СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант егэ по русскому языку с ответами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант егэ по русскому языку с ответами.»



ВАРИАНТ ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2023



Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Летний вечер. Как-то отдалённо, но верно чувствуется, что осень не за горами. Однако пока ещё тепло, тепло…

Поскольку дело происходит на даче, все сидят на скамеечке перед домом. Разговор идёт вперевалочку, говорить не хочется, а хочется просто вдыхать ночной, пока ещё летний воздух. Вдруг на небе  — чирк!  — звезда падает, за ней вторая. Все оживляются, торопятся загадать желание. Кто-то говорит:

— А рано в этом году звёзды падать начали…

— Да как же,  — отвечают ему,  — первые дни августа. Небо вон уже августо́вское. Или а́вгустовское?

Да что там небо! Зарплата-то какая, «августо́вская» или «а́вгустовская»?

О деньгах ли идёт речь или о небосклоне  — слово-то одно! И произносит это слово раз по-разному. А хотелось бы одинаковости.

Порадовать вас особенно нечем: увы, в словарях есть варианты, а для любителей определённости ничего не может быть хуже вариантов. Впрочем, если хотите что-нибудь одно, смотрите только в Словарь ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы. Там нам советуют говорить с ударением на первом слоге  — «а́вгустовский».

Собственно, этот же вариант стоит на первом месте и в Орфоэпическом словаре под редакцией Р. Аванесова. Но тут нам предлагается ещё один допустимый вариант  — «августо́вский». Что означает «допустимый»? То, что он тоже в пределах литературной нормы, ошибки особой не будет.

Можно предположить, как возникло ударение «августо́вский».

Произносить «а́вгустовский» не слишком удобно: много слогов после ударного, приходится напрягаться, выговаривать. Намного легче, когда ударение в середине слова: «августо́вский».

(По М. А. Королёвой)





1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) абзаце текста. Запишите это определительное местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1)  ВАРИАНТ. Разночтение в тексте. Издание сочинений Пушкина с вариантами.

2)  МЕСТО. Участок на земной поверхности, местность. Живописные места.

3)   ПРЕДЕЛ. Страна, местность (стар.). Вернуться в родные пределы.

4)  НОРМА. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-то Нормы поведения.

5)  СЛОВО. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Слово делится на слоги.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

1)  Основная цель автора художественного текста  — рассказать читателям о своих впечатлениях от тёплого августовского вечера, проведённого на даче.

2)  Логическое и последовательное изложение информации достигается как с помощью простых предложений, в том числе односоставных (Летний вечер. Однако пока ещё тепло, тепло…), так и посредством сложных (Поскольку дело происходит на даче, все сидят на скамеечке перед домом  — сложноподчинённое; Порадовать вас особенно нечем: увы, в словарях есть варианты, а для любителей определённости ничего не может быть хуже вариантов  — сложное с бессоюзной и сочинительной связью).

3)  Текст ориентирован исключительно на специалистов в научной сфере, поэтому в нём преобладает научная терминология (словарь, с ударением на первом слоге, допустимый вариант).

4)  Публицистический текст представляет собой фрагмент репортажа, так как сообщает о наблюдениях автора, который даёт субъективную оценку происходящим событиям.

5)  Использование вопросно-ответной формы изложения (Что означает «допустимый»? То, что он тоже в пределах литературной нормы, ошибки особой не будет) создаёт впечатление непринуждённого живого диалога с читателем.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

1 плодонОсить

2 сверлИт

3 принЯтый

4 ждалА

5 углубИть


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Понять ОТЛИЧИЕ романа от повести несложно.

Перед ребятами выступил ПРИЗНАННЫЙ художник, картины которого известны.

Одна из ветвей государственной власти  — ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.

ПРИНИЗИТЬ значение образования и воспитания пытались уже неоднократно.

Наше производство ПРЕТЕРПЕЛО некоторое преобразование.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ПОЛОЖИ на полку

несколько ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

сладких ВИШНЕЙ

ОБГРЫЗЕННЫХ яблок


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Д)  ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.

2)  Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

3)  Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.

4)  Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".

5)  Выбирая стиль одежды, руководствуйтесь определёнными правилами.

6)  Тем, кто играет на фортепиано, известны имена великих пианистов.

7)  Настя спросила, что приедут они к нам.

8)  При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

9)  Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в обе смены.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д



9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  макул..тура, б..стион, безотл..гательный

2)  тр..петать, запл..тать, подб..рёт

3)  разв..вающийся (флаг), прим..рять (платье), восп..вать

4)  д..легировать, зап..раться, вын..с (мусор)

5)  изл..жение, г..релка, к..раси


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  ро..черк, не..гибаемый, пере..дать;

2)  пр..интересный, пр..тендент, пр..творяется (в жизнь);

3)  без..скусный, за..нтересованный, во..стину;

4)  поз..вчера, не..бозримый, ..твергнуть;

5)  без..ядерный, п..едестал, из..ян.


