СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант 4 ОГЭ по обществознанию (с ответами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант Огэ по обществознанию с ответами

Просмотр содержимого документа
«Вариант 4 ОГЭ по обществознанию (с ответами)»

Вариант 4 (апрель)

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?  Жизненные ориентиры; факторы производства; товар; авторитаризм; образование. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Наталья работает учителем истории. Объектом её деятельности являются

 1) коллеги

2) учащиеся

3) изучаемые в школе исторические события

4) учебные пособия

3. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

 1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

4. Верны ли следующие суждения об образовании в современном обществе?

 А. Образование в современном обществе продолжается на протяжении всей жизни человека.

Б. В современном обществе происходит интернационализация образования.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5.Рассмотрите фотографию.

Следование какому виду социальных норм демонстрирует семья, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно проводить свободное время, праздники с семьей.

6. 15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Ресурсы, необходимые для поддержания жизнедеятельности и развития человека, предприятия (фирмы) и общества в целом, называют

 1) издержками производства

2) экономическими способностями

3) производственными технологиями

4) экономическими благами

8. Государство в условиях рыночной экономики

 1) устанавливает цены на товары

2) собирает налоги

3) распределяет ресурсы

4) планирует производство

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

 А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.

Б. Акцизы относятся к косвенным налогам.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют

 1) социальным неравенством

2) социальной структурой

3) социальной мобильностью

4) социальным институтом

11. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

 А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. Отличительным признаком правового государства является

 1) республиканская форма правления

2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения

4) принцип разделения властей

14. Верны ли суждения о гражданском обществе?

 А. Условием формирования гражданского общества является правовое государство.

Б. В гражданском обществе публичная власть на местах осуществляется через органы самоуправления.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между видами потребностей человека, выделенных А. Маслоу, и их конкретными примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) забота о другом человеке и внимание к себе

Б) потребность в общении с другими людьми

В) уважение, высокая оценка со стороны других

Г) потребность в жилище, отдыхе

Д) стремление к сохранению собственного достоинства

1) Социальные

2) Престижные

3) Биологические

 16. Что относится к социальным правам человека?

 1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

2) право на жизнь

3) избирательные права

4) право собственности

17. Какой отраслью права регулируется порядок рассмотрения в суде дел о возмещении морального ущерба?

 1) уголовно-процессуальным правом

2) конституционным правом

3) административным правом

4) гражданско-процессуальным правом

18. Верны ли следующие суждения об отраслях права?

 А. Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления.

Б. Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. К основным видам юридической ответственности относятся, в том числе, дисциплинарная и гражданско-правовая. В приведённом ниже списке указаны черты их сходства и отличия. Выберите и запишите порядковые номера черт сходства, и порядковые номера черт отличия.

 1) имеет характер государственного осуждения

2) применяется за нарушение договорных обязательств имущественного характера

3) наступает в случае нарушения трудовой дисциплины

4) имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя

 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальная мобильность

Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую

Социальная ...

Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа

21. оставьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Средний класс

Средний класс — часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора — не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга — как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

 (По материалам интернет-энциклопедии)

22. Что, по мнению автора, представляет собой средний класс? Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте? Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

23. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

24. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.



Ответы 1. 1. Понятия: факторы производства, товар.

2. Смысл понятия:

факторы производства — ресурсы, необходимые для создания товаров и услуг;

ИЛИ

товар — продукт труда, произведенный для продажи.

5. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: традиции / обычаи / участие в традиционных праздниках и т. п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— это позволяет сблизиться членам семьи, проявить взаимную заботу и любовь;

— это демонстрирует взаимную привязанность, уважение членов семьи друг к другу.

6. 1. По достижению 14−летнего возраста.

2. Необходимо выбрать вариант депозита (вклада) с наибольшим процентом; следует выбирать банк с хорошей репутацией, который существует продолжительное время на рынке банковских услуг и т. д.

12. а) Как для юношей, так и для девушек главным трудовым мотивом служит материальное благополучие (так как основная масса людей именно с этой целью работает, не имея иных источников доходов).

б) Девушки в меньшей степени, чем юноши прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице (так как многие девушки планируют уход в декретный отпуск и вопрос карьеры для них стоит на третьем месте).

21. 1) смысл понятия «средний класс»;

2) группы населения, относящиеся к среднему классу;

3) критерии выделения среднего класса;

4) социальные функции среднего класса.

22. 1. Ответ на первый вопрос:

1) объективные;

2) субъективное восприятие человеком своего положения.

2. Ответ на второй вопрос:

1) социальный стабилизатор;

2) экономический донор;

3) хранитель и распространитель ценностей культуры;

4) поставщик кадров чиновников и управленцев.

3. Ответ на третий вопрос: средний класс — часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

23. 1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну;

2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка;

3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.

24. 1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса;

2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности?

Тестовая часть


п/п

Правильный
ответ

2

2

3

2

4

3

7

4

8

2

9

2

10

2

11

1

13

4

14

3

15

11232

16

1

17

4

18

3

19

1423

20

стратификация




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс