СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ 2016

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пробный вариант ЕГЭ  по русскому языку для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ 2016»

Вариант 8

(1)Из­вест­но, что в пред­пуш­кин­скую эпоху зву­ко­пись яв­ля­лась утончённым сти­ли­сти­че­ским приёмом и ис­поль­зо­ва­лась толь­ко при опи­са­нии вы­со­ких об­ра­зов, кра­со­ты при­ро­ды, воз­вы­шен­ных чувств. (2)Пуш­кин рас­ши­рил диа­па­зон ху­до­же­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си, вклю­чив в него всё лек­си­че­ское бо­гат­ство языка, в том числе про­сто­ре­чие (раз­го­вор­ную речь го­род­ско­го на­се­ле­ния: части ду­хо­вен­ства, мел­ко­го и сред­не­го чи­нов­ни­че­ства, ду­хо­вен­ства, раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции, ме­щан­ства) и язык на­род­ных песен, былин, ска­зок. (3)( ... ) Пуш­кин в своём твор­че­стве до­бил­ся един­ства слова и об­ра­за, в его по­э­зии ху­до­же­ствен­ная форма ни­ко­гда не всту­па­ла в про­ти­во­ре­чие с со­дер­жа­ни­ем, ибо на­сто­я­щий ху­дож­ник ни­ко­гда не до­пу­стит, чтобы кра­си­вые звуки за­те­ня­ли или обед­ня­ли мысль, со­дер­жа­ние

За­да­ние 1  Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 1) Пуш­кин­ская по­э­зия бла­го­да­ря рас­ши­ре­нию диа­па­зо­на ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си до­стиг­ла со­вер­шен­ства: в ней едины форма и со­дер­жа­ние, в ней сли­лись образ и звук.

2) Пуш­кин рас­ши­рил диа­па­зон ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си, вклю­чив в неё всё лек­си­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка.

3) В пред­пуш­кин­скую эпоху зву­ко­пись яв­ля­лась утончённым сти­ли­сти­че­ским приёмом и ис­поль­зо­ва­лась при опи­са­нии «вы­со­ких об­ра­зов» и чувств.

4) На­сто­я­щий поэт все­гда сле­дит толь­ко за бла­го­зву­чи­ем своей по­э­зии.

5) Пуш­кин в своём твор­че­стве до­бил­ся един­ства слова и об­ра­за, в том числе за счёт рас­ши­ре­ния диа­па­зо­на зву­ко­пи­си.

За­да­ние 2 Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста?

Во­пре­ки этому

Имен­но так

Од­на­ко

В свою оче­редь

Бла­го­да­ря этому

За­да­ние 3 Про­чи­тай­те сло­вар­ную ста­тью, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова ОБРАЗ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 3. На­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в сло­вар­ной ста­тье.

ОБРАЗ , -а; м.

1) Вид, облик. Со­здать что-н. по сво­е­му об­ра­зу и по­до­бию (т. е. по­хо­жим на себя; книжн.). По­те­рять о. че­ло­ве­че­ский (то же, что по­те­рять облик че­ло­ве­че­ский). В об­ра­зе кого-н. (в виде ко- го-н.).

2) Живое, на­гляд­ное пред­став­ле­ние о ком-чём-н. Свет­лый о. ма­те­ри.

3) В ис­кус­стве: обобщённое ху­до­же­ствен­ное от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти, облечённое в форму кон­крет­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го яв­ле­ния. Пи­са­тель мыс­лит о.

4) В ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии: тип, ха­рак­тер. Плюш­кин о. скуп­ца. Ар­тист вошёл в о. (вжил­ся в роль).

5) По­ря­док, на­прав­ле­ние чего-н., спо­соб. О. жизни. О. мыс­лей. О. дей­ствий.

За­да­ние 4 В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 по­дОш­ва

из­ба­лО­ван­ный

не­прА­вы

до­зво­нИм­ся

оглянЁтся

За­да­ние 5 В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 ИС­КУС­СТВЕН­НЫЙ мёд про­из­во­дят из свек­ло­вич­но­го или трост­ни­ко­во­го са­ха­ра.

Отец дал мне ДЕЛЬ­НЫЙ совет: пе­ре­прев­шие дре­вес­ные опил­ки лист­вен­ных пород яв­ля­ют­ся хо­ро­шим раз­рых­ли­те­лем для почвы.

