Часть 1
Задание 1. Ниже приведён перечень требований. Все они, за исключением двух, относятся к требованиям, предъявляемых для приёма в российское гражданство в общем порядке.
1) наличие законного источника средств к существованию, 2) владение русским языком, 3) наличие собственности на территории РФ, 4) проживание на территории РФ не менее пяти лет, 5) обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ, 6) заключение брака с гражданином РФ.
Ответ: ___________________
Задание 2. Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Система различных взаимодействующих коллективов;
Группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения;
Результаты материально-преобразующей деятельности людей;
Определённый этап исторического развития человечества;
Весь материальный мир в целом;
Устойчивые стереотипы человеческого поведения.
Ответ: ___________________
Задание 3. Установите соответствие между отличительными признаками, фактами и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФАКТЫ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) появление массовой культуры | 1) традиционное (аграрное) общество |
Б) господство натурального хозяйства | 2) постиндустриальное (информационное) общество |
В) преобладание сферы услуг в структуре экономики | 3) индустриальное общество |
Г) рост численности промышленного пролетариата | |
Д) преобладание наукоёмких, высокотехнологичных производств | |
Ответ:
Задание 4. Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Сложность формы музыкального произведения;
Ориентация на массового потребителя;
Установка на следование образцу;
Трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями;
Использование широко известных мифологических персонажей;
Коммерческая цель создания оперы.
Ответ: ___________________
Задание 5. Выберите верные суждения о налогах и налогообложении в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Земельный и транспортный налоги относят к федеральным налогам.
Налог на доходы физических лиц, водный налог, акцизы относят к региональным налогам.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Ответ: ___________________
Задание 6. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) налог на доходы физических лиц | 1) федеральные |
Б) транспортный налог | 2) региональные |
В) налог на имущество физических лиц | 3) местные |
Г) земельный налог | |
Д) акцизы | |
Ответ:
Задание 7. Найдите в приведённом списке факторы, которые могут привести к повышению спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Увеличение доходов семей;
Повышение налога на добавленную стоимость;
Рост производительности труда;
Снижение налога на доходы физических лиц;
Интенсивная реклама товаров;
Удорожание потребительских кредитов.
Ответ: ___________________
Задание 8. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
К функциям социальных норм относят интегрирование индивидов в систему общественных отношений.
Социальные нормы позволяют контролировать, регулировать и оценивать поведение людей.
К видам социальных норм относятся социальные санкции.
Видами социальных норм являются обычаи и традиции.
Соблюдение социальных норм всегда достигается мерами государственного принуждения.
Ответ: ___________________
Задание 9. В ходе социологического опроса работающим и неработающим совершеннолетним гражданам страны A задали вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны распределяться домашние обязанности между женой и мужем, если оба супруга работают?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Среди неработающих респондентов доля тех, кто считают, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, больше доли тех, кто считают, что основную работу по дому должна выполнять жена;
Равные доли опрошенных в каждой группе затруднились ответить;
Среди работающих респондентов доля тех, кто считают, что основную часть работы по дому должен выполнять муж, меньше доли тех, кто считают, что основную часть работы по дому должна выполнять жена;
Мнение о том, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, наиболее популярно в обеих группах респондентов;
Мнение о том, что основную часть работы по дому должна выполнять жена, среди неработающих респондентов более популярно, чем среди работающих респондентов.
Ответ: _________________
Задание 10. Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций.
К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов.
Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности.
Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и интересами большинства граждан.
По форме государственного (территориального) устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.
Ответ: _________________
Задание 11. В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Утверждена республиканская форма правления.
Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.
В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.
На выборах победила консервативная партия.
Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
Граждане поддерживают проведённые преобразования.
Ответ: _________________
Задание 12. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина России? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Сохранение исторического и культурного наследия;
Участие в управлении делами государства;
Выбор рода деятельности и профессии;
Защита Отечества;
Уплата законно установленных налогов и сборов.
Ответ: _________________
Задание 13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКЫ ВЛАСТИ |
А) осуществляет исполнительную власть в РФ | 1) Конституционный Суд РФ |
Б) объявляет амнистию | 2) Правительство РФ |
В) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ | 3) Государственная Дума |
Г) осуществляет управление федеральной собственностью | |
Д) принимает федеральные законы | |
Ответ:
Задание 14. Выберите верные суждения о нормах уголовно-процессуального права в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела могут быть возложены на одно и то же должностное лицо.
Суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий Уголовно-процессуальному кодексу.
Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Уголовное судопроизводство ведётся только на родном языке потерпевшего.
Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Ответ: _________________
Задание 15. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) предупреждение | 1) способы защиты гражданских прав по Гражданскому кодексу РФ |
Б) возмещение убытков | 2) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ |
В) дисквалификация | 3) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях |
Г) выговор | |
Д) лишение специального права | |
Ответ:
Задание 16. В семье Сенджу жена получает социальную пенсию и ведет домашнее хозяйство, а муж работает. Супруги прожили в браке 10 лет. Что из перечисленных объектов будет составлять совместную (общую) собственность супругов в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Квартира, купленная супругом 15 лет тому назад.
Социальная пенсия супруги.
Перстень, полученный супругой в наследство от бабушки.
Автомобиль, купленный супругами в прошлом году.
Заработная плата супруга.
Ноутбук, который подарила Сенджу ее лучшая подруга.
Ответ: _________________
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 17-20
По своему содержанию политическая деятельность представляет собой множество явлений и процессов. Их совокупность составляет политическую жизнь. В ней прямо или опосредованно участвуют огромные массы людей, движимые определенными политическими потребностями, интересами и целями. Тем самым общественная жизнь политизируется, социальные отношения и связи приобретают политическую окраску и направленность.
Важнейшими элементами, определяющими характер, содержание и формы политической жизнедеятельности, выступают субъекты политической деятельности (социальные общности и группы, индивиды, создаваемые ими общественно-политические организации, политические институты), объекты политической деятельности, политические отношения, политические потребности и интересы, политическая культура и политическое сознание.
Политическая жизнь осуществляется посредством действий многочисленных субъектов политики. К этим действиям относятся все те виды индивидуальной или коллективной деятельности, которые направлены на достижение политических целей или решение политических задач. Л.С. Санистебан отмечает, что политическое действие означает «сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы», следовательно, политическим действием является сознательная и целенаправленная деятельность, имеющая политическое значение. При этом агенты политического действия вступают между собой в различные отношения - как конфликтные, так и солидарные. Как свидетельствует опыт, в сфере политики преобладают общие действия, хотя любое коллективное действие предстает в виде совокупных целенаправленных действий индивидов.
Политическая деятельность предполагает участие субъектов политики в выработке решений, связанных с реализацией соответствующих политических интересов, функционирование общественно-политических организаций, политических партий, их участие в деятельности органов государственной власти, участие политических акторов1 в различных политических акциях, направленных на достижение целей формирования, распределения и использования власти.
Политическая деятельность предстает, таким образом, как пульсирующий процесс взаимодействия многочисленных участников. Она являет собой множество пересечений политических субъектов, в которых воспроизводятся отношения политической власти, реализуется участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти, выражаются и защищаются интересы различных социально-политических групп, развиваются процессы объединения людей в политические организации.
Такое многообразие политической деятельности связано, во-первых, со сложностью институционального поля политики в современном обществе, т.е. наличием разнообразных политических институтов, которые ориентируют людей на совершение различных политических действий; во-вторых, со сложностью мотивационной структуры граждан, ввиду несовпадения их политических предпочтений и ценностных ориентаций. По своему содержанию политическая деятельность представляет собой множество явлений и процессов. Их совокупность составляет политическую жизнь. В ней прямо или опосредованно участвуют огромные массы людей, движимые определенными политическими потребностями, интересами и целями. Тем самым общественная жизнь политизируется, социальные отношения и связи приобретают политическую окраску и направленность.
Важнейшими элементами, определяющими характер, содержание и формы политической жизнедеятельности, выступают субъекты политической деятельности (социальные общности и группы, индивиды, создаваемые ими общественно-политические организации, политические институты), объекты политической деятельности, политические отношения, политические потребности и интересы, политическая культура и политическое сознание.