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  выносл..вый, рис..вать

2)  подразум..вать, намер..ваться

3)  раскра..вать, студенч..ство

4)  милост..вый, юрод..вый

5)  подмарг..вающий, дел..вой


12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  располож..нная, замета..мая

2)  верт..тся, сожале..т

3)  плыв..т (баржи), вид..т (глаза)

4)  терп..щие, кол..щие

5)  вынес..нный, страда..т (он)


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.

Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.

Река еще (не)замерзла.

То был (не)веселый, смеющийся говор весны, а едва слышная, дремотная болтовня.

Они сидели, ничего (не)говоря.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ трёх часов Мишка с Борькой жарко спорили о том, (ЗА)ЧЕМ на телеграфных столбах нарисованы цифры и что они значат.

Солнце на севере не светит, а БУД(ТО) (С)ЛЕГКА просвечивает через полупрозрачное толстое стекло.

Трудно объяснить, (ОТ)КУДА берутся (КОЕ)КАКИЕ привычки.

Левитан ТАК(ЖЕ), как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени – самого дорогого и (МИМО)ЛЁТНОГО времени года.

За столы, на которых стояли десятки приборов и ёмкости (НА)ПОДОБИЕ кувшинов, садились лишь (ПО)ДВОЕ.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это был обычный русский простор: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

2)  Рано утром я вышел полюбоваться рассветом и подышать свежим прохладным воздухом.

3)  Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.

4)  Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

5)  Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.


17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич и (3) несильно размахнувшись (4) ударил арестованного по плечам.


18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Морфемика (1) как известно (2) представляет собой важный раздел науки о языке. Бесспорно (3) морфемика может прийти на помощь в трудных случаях правописания слова. Однако (4) немногие обращаются за помощью к строению слова.


19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.


20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1)  В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озёр течёт прозрачная и широкая Вуокса в лесной глуши. 4) Беспрестанно заграждают ей путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклоненной щели, стиснув её светлые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бешеным ревом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн. 6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это водопад Иматра.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Я ушёл в армию восемнадцатилетним мальчишкой, и было это в тридцать девятом году. (2)Я был беспечным, видел в жизни только яркие пятна. (3)Собственно говоря, я тогда ещё ни о чём не задумывался. (4)Должно быть, потому, что был мал, самоуверен и не видел границ отпущенного нам времени.

(5)Полковая школа сделала меня немногословным и строгим сержантом. (6)Я знал, что война будет и что враг мой готовит где-то оружие, и был готов к встрече.

(7)И тогда я не верил в мужские слёзы, гордился собою, потому что ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз. (8)Но что-то изменилось. (9)Потом. (10)На войне.

(11)Когда мне резали в госпитале раненое бедро, глаза у меня были сухими. (12)А через день, когда я расставался со своим другом Мишей Ноготовым, раненным в грудь, когда его уносили на носилках и он, уезжая от меня навсегда в далёкий, какой-то специальный госпиталь, повернул ко мне жёлтое лицо и повёл на меня угольным глазом навыкате и еле кивнул,  — зажмурился тогда я, вздохнул и заплакал. (13)Не стесняясь.

(14)Через год, в другом госпитале, в Польше, медсестра дала почитать книжку стихов Есенина. (15)Читал его впервые, читал всей палате и заметил, что читать было тяжело. (16)А «Анну Снегину» я дочитать не смог. (17)Прочитал: «Когда-то у той вон калитки мне было шестнадцать лет, и девушка в белой накидке сказала мне ласково: „Нет“». (18)И запнулся. (19)И дышать стало трудно. (20)И сколько ребята ни просили, не стал читать

дальше и накрылся одеялом с головой. (21)И заплакал. (22)И вспомнил свою историю, которая до сих пор не имеет конца.

(23)И вот война позади  — Москва!

(24)Показался мой дом вдали, среди зелени Сокольников, и я почувствовал новый для меня острый укол в груди. (25)И что-то прямо заныло глубоко во мне, когда я наконец прижал мать, плачущую, после шести одиноких лет, седую, в аккуратно заштопанном платье.

(26)А потом я направился к НЕЙ. (27)Позвонил в знакомую дверь. (28)Открыли мне незнакомые люди и сказали, что Мария Фёдоровна Сорокина здесь не живёт.

