СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по обществознанию»

1. Запишите слово, пропущенное в таблице. 

ПОДСИСТЕМА

ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ

Нормативно-правовая

Совокупность законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом

...

Совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

Прибыль, имущество, собственность, объект налогообложения, ценные бумаги, земельный участок.


3. Приведены термины. Все, кроме 2, относятся к понятию «гражданское общество» 

1) отправление правосудия; 2) общественная организация; 3) частный интерес; 4) социальная активность; 5) социальное взаимодействие; 6) законодательная власть

 

4. Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.


5. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений

характеристика

 

Тип мировоззрения

А) опирается на здравый смысл

Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей

В) опирается прежде всего на логику и доказательность

Г) оформляется стихийно, в процессе жизни

Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения

 

1) обыденное

2) научное

3) мифологическое


6. В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Большая часть людей живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют o принадлежности Z к постиндустриальным обществам?

1) многообразие форм собственности

2) широкое распространение информационных технологий

3) наличие сети научных организаций

4) деятельность независимых СМИ

5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения

6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства


7. Выберите верные суждения о ценных бумагах

1) Различают ценные бумаги именные и на предъявителя.

2) Вексель - свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате вклада и процентов по нему через установленный срок.

3) B соответствии с ГК РФ ценная бумага-любой документ, выпускаемый государством.

4) Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия, называется акцией.

5) Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.


8. Установите соответствие между типами рынков и их признаками: 

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ РЫНКОВ

A) контроль за ценой отсутствует

Б) представлено множество фирм

B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей

Г) существуют препятствия для вступления в рынок

Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется

 

1) монопольный

2) конкурентный

 

9. По окончании колледжа студент планирует открыть ИП. примеры трудностей, с которыми он может столкнуться при такой форме бизнеса 

1) высокий риск вложения капитала

2) ограниченность свободы действий

3) ограниченность средств на рекламу

4) сложность управления предприятием

5) ограниченность средств для привлечения профессионалов


10. На рисунке отражена ситуация на рынке бытовых вентиляторов: линия спроса D переместилась в новое положение- D1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано с 

1) закрытием нескольких заводов по производству вентиляторов

2) распространением кондиционеров

3) снижением налога с продаж бытовой техники

4) окончанием летнего сезона

5) снижением расходов производителей вентиляторов на рекламу


11. Выберите верные суждения об этнической

1) Древнейшей формой этнической общности является народность.

2) Обязательными признаками этнической общности является общность языка и религии.

3) Обязательным условием формирования этнической общности является общность территории.

4) Этнические общности отличаются устойчивостью.

5) Один и тот же человек может причислять себя к нескольким этническим общностям.


12. Среди разных возрастных категорий населения был проведён опрос на тему: «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь может способствовать снижению уровня преступности в стране?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе диаграммы было опрошено равное число респондентов.  

1) Во всех возрастных группах большинство считают ужесточение наказаний наиболее эффективной мерой борьбы с преступностью.

2) Доля сторонников расширения полномочий правоохранительных органов возрастает с увеличением возраста респондентов.

3) Ни в одной возрастной группе сторонники ужесточения уголовных наказаний не составляют большинства.

4) Усиление профилактики правонарушений как средство борьбы с преступностью наиболее популярно в возрастной группе 18–29 лет.

5) В возрастной группе 30–50 лет число респондентов, считающих улучшение экономической ситуации в стране главным условием снижения преступности, приблизительно равно общему числу респондентов, выступающих за ужесточение уголовных наказаний и за расширение полномочий правоохранительных органов.


13. Выберите верные суждения о функциях гражданского общества

1) Стимулирование общественно полезной деятельности граждан.

2) Защита границ и обеспечение общественного порядка.

3) Участие в формировании органов демократического правового социального государства.

4) Организация общественного контроля за соблюдением правил добросовестной конкуренции.

5) Разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами.


14. Установите соответствие между функциями и субъектами гос. власти РФ

функция

 

Субъект гос.власти

А) выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности

Б) управление федеральной собственностью

В) одобрение или отклонение федеральных законов

Г) принятие решения о роспуске ГосДумы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

Д) назначение выборов в нижнюю палату парламента

 

1) Президент РФ

2) Совет Федерации

3) Гос. Дума

4) Правительство РФ

 

15. Конституция провозглашает государство правовым. Какие черты политической системы позволяют говорить о реализации этого положения? 

1) В стране действует республиканская форма правления.

2) В политической системе обеспечена самостоятельность 3 ветвей власти.

3) В государстве действуют оппозиционные партии.

4) Важные вопросы государственного значения выносятся на референдумы.

5) В стране функционирует независимая и эффективная судебная система.

6) В стране не применяется смертная казнь.


16. В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического идеологического плюрализма.

1) признаны различные формы собственности

2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии официальной

3) отсутствует государственная религия

4) провозглашена свобода политических мнений и действий

5) утверждена основа для существования в стране многопартийности

6) признаны права и свободы человека и гражданина

 

17. Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм

1) Сфера действия права шире, чем норм морали.

2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.

3) Нормы права не являются формально определёнными.

4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.

5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.


18. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности.

проступок

 

Вид юр.ответственности

А) невыполнение условий договора займа

Б) опоздание на работу

В) прогул

Г) публичное оскорбление

Д) безбилетный проезд

 

1) гражданско-правовая

2) дисциплинарная

3) административная

 

19. В соответствии с законом Иван работает санитаром в районной больнице города Н. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что он работает там, проходя альтернативную гражданскую службу?

1) Иван не имеет права на очередной отпуск.

2) Иван не может расторгнуть срочный трудовой договор по своей инициативе.

3) Иван не имеет право сочетать данную работу с работой в иных организациях.

4) Ивану не выплачивается заработная плата.

5) Несение военной службы противоречит убеждениям Ивана.

6) Иван не может вступить в брак.


20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии ____ (А) корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические _____ (Б) в своих интересах. Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. Глобализация – это ____ (В) процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание _____ (Г) и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.

Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне _____ (Д) государства, т. е. на уровне отдельной страны и её международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие ____ (Е) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств».

1) объективный

2) условие

3) взаимосвязанность

4) влияние

5) телекоммуникационный

6) национальный

7) партия

8) транснациональный

9) идеология

 

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от неё людей.

 С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях -существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху. 

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

 

21.  Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?

22. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания курса, приведите три объяснения.

23. Назовите три «великие исторические религии». Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).

24. Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание текста, знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «правовая культура личности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о роли правовой культуры для личности;

− одно предложение, раскрывающее влияние правовой культуры личности на общество.

26. В гражданском судопроизводстве рассматривается несколько категорий дел, связанных с различными отраслями российского права.

Приведите любые три категории дел, подлежащие рассмотрению в суде общей юрисдикции по гражданским делам, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

27. дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью, налоговые льготы. Используя знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Кредит и кредитная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


 Философия: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)

Экономика: «Экономическая свобода — это Свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).

Социология, социальная психология: «Человек — это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж. П. Сартр).

Политология: «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).

Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!