СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ванюшева Р.Н. Задания к урокам по повести Л.Н.Толстого "Детство" 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ванюшева Р.Н. Задания к урокам по повести Л.Н.Толстого "Детство" 6 класс»

Н.Р. Ванюшева

Задания к урокам по теме детства в русской литературе


I. Собрать материал о героях книг в единую таблицу: черты характера (доказывая их примерами из текста), основные факторы познания мира, отношения со взрослыми (какие люди больше всего привлекали и почему?), главный итог детства - размышления героев о тех уроках, которые приподносит им жизнь.

Сравнить всех героев по наблюдениям и сделать выводы о мастерстве

писателей в создании детских характеров, сходства и отличия этих характеров, чей мир детства вам более понравился и почему...


II. Приготовиться к беседе по обобщающим вопросам:

1. Что в детстве самое удивительное и волшебное, на ваш взгляд? Что было удивительного в детстве героев Л.Толстого, А.Толстого, С.Аксакова, М.Горького?

2. Что значит, по вашему мнению, когда о ком-то говорят, что у него не было детства? Относится ли это к кому-либо из героев?

3. Как вы думаете, могут ли дети быть мудрее взрослых? Зависит ли мудрость человека от его возраста? Кого из героев можно назвать мудрым?

4. Как вы считаете, если бы все люди на земле радовались жизни и относились к ней как к чуду, какой бы стала жизнь на земле? Что необходимо для того, чтобы радоваться жизни? Могут ли дети научить взрослых умению радоваться жизни? Кто из героев выступил в этой роли?

5. Умеете ли вы мечтать? О чем ваши мечты? А о чем мечтают герои прочитанных вами произведений о детстве? Что открывается в человеке, благодаря этой чудесной способности?

6. Кто из взрослых мог переселиться в духовный мир детей, важно ли это для ребенка? (по произведениям).

7. Есть ли у детей и взрослых общие интересы? (по произведения).

8. Могут ли взрослые учиться доброте у детей? Чему еще можно учиться у детей? (по произведениям).

9. Кто лучше чувствует природу: взрослые или дети? Какими качествами должен обладать человек, чтобы природа открывала ему свои бесчисленные тайны? Кто из героев обладает подобными качествами?



План автора и персонажа в тексте

Главный вопрос: Какие приемы и средства используются для изображения прошлого с точки зрения автора и героя? ( по повести Л.Толстого «Детство»).


  1. Каким образом повествователь определяет направленность повествования в план прошлого, когда он был ребенком?

Повествование ведется от лица взрослого человека и отражает не только его суждения, но и эмоции через восклицания, риторические вопросы (риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа) и прямое суждение в эмоциональной форме.


  1. Какие приемы и средства изображения происходящего с точки зрения персонажа проявляются, чтобы передать собственно воспоминания о детском мироощущении?

  1. За счет повторяющегося слова бывало, которое указывает на разрыв во времени между повествованием взрослого и теми событиями, которые отнесены к плану прошлого, когда повествователь был ребенком.

  2. Сами события и детские ощущения представляются живописно и ярко за счет:

а) глагольных форм настоящего-будущего времени, использующихся для отражения плана прошлого;

б) взаимодействие форм 1-го лица с формами 2-го лица в обобщенном значении (например: «сидишь, бывало», «ответишь ей», «забудешься и спишь»…).

  1. Постоянно отражаются прямые оценки с точки зрения героя.

  2. План героя передается и через описание обстановки, которая сохранилась в памяти повествователя.

  3. Отражается восприятие окружающего с пространственной точки зрения персонажа; непосредственность ощущений передается за счет неопределенных слов (например: «Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя…»).

  4. На речевом уровне изображение происходящего отражается в косвенной речи персонажа детских по характеру фраз: «Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья…»

  5. Детское мироощущение постоянно оценивается и комментируется с точки зрения взрослого повествователя; при этом разница между детской и взрослой позицией может особенно подчеркиваться.

  6. Внутренние размышления героя, самоанализ.


Анализ соотношения точки зрения ребенка и

Повествователя в главе 12 – «Гриша»

Вопросы:

  1. С чьей точки зрения начинается глава?

  2. Как эта позиция отражена в описании Гриши? Какие черты внешности юродивого представлены в описании и для чего? Каким образом преображена фигура Гриши с точки зрения ребенка?

  3. Какие средства формируют описание молитвы юродивого? Как отражается позиция Николеньки в описании Гришиной молитвы? Дается ли прямая оценка тому, как молится юродивый; высказывается ли повествователь от имени Николеньки, какое состояние он переживает, наблюдая молитву юродивого? Можно ли понять, что потрясло маленького героя в молитве Гриши?

  4. Как отражено взрослое восприятие того, что происходило с Гришей, и почему это так потрясло мальчика?

  5. Как в конце главы повествование переводится в план маленького героя?




Анализ отражения точки зрения персонажа

В главе 20 – «Собираются гости»

Вопросы:

  1. К какому времени – взрослого повествователя или маленького героя – отнесено повествование в этой главе?

  2. Каким способом в начале главы передается восприятие пространства с позиции Николеньки (пространственная точка зрения)?

  3. Перечитайте описание появившихся гостей. В чем проявляется прием субъективации (личностного восприятия) в представлении гостей глазами мальчика? Как строится описание внешности Сонечки? Почему сначала представлен общий портрет, и только затем – лицо? Как отражается в описании лица девочки восприятие его Николенькой, его впечатления и оценка?

  4. Каким образом с портретом Сонечки соотносится портрет Корнаковых?

  5. Каким образом до конца главы выдерживается изображение происходящего с позиции Николеньки?