(29)Я вышел из метро и через парк побрёл домой. (30)Был вечер; в Сокольниках над тёмными прудами берёзы тяжело замерли в безветрии; прямая аллея, пересечённая корнями, напоминала мне тридцать девятый год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный, догонял здесь свою Фёдоровну, как я называл Машу, а она то и дело убегала от него.

(31)Сокольники  — такое место, где на каждом шагу скамейка. (32)Но нелегко сесть на скамейку вечером. (33)Не знаю, как сейчас, но в тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи занятыми.

(34)Тогда Владимир оторвал дома в сарае две доски и сделал под берёзой прочную лавочку  — на двоих. (35)И в этот же вечер они пришли сюда, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно, а она только смотрела на него покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей всего семнадцать лет.

(36)Потом он получил повестку и уехал в армию. (37)А вместо него вернулся я.

(38)Опять передо мной стена молодого тёмно-зелёного ельника. (39)Он по-прежнему топорщился и загораживал всем путь к нашей лавочке.

(40)Я попробовал найти нашу тайную лазейку  — и не нашёл, полез прямо в иглы. (41)Пролез, берёзу увидел  — белую, неприкосновенную. (42)Но лавочки под нею не было. (43)Даже ямок не осталось. (44)Трава росла бессмертная на этом месте  — осенью пожелтеет, весной оживёт,  — она и затянула все следы, чтобы никто не помнил.

(45)Я опустился на траву и лёг лицом вверх  — к вечерней сини, раскинув руки. (46)Моя берёза жила надо мной каждым листочком. (47)И по стволу рыскали муравьи.

(48)И тут же я вскочил.

(49)На берёзе выше моего роста на коре была надпись, вырезанная глубоко. «(50)Уезжаю с заводом, куда  — не знаю. (51)Милый, мы встретимся!»

(52)И я сразу догадался, как она достала так высоко: она вырезала буквы, став на нашу лавочку. (53)А потом выдернула её, чтобы никто не достал, не заровнял букв.

(54)Я обнял берёзу и зажмурил полные слёз глаза.

(55)Нет, я не в обиде на войну за то, что она научила меня плакать…

 

 

(По В.Д. Дудинцеву*)


* Владимир Дмитриевич Дудинцев (1918–1998)  — русский советский писатель.





22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Рассказчик, участвовавший в Великой Отечественной войне, после её окончания вернулся в Москву.

2)  С момента расставания рассказчика и его возлюбленной Марии до новой их встречи прошло шесть лет.

3)  Оказавшись в родных Сокольниках после войны, рассказчик вспомнил историю Владимира и Марии, очень похожую на историю его собственной жизни.

4)  Возлюбленная героя-рассказчика, не зная точно, куда именно она уезжает, оставила ему послание на берёзе, под которой они сидели до его ухода в армию.

5)  Рассказчик впервые читал Есенина, будучи в госпитале, но ему это давалось тяжело, так как есенинская поэзия разбудила собственные воспоминания героя.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)  Предложение 4 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 3.

2)  В предложениях 11–12 представлено рассуждение.

3)  В предложениях 18–21 представлено повествование.

4)  В предложениях 26–28 представлено описание.

5)  Предложение 30 содержит элемент описания.


24. Из предложений 26–30 выпишите один фразеологизм.


25. Среди предложений 31–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, лексического повтора и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. «Рассказ В. Д. Дудинцева «Встреча с берёзой»  — это искренняя, проникновенная история-воспоминание, связанная с возвращением героя-рассказчика с войны в родной город, откуда он уходил юным, беспечным юношей. Благодаря использованию в тексте таких тропов, как, например, (А)________ («возмужалых глаз» в предложении 7, «одиноких лет» в предложении 25), центральный образ берёзы получает аллегорическое обрамление, фоновые акценты, текст становится многоплановым, живописным.

В свою очередь, довольно частое употребление такого приёма, как (Б)________ (предложения 8–10), а также такого синтаксического средства, как (В)________ (предложения 4, 53, 54), и такого приёма, как (Г)________ («читал» в предложении 15), добавляет тексту эмоциональности, помогает передать внутренние переживания героя-рассказчика».

 

Список терминов:

 

1)  эпитеты

2)  метонимия

3)  ряды однородных членов предложения

4)  безличные предложения

5)  лексический повтор

6)  сравнительный оборот

7)  парцелляция

8)  метафора

9)  ирония

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ОТВЕТЫ



Ответ


1


каждый

2


145

3


25


4

245


5

исполнительная

6


бесплатно

7


вишен


8

13479


9

123


10

12


11

24


12

15


13

незабываемое

14


будтослегка


15

1234


16

25


17

1234

18


123

19


1


20

123


21

45


22

145


23

135


24

тоидело


25

34


26

1735









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!