СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ЕГЭ по обществознанию (В-2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен на основе учебной книги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "ЕГЭ. Обществознание. Отличный результат" (2023 год) под редакцией О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой; сборников подготовки к ЕГЭ пообществознанию:

- обществознание 14 вариантов (А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль), 2023 год;

- обществознание 10 вариантов (О.А. Котова, Т.Е. Лискова), 2023 год.

А также задания ЕГЭ 2023 года досрочного и основного периодов. 

При составлении вариантов учтены изменения в структуре 24 задания, внесённые летом 2023 года.

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ЕГЭ по обществознанию (В-2)»

Часть 1

Задание 1. Ниже приведён перечень издержек фирмы в краткосрочном периоде. Все они, за исключением двух, являются постоянными издержками.

1) выплата процентов по ранее взятому кредиту; 2) оплата потреблённой электроэнергии; 3) выплата за аренду помещения; 4) оплата лицензии; оклад управляющего; 5) сдельная оплата труда наёмных работников.

Найдите две издержки, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: __________________________________

Задание 2. Выберите верные суждения об образовании в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. К принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в России относят обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личностями, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

  2. В России устанавливаются следующие уровни общего образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, высшее образование;

  3. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования – один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в России;

  4. В России гарантируется право каждого человека на образование;

  5. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Ответ: _____________________

Задание 3. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу левого столбца подберите соответствующий элемент правого столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) объективный характер

1) только относительная истина

Б) отражение свойств познаваемого объекта

2) и абсолютная, и относительная истина

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки


Г) неполное, изменяемое знание о предмете


Д) проверяемость знания




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 4. В стране K массовое производство уступает мелкосерийному, товар выпускается малыми партиями. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна K развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии;

  2. Большинство процессов в промышленном производстве и сфере услуг становятся компьютеризированными;

  3. Природные факторы оказывают влияние на развитие общества;

  4. Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами;

  5. В структуре населения высок удельный вес среднего класса;

  6. Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ: __________________________________

Задание 5. Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Облигация – это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении доли в имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда;

  2. Обращение ценных бумаг осуществляется на фондовом рынке;

  3. К ценным бумагам относят акцию, облигацию, вексель;

  4. Различают долевые и долговые ценные бумаги;

  5. Выпуск ценных бумаг называется девальвацией.

Ответ: __________________________________

Задание 6. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.





ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ИСФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

1) труд

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

2) земля

3) предпринимательские способности (предпринимательство)

В) факторный доход – рента


Г) факторный доход – заработная плата


Д) факторный доход – прибыль




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 7. Государство P проводит политику поддержки отечественных производителей. Какие из приведённых ниже фактов позволяют сделать вывод о том, что развитие национальной экономики осуществляется интенсивным путём? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Производители регулярно выплачивают налоги;

  2. Работники регулярно повышают квалификацию;

  3. Производители регулярно выплачивают проценты по ранее взятому кредиту;

  4. Постоянно возрастает роль науки и образования в организации производства;

  5. На предприятиях введены ночные смены;

  6. Осуществляется переход к цифровым технологиям на всех этапах производства.

Ответ: ______________________________________

Задание 8. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальные конфликты могут быть скрытыми или явными;

  2. В основе социальных конфликтов всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами;

  3. Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в политической сфере общества;

  4. Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия субъектов, направленные друг против друга;

  5. Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации.

Ответ: ___________________________

Задание 9. В ходе социологического опроса работающим и неработающим совершеннолетним гражданам страны A задали вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны распределяться домашние обязанности между женой и мужем, если оба супруга работают?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Среди неработающих респондентов доля тех, кто считают, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, больше доли тех, кто считают, что основную работу по дому должна выполнять жена;

  2. Равные доли опрошенных в каждой группе затруднились ответить;

  3. Среди работающих респондентов доля тех, кто считают, что основную часть работы по дому должен выполнять муж, меньше доли тех, кто считают, что основную часть работы по дому должна выполнять жена;

  4. Мнение о том, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, наиболее популярно в обеих группах респондентов;

  5. Мнение о том, что основную часть работы по дому должна выполнять жена, среди неработающих респондентов более популярно, чем среди работающих респондентов.

Ответ: _________________

Задание 10. Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В зависимости от объекта власти различают прогрессивные и регрессивные политические системы общества;

  2. Элементы политической системы находятся в постоянном взаимодействии;

  3. Основной системообразующий элемент, объединяющий все политические системы, - государство;

  4. Политическая система общества обеспечивает стабильность и безопасность в обществе;

  5. К коммуникативному компоненты политической системы общества относятся политические идеи, взгляды, убеждения и чувства участников политической деятельности.

Ответ: ______________________________

Задание 11. В государстве K зарегистрирована политическая партия, которая имеет центральный орган и региональные отделения. В программе партии записано: «Цель нашей деятельности – построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям».

Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

  1. Легальная;

  2. Консервативная;

  3. Коммунистическая;

  4. Кадровая;

  5. Либеральная;

  6. Массовая.

