расскажут, обобщает учитель мнения учеников, мы можем проверить факты, т.к. это реально свершившееся событие, быль. Все могут что-то домыслить, но у кого есть право на домысел и на чём он сделает акцент? И вновь ответ учеников верен: у очевидца и писателя – первый выразит больше эмоций, причём как своих, так и других, второй – при помощи деталей. Журналист домысливает, но права у него нет – вопрос этики.
Учитель переходит к основному вопросу урока.
«Кавказский пленник» тоже быль, но история произошла давно – мы не можем всё проверить. При этом учтём, что у Толстого, как писателя, есть право на домысел. Более того, он выступает ещё в одной роли.
Здесь уместно отступить (время позволяет) и спросить, что 5классники знают о Льве Толстом. Честно скажу, великолукские школьники меня порадовали – назвали много фактов, среди которых важны: педагог, азбуку составил, служил и воевал.
Послушав учеников, сообщаем, что роль вторая – очевидец (служил на Кавказе).
Итак, Толстой – писатель и очевидец, рассказывает о событии. О каком? Толстой сам отвечает на этот вопрос в начале: «На Кавказе тогда война была».
На доске запишем вопрос: как Толстой-очевидец и писатель рассказал о войне?
Читаем вслух абзац со слов «На Кавказе тогда война была» и спросим: всё ли понятно?
Предлагаем ученикам сформулировать вопросы к тому, что непонятно.
Учеников интересовало: где именно на Кавказе шла война? сколько лет длилась? сколько пленных/раненых было? почему по дорогам нельзя было спокойно ездить? почему вообще воевали? кто первый напал?..
Если учитель работает с видами вопросов, то как раз на этих можно показать, что ответы на репродуктивные вопросы (их большинство) удовлетворят любопытство учёного-историка, но писателю интересны продуктивные (методику работы с вопросами см. Педагогический университет «Работа с текстовой информацией на уроках литературы»)
Важным является вопрос о причинах вражды.
Где мы можем найти ответ на этот вопрос?- В исторических документах.
Есть возможность не только получить знания, но и проанализировать информацию.
Выдаём лист с распечатанными 6 фрагментами из различных исторических документов. Не во всех содержится информация о причинах вражды. Ученики должны проявить навык найти главное и объяснить. Для быстроты и эффективности работы разделим класс на 6 групп (эти же группы используем для другого задания), можно работать партами.
Задание ученикам: Прочтите свой фрагмент и определите, содержится ли в нём информация о причинах вражды. Объясните и докажите цитатами.
ПРИЧИНЫ НАПАДЕНИЙ
В то время на Кавказе делалось множество подобных ошибок. Беспрестанно занимали места без всякой надобности, строили укрепления, неприспособленные ни к местности, ни к роду войны, помещали в них гарнизоны слишком слабые для того, чтобы держать в страхе жителей, раздробляли таким образом свои силы, войска подвергали без всякой пользы болезням и всевозможным лишениям, а горцам доставляли этими фальшивыми мерами только случай обкрадывать и убивать русских солдат.
Дороги были в то время весьма небезопасны. Между Бамборами и Сухумом появлялись нередко разбойники из Псхо и Ачипсоу, двух независимых абазинских обществ, занимавших высокие горы около источников Бзыба и Мдзымты; между Сухумом и [70] Драндами встречались цебельдинские искатели приключений. Трудно было уберечься от них, тем более что все выгоды находились на их стороне. Спрятанные в чаще, они выжидали путешествующих по открытой дороге, пролегавшей между морем и густым лесом, убивали их из своей засады и грабили, не подвергаясь сами большой опасности.
С первого приближения русских к кавказским пределам началась война, потому что для черкесов было немыслимо иметь возле себя иноплеменных соседей и не воевать с ними. Когда русские перешагнули через Терек и за Кубань, война приняла широкие размеры; горцы дрались за свою независимость; религиозный фанатизм усиливал вражду их к русским; их ненависть стала доходить почти до безумия. За Тереком, в Дагестане, возникла секта мюридов; за Кубанью появились абреки, обрекшие себя на беспощадное истребление русских. С нашей стороны правительство старалось усмирить горцев, отнимая у них способы вредить нам, но ни в каком случае не имело желания истребить их. Но схватки наших линейных казаков с горцами были беспощадны: обе стороны дрались под влиянием чувства личной ненависти и мщения за убитых братьев, за разграбленное имущество, за похищенных жен и детей.
