СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант 3 ОГЭ по обществознанию (с ответами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант ОГЭ по обществознанию с ответами

Просмотр содержимого документа
«Вариант 3 ОГЭ по обществознанию (с ответами)»

Вариант 3 (03.10)

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Мораль; факторы производства; товар; авторитаризм; искусство. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них

2. В широком смысле слова под обществом следует понимать  

1) группу любителей почтовых марок

2) всех жителей данного города

3) учеников средней школы № 4

4) совокупность форм объединения людей

3. Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное профессиональное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) полное общее образование

4. Верны ли следующие суждения о религии?

 А. Характерной чертой религии является вера в сверхъестественные силы.

Б. К мировым относятся религии, наиболее распространённые среди народов различных стран и континентов. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Рассмотрите фотографию.

Какой вид юридической ответственности несут лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему не следует нарушать закон.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6. Петр учится в 10-ом классе. Он хочет купить новый смартфон определенной модели и марки, но у него не хватает накопленных денег. Тогда он начинает искать данную модель смартфона в интернете. На одном из сайтов Петр нашел данную модель со стоимостью в три раза ниже, чем в магазине. Единственным условием, которое насторожило Петра, было требование внести 100% предоплаты на электронный кошелек.

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Петра? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

 1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

8. К прямым налогам относ(-и)ятся  1) таможенные пошлины

2) налог на имущество

3) акцизные сборы

4) налог на добавленную стоимость

9. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

 А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Социальная мобильность — это

 1) столкновение социальных интересов

2) возможность изменения своего социального статуса

3) наличие взаимодействия между различными социальными группами

4) основание для социальной стратификации

11. Верны ли следующие суждения об этнических группах?

 А. Для этнической группы характерны общность языка и традиций.

Б. Основными видами этнических групп являются племена, народности, нации.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Социологические службы опросили жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

 Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. Государство П. разделено на провинции по территориальному признаку. Каждая провинция обладает собственной конституцией, глава местной администрации выбирается в ходе народного голосования. Какова форма государственного устройства страны П.?

 1) абсолютная монархия

2) унитарное государство

3) конституционная монархия

4) федеративное государство

14. Верны ли следующие суждения о принципах демократических выборов?

 А. Принцип равенства заключается в принадлежности каждому избирателю только одного голоса, который оценивается одинаково.

Б. Процедура тайного голосования — необходимый принцип демократических выборов.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

Б) отношения «отцов» и «детей»

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

1) экономическая

2) социальная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

16. В приведённом перечне действий дисциплинарным проступком является

 1) невыполнение правил, предусмотренных уставом школы

2) распространение наркотических веществ на школьной дискотеке

3) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

4) кража документов и бумажника у прохожего

17. Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?

 1) на отказ от покупки в течение 14 дней

2) на замену или возврат некачественного товара

3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней

4) на достоверную информацию о товаре

18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

 А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между такими формами духовной культуры, как наука и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

 1) форма познания

2) систематизированное знание об окружающем мире

3) наличие особого языка для передачи знаний

4) объективное отражение действительности

 





Черты сходства

Черты отличия





20. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 Орган государственной власти

Полномочия

Утверждение указа Президента Российской

Федерации о введении военного положения

Государственная Дума

Решение вопроса о доверии Правительству

Российской Федерации

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 (По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

22. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения? то, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите пять факторов.) Какой характеристикой обладает как сам этнос, так и стереотип поведения этноса?

23. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

24. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.



Ответы

1 1. Понятия: мораль, искусство.

2. Смысл понятия:

мораль — форма общественного сознания, включающая в себя совокупность норм, ценностей, моделей поведения, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла;

ИЛИ

искусство — форма духовной культуры, в основе которой лежит субъективное восприятие и отражение окружающего мира в форме художественных образов.

5 В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: уголовная ответственность / лишение свободы в рамках уголовной ответственности;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— это исключит возможность понести юридическую ответственность и связанные с нею ограничения прав и свобод;

— это позволит обществу и государству планомерно развиваться, предотвратит рост социального напряжения и конфликты.

 

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

6 а) Наиболее популярным ответом в обеих группах было мнение, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека (так как чаще всего отклоняющееся поведение характерно для людей ведущих асоциальный образ жизни, который оставляет отпечаток на их действиях).

б) Граждане с высшим образованием в большей степени склонны полагать, нежели граждане со среднем образованием, что некоторые люди предрасположены к отклоняющемуся поведению генетически (так как более образованные люди более сведущи в генетике и ее влияние на поведение человека, нежели люди со среднем образовании).

12 а) Наиболее популярным ответом в обеих группах было мнение, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека (так как чаще всего отклоняющееся поведение характерно для людей ведущих асоциальный образ жизни, который оставляет отпечаток на их действиях).

б) Граждане с высшим образованием в большей степени склонны полагать, нежели граждане со среднем образованием, что некоторые люди предрасположены к отклоняющемуся поведению генетически (так как более образованные люди более сведущи в генетике и ее влияние на поведение человека, нежели люди со среднем образовании).

21 В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) зависимость стереотипа поведения этноса от его уровня развития;

2) нормы взаимоотношений внутри этноса;

3) факторы, влияющие на формирование отдельных этносов;

4) динамика изменения поведения этноса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22 В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1. ответ на первый вопрос:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

2. Ответ на второй вопрос:

1) географическая среда;

2) традиции;

3) взаимоотношения с соседями;

4) культурные воздействия;

5) религия.

3. Ответ на третий вопрос: динамичность.

23 В ответе должны быть указаны:

1) Динамизм стереотипа поведения — это скорость изменения обрядов, обычаев и норм.

Примеры:

1. Российское крестьянство почти тысячу лет использовало общинную организацию проживания, но за короткий срок Столыпинской аграрной реформы основы крестьянской общины были разрушены.

2. Изменение орудий труда в традиционном обществе протекало очень медленно, в индустриальном обществе этот процесс резко ускорился.

Могут быть приведены и другие примеры.

24 В ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту точки зрения — этнос развивается по законам природы:

а) влияние географической среды через общение человека с кормящей его природой (темный цвет кожи и курчавые волосы африканцев);

б) суровые природные условия и бедность земель повлияли на воинственность норманнов.

В опровержение:

1. Кровная месть у народов Кавказа — традиция.

2. Многоженство у арабов.

Могут быть приведены и иные аргументы.

Тестовая часть


п/п

Правильный
ответ

2

4

3

2

4

3

7

4

8

2

9

3

10

2

11

3

13

4

14

3

15

1221

16

1

17

3

18

1

19

1324

20

советфедерации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!