Ответ: ______________________

Задание 12. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие личные (гражданские) права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону;

  2. Каждый имеет право на жизнь;

  3. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность;

  4. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

  5. Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Ответ: ________________________________

Задание 13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ

1) Государственная Дума

Б) создание условий для развития системы экологического образования

2) Правительство

3) Конституционный Суд

4) Совет Федерации

В) назначение выборов Президента России


Г) обеспечение проведения в РФ единой финансовой политики


Д) назначение на должность Уполномоченного по правам человека




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 14. Выберите верные суждения о трудовых правоотношениях в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, включающее их взаимные права и обязанности;

  2. Трудовые договоры могут заключаться только на определённый срок;

  3. Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законом;

  4. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами;

  5. При приёме на работу обязательно должен быть установлен испытательный срок.

Ответ: __________________________________

Задание 15. Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

А) хозяйственные товарищества

1) Коммерческие

Б) государственные унитарные предприятия

2) Некоммерческие


В) потребительские кооперативы


Г) благотворительные фонды


Д) религиозные организации




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 16. Гражданину России Роману 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, соответствующие его правовому статусу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей;

  2. Распоряжаться предоставленными родителями средствами;

  3. Быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей;

  4. Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

  5. Зарегистрировать на своё имя юридическое лицо;

  6. Совершать мелкие бытовые сделки.

Ответ: ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 17-20

Рыночная экономика  — это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Каждый действует на свой страх и риск, но, действуя, всякий человек имеет в виду скорее потребности других, чем свои собственные. В предпринимательстве человек нуждается в окружении сограждан...

Эта система отшлифована рынком. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Государство, карательный аппарат не вмешиваются в рынок и систему гражданских отношений, управляемых рынком. Только в случае необходимости предотвращения деструктивных явлений оправдано применение силовых санкций, цель которых  — регулярное функционирование рыночной экономики. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов  — таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики... Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации. Рынок показывает ему, как лучше обустроить себя и других. Только рынок в состоянии упорядочить всю социальную систему, сообщить ей смысл и значение, поэтому роль рынка наиважнейшая.

Рынок... это процесс взаимодействия и кооперации различных индивидов, соединённых системой разделения труда... Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше...

Направление экономических акций в условиях рынка является задачей предпринимателей. За ними остаётся и функция производственного контроля. Они стоят у штурвала и управляют кораблем. Поверхностному наблюдателю кажется, что именно они занимают ключевые позиции. Однако это не так: сами предприниматели, безусловно, подчиняются командам капитана, и этот капитан  — потребитель. Устанавливают, что именно должно быть произведено, не предприниматели, капиталисты, землевладельцы, а потребители. Если коммерсант не подчиняется строгим порядкам, выраженным в структуре рыночных цен, то его ждут сначала убытки, а затем банкротство. Его просто вытесняют другие агенты, те, кто лучше способен удовлетворить спрос потребителей...

Именно потребители способны сделать богатого бедным, а бедного  — богатым. Только они с точностью определяют количество и качество, а также сам вид продукции. Беспристрастные эгоисты, они состоят из капризов и фантазий, изменчивых и непредсказуемых. Помимо собственного удовлетворения, они ничего не желают знать. Не имеют значения ни былые заслуги, ни преданные интересы.

Л. Мизес

Задание 17. Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.

Задание 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков понятия «конкуренция»;

- объясните значение роли потребителя в условиях рынка. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

Задание 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами, как в условиях высокой конкуренции производители добиваются роста числа потребителей.

Задание 20. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающие преимущества высококонкурентного рынка перед низкоконкурентным. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение).

Задание 21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке школьных канцелярских принадлежностей в стране G. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р- цена товара, Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Что могло повлиять на изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если качество рыбы ухудшится, при прочих равных условиях?

Задание 22. После очередной ссоры с соседями совершеннолетний дееспособный гражданин России Н. К. Сидоров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, поджёг соседский дом и надворные постройки. Как оказалось, в сарае спал гражданин Е. Л. Кузьмин, который длительное время нигде не работал и не имел определённого места жительства (бездомный). Во время пожара Е. Л. Кузьмин погиб. Н. К. Сидоров предстал перед судом.

1) Правонарушение какого типа (вида) совершил Н. К. Сидоров?

2) К какому виду юридической ответственности он будет привлечён?

3) В чём заключается принцип справедливости при назначении наказания?

4) Н. К. Сидоров считает, что состояние алкогольного опьянения будет учтено судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Прав ли гражданин Сидоров? Свой ответ объясните.

Задание 23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя государства. Какие положения Конституции РФ дают гарантии для удовлетворения различных потребностей? Сначала укажите вид потребностей, а затем приведите соответствующее подтверждение. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, по существу раскрывающий тему «Фискальная политика – метод государственного регулирования экономики». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 25. 1) Объясните необходимость проведения государством антиинфляционной политики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие существуют в РФ меры антиинфляционной политики? (Назовите три любых способа.)

3) Для каждого из способов, названных в пункте 2, приведите по одному примеру, иллюстрирующему борьбу государства с инфляцией.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!