В то время все Закубанье находилось еще в неприятельских руках; русского поселения на Лабе и на Сагуаше не существовало, и только два небольшие передовые укрепления, на Урупе и на Чанлыке, одиноко сторожили широкое пространство между Кубанью и горами, изредка уставленное небольшими группами черкесских аулов, признавших над собою русскую власть единственно для сбережения своих богатых пастбищ.
Наши пограничные казаки, одетые и вооруженные [141] совершенно сходно с горцами и не менее их привычные к войне, день и ночь караулили границу и, в свою очередь, столкнувшись с абреками, когда сила брала, истребляли их до последнего человека. Война велась со всем ожесточением кровной народной вражды. Ни казаки, ни черкесы никогда не просили и не давали пощады. Не было ни средства, ни хитрости, ни вероломного обмана, считавшихся недозволенными для черкеса, когда дело шло убить русского, и для казака, когда предвиделась возможность подкараулить черкеса.
Абадзехи, несмотря на дикий нрав и на бессознательную их ненависть к русским, приняли, наконец, участие в моем положении и несколько раз, глядя на меня, замечали Тамбиеву, что убить гяура, русского, есть благое дело, но что Коран запрещает истязать человека, какой бы веры он ни был. На это Тамбиев возражал, ухмыляясь: «Русские меня также истязают: отняли у меня крестьян, стада, табуны, заставляют меня жить в бедности; пускай возвратят мою собственность, и я отдам им брата их, по воле Аллаха попавшего в наши руки».
Ответы содержатся во фрагментах № 3 и 6. Слушая мнения учеников, указываем на ошибки. Например, ученики называли фрагмент №1: в нём говорится о следствиях войны, а не о причинах.
Почему Толстой не указал причины вражды? В ответах учеников прозвучало предположение, что ему это было неважно.
Повторим вопрос урока: что же его интересовало? как он изобразил войну?
Следующее задание связано непосредственно с работой учеников с текстом. Оно позволит учителю проверить, прочитан ли текст, и умение учеников отобрать необходимую информацию. Работают те же 6 групп по числу глав.
Задание ученикам. Просмотрите главу и найдите военные (батальные) сцены или детали, то, что имеет непосредственное отношение к войне.
После самостоятельной работы вместе обсуждаем и записываем в тетради ключевые понятия. Например:
Пленение, опасность на дорогах.
Торг, унижение человека.
Выживание, ненависть к врагу.
Мысли о побеге, обряд похорон, горе.
Первый побег, жалость.
Недоверие, издевательства, побег.
После детальной работы с каждой главой ученики сами делают вывод, отвечая на главный вопрос урока. В рассказе Толстого собственно батальных сцен очень мало (большая сцена пленения, стычка с татарами во время первого побега и перестрелка во время второго). По составленному списку видно, что писателя интересовали отношения между людьми, враждующими и своими, а также нравы и обычаи горцев.
Как можно продолжить работу над рассказом, используя разные источники информации. Вот несколько идей.
Первая. Следующий урок можно посвятить работе со стилем: подходящий для этого фрагмент – пленение в 1 главе. В начале сообщаем, что очевидец событий и писатель, Толстой тем не менее в работе над «Кавказским пленником» обратился к другому писателю и к историку, т.е. в основе были лежат исторические и литературные источники. После работы учитель кратко познакомит учеников с авторами источников.
Задание. Перед вами два фрагмента пленения: один рассказан очевидцем-историком, другой – писателем. Определите, какой из них кем рассказан. Отметьте, что каждому важно было передать. Подумайте, что было ценно в этих фрагментах для Толстого.
I.
