1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА | ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ |
... | Сельское хозяйство, экстенсивные технологии, коллективный труд |
Индустриальное | Массовое промышленное производство |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий
Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.
3. Приведены термины. Все, кроме 2, представляют собой органы государственной власти РФ. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) Генеральная прокуратура
2) Администрация Президента Российской Федерации
3) Федеральное Собрание Российской Федерации
4) Государственный Совет Российской Федерации
5) Федеральная служба безопасности Российской Федерации
4. Выберите верные суждения об обществе
1) Формирование в общественном сознании демократических ценностей завершается в аграрном обществе.
2) В информационном обществе капитал как фактор производства полностью утрачивает своё значение.
3) B обществе постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.
4) В узком смысле под обществом понимают группу людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности.
5) Общество как систему характеризует наличие институтов и подсистем.
5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем:
проявления | | Глобальные проблемы |
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов ) В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | | 1) угроза мирового терроризма 2) угроза экологического кризиса 3) проблема «Север — Юг» |
6. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям её можно отнести к научному знанию?
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга была напечатана в крупном издательстве.
3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
4) Все гипотезы исследователей были обоснованны.
5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
6) Содержание книги изложено профессиональным языком.
7. Выберите верные суждения о факторных доходах
1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ.
2) Факторный доход от труда называется заработной платой.
3) Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей.
4) Прибыль — это превышение всех доходов фирмы над её издержками.
5) К факторным доходам относят спрос и предложение.
8. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем
характеристики | | Экономические системы |
А) централизованное планирование Б) директивное ценообразование В) конкуренция товаропроизводителей Г) свобода предпринимательства Д) защита частной собственности | | 1) рыночная 2) командная |
9. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ
1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений
2) контроль над деятельностью финансовых организаций
3) проведение антиинфляционной политики
4) принятие закона о банковской деятельности
5) ликвидация последствий наводнения
6) организация работы государственного телеканала
10. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из факторов могут вызвать такое изменение
1) расширение сети парикмахерских
2) новые модные веяния в стилях причесок
3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса
4) использование новых средств по уходу за волосами
5) изменение ставки подоходного налога
11. Выберите верные суждения о социальных конфликтах
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
4) Социальный конфликт-высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, обществе в целом.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.
12. На диаграмме отражены миграционные процессы в стране Z в 1991–2015 гг. Найдите выводы, которые можно сделать на основе диаграммы
1) На протяжении рассматриваемого периода число прибывших в страну ежегодно превышало число выехавших.
2) На протяжении рассматриваемого периода число выехавших из страны ежегодно сокращалось.
3) Наибольшая разница между прибывшими и выехавшими в абсолютном выражении наблюдалась в 1995 г.
4) В 2015 г. миграционные процессы были наиболее интенсивными в XXI в.
5) На протяжении всего рассматриваемого периода тенденции к въезду в страну и выезду из страны совпадали.
13. Выберите верные суждения о демократических принципах избирательного права
1) Открытость голосования.
2) Прямое избирательное право.
3) Наличие образовательного ценза.
4) Добровольность участия в выборах.
5) Равное избирательное право.
14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют:
функции | | Субъекты гос.власти РФ |
А) решение вопросов предоставления политического убежища Б) осуществление помилования В) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти Д) утверждение изменения границ между субъектами РФ | | 1) Президент 2) Конституционный Суд РФ 3) Совет Федерации |
15. Гражданин П. является членом социал-демократической партии. Найдите идеологические взгляды, которые соответствуют идеологии этой партии.
1) верность государственным традициям, основанным на религиозных ценностях
2) недопустимость вмешательства государства в экономику
3) главнейшая задача государства – обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения страны
4) предоставление свободы предпринимательству
5) государство должно осуществлять программы, направленные на достижение социального равенства
6) создание развитой системы социального обеспечения
16. Что из перечисленного относится к личным правам гражданина РФ?
1) право участвовать в управлении делами государства
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
5) право участвовать в отправлении правосудия
17. Найдите положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ.
1) признание прав и свобод человека высшей ценностью
2) условия и порядок заключения трудового договора
3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории
4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5) идеологическое многообразие
18. Установите соответствие между признаками и организационно- правовыми формами предпринимательской деятельности:
признаки | | Формы предпринимательской деятельности |
A) неделимость имущества предприятия невозможность его распределения по вкладам, долям, акциям Б) добровольность объединения для совместной хозяйственной деятельности B) объединение имущественных паевых взносов учредителей Г) хозяйственное ведение (оперативное управление) собственностью учредителя Д) личное трудовое участие создателей предприятия в его деятельности | | 1) унитарное предприятие 2) производственный кооператив |
19. Вадим Владимирович работает нотариусом. Найдите списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса
1) поддержание государственного обвинения в Суде
2) представление и защита интересов доверителя в суде
3) расследование преступлений
4) удостоверение брачного договора
5) заверение копий документов
6) составление завещаний
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов
«Правовая норма — это общее _____ (А) поведения, установленное государством, регулирующее общественные _____ (Б). Юридические нормы, составляющие право государства, отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они обнаруживают тесную ____ (В), представляя в совокупности единую _____ (Г). Основной частью права являются ____ (Д) права: конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное и др. Нередко слова ‚,право” и „закон” используются как синонимы. Однако в строгом смысле слова законами называются правовые акты, которые по общему правилу принимаются законодательным органом государственной _____(E) и обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам».
1) судопроизводство
2) указ Президента
3) взаимосвязь
4) система
5) правило
6) власть
7) отрасли
8) норма
9) отношение
В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.
Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.
Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.
Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.
В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.
21. От чего, по мнению автора, зависит социализация в содержательном и формальном плане? Что автор считает социализацией в формальном плане?
22. В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим?
23. Чем отличаются механизмы современной социализации от социализации, существовавшей в традиционном обществе? С опорой на текст, знания курса и социальный опыт укажите три отличия.
24. Автор пишет: «Процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида». С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «политическая система общества»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы;
− одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
26. Раскройте на трёх конкретных примерах социальную функцию налогов.
27. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004—2008 гг. Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004—2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт брака в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Философия: «В конце концов человек изобрел газовые камеры Освенцима; однако человек был также и тем, кто, не теряя достоинства, шел в газовые камеры с молитвой на устах (В. Франкл)
Социальная психология: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши» (Дж. Донн)
Экономика: «То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коулман)
Социология: «Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду» (Ж. Пиаже)
Политология: «Всякое восстание против чужеземных захватчиков — дело законное и есть первый долг каждого народа» (Стендаль)
Правоведение: «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)