Политическая жизнь осуществляется посредством действий многочисленных субъектов политики. К этим действиям относятся все те виды индивидуальной или коллективной деятельности, которые направлены на достижение политических целей или решение политических задач. Л.С. Санистебан2 отмечает, что политическое действие означает «сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы», следовательно, политическим действием является сознательная и целенаправленная деятельность, имеющая политическое значение. При этом агенты политического действия вступают между собой в различные отношения – как конфликтные, так и солидарные. Как свидетельствует опыт, в сфере политики преобладают общие действия, хотя любое коллективное действие предстает в виде совокупных целенаправленных действий индивидов.
Политическая деятельность предполагает участие субъектов политики в выработке решений, связанных с реализацией соответствующих политических интересов, функционирование общественно-политических организаций, политических партий, их участие в деятельности органов государственной власти, участие политических акторов в различных политических акциях, направленных на достижение целей формирования, распределения и использования власти.
Политическая деятельность предстает, таким образом, как пульсирующий процесс взаимодействия многочисленных участников. Она являет собой множество пересечений политических субъектов, в которых воспроизводятся отношения политической власти, реализуется участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти, выражаются и защищаются интересы различных социально-политических групп, развиваются процессы объединения людей в политические организации.
Такое многообразие политической деятельности связано, во-первых, со сложностью институционального поля политики в современном обществе, т.е. наличием разнообразных политических институтов, которые ориентируют людей на совершение различных политических действий; во-вторых, со сложностью мотивационной структуры граждан, ввиду несовпадения их политических предпочтений и ценностных ориентаций.
(По Т.С. Болховитиной)
Задание 17. Почему, по мнению автора, политизируется общественная жизнь?
Укажите любые три важнейших элемента, которые определяют характер и форму политической деятельности.
С чем, согласно автору, связано многообразие политической деятельности?
Задание 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
- укажите не менее трёх основных признаков понятия «политическая власть»;
- объясните, как субъект политической деятельности (индивид, социальная группа, политический институт) влияет на многообразие содержания и форм политической деятельности.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задание 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три политические роли3 гражданина и проиллюстрируйте примерами исполнения каждой из них.
(В начале укажите политическую роль, а затем пример её реализации. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Задание 20. Одним из проявлений политической деятельности автор называет функционирование общественно-политических организаций, политических партий, их участие в деятельности органов государственной власти. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, сформулируйте три аргумента, которые подтвердят положительное значение общественно-политических организаций и политических партий в жизни общества.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Задание 21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке рыбы и морепродуктов в стране Я. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р- цена товара, Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если качество рыбы ухудшится, при прочих равных условиях?
Задание 22. В государстве S доля промышленного производства в структуре ВВП составляет 79%. Среди всех отраслей промышленности наиболее развитыми являются машиностроение, металлообработка, энергетическая промышленность. Основные процессы производства и управления механизированы, появляется и развивается массовая культура. Основой экономики является государственная собственность, государство осуществляет централизованное распределение ресурсов, ценообразование директивно. Социологи установили, что в государстве S преобладают семьи нуклеарного типа. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Субъекты государства S могут принимать собственные законы, которые не противоречат основному закону государства.
К какому типу относится общество государства S?
К какому типу относится экономика S?
Какие семьи называют нуклеарными?
Как называется форма государственно-территориального устройства государства S?
Задание 23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции закрепляют такую характеристику нашего государства, как суверенное.
На основе положений Конституции сформулируйте три подтверждения данной характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, по существу раскрывающий тему «Система российского образования». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Задание 25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие функции выполняет современное школьное образование? (Назовите любые три функции.)
Для каждой функции, названной вами в пункте 2, приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три функции.)
1 Актор – субъект, который выполняет действие/действия. Актором можно считать одного человека, группу людей.
2 Политолог, автор работы «Основы политологической науки»
3 Роль в обществоведческом значении подразумевает исполнение действий, которые определены социальным статусом субъекта.