Вдруг послышался за мною шум скачущей лошади, и кто-то крикнул по-черкесски: «Убыд!» (держи). Невольным образом я оглянулся. В то же мгновение две сильные руки схватили меня сзади за локти и стащили с лошади. Кинжал, единственное оружие, за которое я мог еще взяться, был вырван из ножен. Пораженный, как громовым ударом, я опомнился в ту же минуту, даже не вскрикнул и только с досады перекусил чубук. Я не хотел доставить черкесам удовольствия видеть русского в испуге. В несколько мгновений с меня сорвали оружие и связали руки назад.
— Давай деньги и часы, — закричали черкесы.
— Ничего не отдам, берите силой, что хотите, — был мой ответ.
Меня обшарили, взяли часы и вытащили из-за пазухи сотню полуимпериалов; потом вывели из лесу на небольшую поляну.
— Садись! — скомандовали кабардинцы. Сопротивляться было бы смешно; я сел.
Они стали позади меня, вынув ружья из чехлов. Я слышал, как курки щелкнули на взводе.
Весьма понятно, если в моей голове мелькнула мысль о смерти. Я полагал, что они меня завели к абадзехам с целью, напугав сперва, убить за мои прежние путешествия и этим способом приобрести новое значение между горцами. В двадцать шесть лет нелегко расставаться с жизнью; но раз пришел конец, я хотел расстаться с нею, как следует русскому солдату. Сохраняя глубокое молчание, я смотрел на луну.
… Меня посадили на лошадь, связали ноги ремнем и повезли в противоположном направлении вниз по Курджипсу. Около часу ехали мы не говоря ни слова, потом остановились перед низенькою плетневою избушкой; меня сняли с лошади и ввели в нее.
II.
Лошади наши были тотчас отпряжены, а нас связанных втащили на них, т.е. меня, моего товарища и троих конвойных. Через минуту мы уже неслись, увлекаемые лютыми горцами, которых беспрестанные гики и восклицания были знаками торжества их.
Кровь кипела во мне; сердце раздиралось. Я весь дрожал от негодования; хотел бы разорвать себя, но крепко стянутые руки укрощали моё бешенство, а быстрый лёт коня занимал дыхание. Мысли мои смутились; я не мог рассуждать и только изнемогал от гнева. Я был как этот бешеный Терек, скованный в тесных берегах своих, который напрасно рвётся, напрасно стонет: крепка, неразрушима ограда его!
После обсуждения можно перейти к эпизоду из «Кавказского пленника» Толстого и сравнить.
Вторая. (для третьего урока). Ученики уже знают, что литературный источник – это написанная в 1838 году повесть некоего Н.М. «Кавказский пленник. Быль.» В ней пленному офицеру помогает мальчик – Толстой меняет на девочку Дину. Можно сравнить два фрагмента и подумать, почему вместо пленного русского мальчика Толстой выбрал татарскую девочку?
«…Прошли сутки, и голод стал мучить нас. К вечеру, однако ж, пленный русский мальчик, приставленный к нам для прислуги, принёс хлеба и воды. Мы рады были и этой скудной пище; вода казалась нам самым вкусным напитком, а хлеб, т.е. чурек, пшеничная мука, испечённая на воде, теперь была для нас лучшим кушаньем…Жизнь моя исчезла, как исчезает вечерняя заря перед темнотою ночи.
Мне удавалось иногда вступать в разговор с бедным мальчиком, который нам прислуживал, и я любопытствовал узнать историю его плена. Малютка не помнил почти ничего.
Ему было лет 10 от роду, и три года он уже был здесь. «Я помню только, как плакала мать моя, говаривал он мне, когда вон тот чёрный, что уехал (он говорил о Хамурзине), вбежал как-то к нам в избу вечером, ударил саблею отца, а меня схватил вместе с матерью и потащил. В деревне так кричали, так всё горело, что страшно было…»
Использованная литература:
Альтман М.С. Читая Толстого. Приокское книжное издательство, 1996 г.
Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. http://militera.lib.ru/memo/russian/tornau/index.html
Н.М. Кавказский пленник. Быль. Библиотека для чтения, т. 31, 1838 г.
Вердеревский Е. Плен у Шамиля: правдивая повесть. 1856 г.