Вариант 2 (03.9)
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушение ураганом домов в посёлке
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
3. Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?
1) начальное образование
2) среднее (полное) общее образование
3) общее основное образование
4) начальное профессиональное образование
4. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Рассмотрите фотографию.
Какой вид экономической деятельности осуществляет изображенная на иллюстрации семья? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6. Саше исполнилось 14 лет, и она решила открыть вклад на своё имя в банке, чтобы вносить на счёт свои накопления. В чём состоят финансовые выгоды данной ситуации для личных сбережений Саши? Какие условия необходимо ей учесть при выборе банка, в котором Саша хочет открыть вклад? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
7. Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные — на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как
1) географическая специализация
2) эффективность производства
3) разделение труда
4) производительность труда
8. Цена букета роз — 800 рублей. Какая функция денег отражена в данном примере?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) мировые деньги
4) средство накопления
9. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Какой признак определяет принадлежность шахтёров к социальной группе?
1) величина доходов
2) уровень образования
3) возраст
4) профессия
11. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Один из способов преодоления межнациональных конфликтов — развитие диалога культур.
Б. Одной из причин межнациональных конфликтов являются межнациональные споры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. В стране Z социологические службы провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»
Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
13. Высший орган законодательной власти в стране Z формируется выборным путём. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z демократический политический режим?
1) на каждое место в парламенте претендует один кандидат.
2) население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов.
3) голосование проходит тайно.
4) избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса
14. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.
Б. Политика связана с отношениями власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ | | ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ |
А) ограничение свободы Б) выговор В) лишение свободы Г) предупреждение | | 1) преступление 2) проступок |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
16. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм
1) семейное право
2) административное право
3) трудовое право
4) гражданское право
17. Выберите верное утверждение: Президент Российской Федерации
1) избирается всенародным голосованием
2) назначается сроком на 5 лет
3) избирается Государственной Думой
4) утверждается Федеральным Собранием
18. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?
А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.
Б. Право жить и воспитываться в семье — одно из главных прав ребенка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) открывают человеку новые возможности
2) влияют на деятельность человека
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо
4) меняются с возрастом | | | |
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Орган государственной власти | Полномочия |
… | объявление амнистии |
Совет Федерации | утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации |
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.
Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека.
Человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота.
(Д. С. Лихачёв)
22. Какие две среды, сохранение и забота о которых необходимо для нормального развития человека, выделяются автором? Почему, по мнению автора, человечество тратит миллиарды на сохранение природной среды? (Укажите две причины.) Используя текст, приведите два подтверждения значения культурной среды для становления личности.
23. Как Вы понимаете употреблённое автором словосочетание «нравственная экология»? Почему нравственная экология жизненно важна для человека и общества? (Приведите два собственных объяснения.)
24. Согласны ли Вы с тем, что для современного человечества проблема сохранения культурной среды равна по значимости экологическим проблемам? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
Ответы 1 1. Понятия: безработица, банковский кредит.
2. Смысл понятия:
безработица — социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного населения имеет намерение работать, но не может трудоустроиться;
ИЛИ
банковский кредит — денежная сумма, выданная лицу банком под условия срочности, возвратности, платности и обеспеченности.
5 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: потребление продуктов питания / деятельность потребителя и т. п.;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два правила с пояснениями, допустим:
— потреблять продукты надлежащего качества (если экономить на качественных продуктах, то в последствии у членов семьи могут развиться различные заболевания);
— соотносить свои доходы и стоимость потребляемых благ (необоснованно высокие траты на товары потребления могут привести к тому, что семья будет вынуждена брать кредиты, с которыми не сможет расплатиться).
6 1. Банковский вклад под проценты позволяет увеличить личные сбережения Саши.
2. Необходимо проанализировать, насколько надёжным является банк, давно ли он существует на рынке банковских услуг, предоставляет ли он услугу страхования вкладов.
12 а) Среди обеих возрастных групп преобладает мнение, что респонденты ежедневно ощущают на себе проявления глобальных проблем (так как в современном обществе очень остро стоят глобальные вызовы, что можно наблюдать по экологической ситуации, массовой миграции из стран «Юга»; данные проблемы активно освещают СМИ, следовательно, все люди чувствуют проявления глобальных проблем).
б) Среди 20-летних граждан, по сравнению с 40-летними, меньше тех людей, кто ничего не знает о глобальных проблемах (так как в современной школе изучение глобальных проблем входит в курс географии, обществознания, английского языка, следовательно, молодежь знает о них больше, чем старшее поколение, которое в школе не изучало данный вопрос).
21 Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) борьба человечества с загрязнением природной среды;
2) важность сохранения культурной среды (проблема нравственной экологии);
3) знание истории — условие развития человека (значение культурной среды для человека).
22 Ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос: природа и культурная среда.
2. Могут быть указаны следующие причины:
1) загрязнение среды негативно влияет на здоровье человека, угрожает его жизни;
2) загрязнение среды грозит гибелью человечеству;
3) природная среда служит источником «целительной силы» для человека.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Могут быть приведены следующие подтверждения:
1) человек воспитывается в определённой культурной среде, усваивает нормы и образцы поведения;
2) только в культурной среде человек может выработать жизненные принципы, ценности, идеалы;
3) благодаря культурной среде человек вбирает прошлое своих предков.
Могут быть приведены другие подтверждения.
23 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Понимание смысла словосочетания «нравственная экология», например: нравственная экология подразумевает сохранность моральных ценностей, степень соблюдения членами общества моральных норм.
Может быть приведено иное понимание смысла словосочетания.
2. Объяснения:
а) соблюдение и уважение моральных норм обеспечивает взаимопонимание членов общества, помогая в определённых ситуациях предотвращать конфликты;
б) моральные нормы и ценности влияют на формирование личности человека, определение им жизненных принципов и целей.
Могут быть даны другие объяснения.
24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1. Мнение обучающегося: согласие или несогласие с приведённой точкой зрения.
2. Два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора.
В случае согласия с приведённой точкой зрения может быть указано, что проблема сохранения культурной среды равна по значимости экологическим проблемам, поскольку:
а) культурная среда столь же необходима для развития и существования человечества, как и природная среда;
б) потеря социальности человека равносильна, по сути, его уничтожению как вида.
В случае несогласия с приведённой точкой зрения может быть указано, что экологические проблемы, несомненно, важнее, поскольку:
а) культурная среда создаётся человеком, развивается вместе с обществом, поэтому её потеря невозможна;
б) человечество постоянно меняется, поэтому потеря некоторых устаревших ценностей, норм, образцов поведения не может создать угрозу его существованию.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Тестовая часть
№ п/п | Правильный ответ |
2 | 1 |
3 | 2 |
4 | 3 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 4 |
11 | 3 |
13 | 3 |
14 | 3 |
15 | 1212 |
16 | 4 |
17 | 1 |
18 | 3 |
19 | 2413 |
20 | государственнаядума |