С.Я. Мар­шак стал одним из ЗА­ЧИН­ЩИ­КОВ со­вет­ской дет­ской ли­те­ра­ту­ры.

Наша школь­ная ко­ман­да по во­лей­бо­лу удач­но вы­сту­пи­ла на ОТ­БО­РОЧ­НЫХ со­рев­но­ва­ни­ях.

Мы лю­бо­ва­лись ра­бо­той ИС­КУС­НЫХ юве­ли­ров про­шло­го сто­ле­тия.

За­да­ние 6 В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 о ПЯ­ТИ­СТАХ со­ро­ка руб­лях

копчёные ОКО­РО­КИ

ПО­ЕЗ­ЖАЙ домой

МЕНЕЕ ИН­ТЕ­РЕС­НО

ВЫ­КЛА­ДЫ­ВАЙ

За­да­ние 7 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

 































ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1) 18 марта 1930-го года пи­са­тель соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми бро­сил в печь чер­но­вик ро­ма­на; к этому по­ступ­ку Бул­га­ко­ва по­бу­ди­ло из­ве­стие о том, что его пьеса под на­зва­ни­ем «Ка­ба­ла свя­тош» была за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке.

2) Про­во­жая взгля­дом осен­ний ка­ра­ван жу­рав­лей, деду Семёну все­гда ста­но­ви­лось груст­но.

3) Ради экра­ни­за­ции «Ма­сте­ра и Мар­га­ри­ты» был со­здан на­сто­я­щий ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль, де­таль­но вос­про­из­во­див­ший ин­те­рье­ры двор­ца Ирода в Ер­ша­ла­и­ме.

4) Пе­чаль­но про­сла­ви­ли про­из­ве­де­ние «Ма­стер и Мар­га­ри­та» умер­шие ак­те­ры – пол­ный спи­сок за­га­доч­но ушед­ших из жизни ис­пол­ни­те­лей вклю­ча­ет в себя 17 имён.

5)До­сто­ев­ский не толь­ко уна­сле­до­вал от Го­голя бы­то­пи­са­тель­ское на­ча­ло, но и осо­бое ду­хов­но-ми­сти­че­ское «из­ме­ре­ние» об­ра­за Пе­тер­бур­га

6) Ген­рих Манн по праву счи­та­ет­ся одним из ве­ли­чай­ших про­за­и­ков-ре­а­ли­стов, жив­шими в два­дца­том веке.

7) Па­ро­дия при­над­ле­жит к ти­пич­ным для М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на приёмам; объ­ек­том па­ро­дии может стать, на­при­мер, рус­ская ис­то­рио­гра­фия, как в сказ­ке «Ис­то­рии од­но­го го­ро­да».

8) По воз­вра­ще­нию из Стам­бу­ла Ни­ко­лай с осо­бен­ным вдох­но­ве­ни­ем взял­ся за ра­бо­ту.

9) В пер­вой ру­ко­пи­си, ко­то­рую Бул­га­ков сжёг, при­ме­там дья­во­ла по­свя­ще­но целых пят­на­дцать ру­ко­пис­ных стра­ниц

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



За­да­ние 8 Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 ск..льзить

тр..ди­ци­он­ный

оз..рение

в...ли­ко­леп­ный

вл..яние

За­да­ние 9 Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 пр..ве­рить, поз..про­шло­год­ний;

пр..ин­те­рес­ный, пр..бреж­ный;

в..езд, зав..южить;

бе..такт­ный, в..пых­нуть;

по..делка, о..те­пель.

За­да­ние 10 Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 под­миг..вать

за­тверд..вать

за­бывч..вость

пр..ве­ред­ли­вый

до­гадл..вый

За­да­ние 11 Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Я.

 пол..щая (ого­род)

вид..щий (на­сквозь)

(гуси) щипл..т (траву)

раду..щийся (гостю)

кол..щий (пред­мет)

За­да­ние 12 Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

  Я (не)на­шел­ся, что ска­зать.

Слова мои были (не)рас­слы­ша­ны.

Он удив­лен­но по­во­дил во­круг гла­за­ми, точно (не)по­ни­мая, что с ним про­изо­шло.

Ее лицо было (не)про­ни­ца­е­мо.

Баг­ра­ти­он огля­дел свиту ни­че­го (не)вы­ра­жа­ю­щи­ми гла­за­ми.

За­да­ние 13 Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

  Как и наш мир, по­верх­ность шара ТО(ЖЕ) ко­неч­на и ПРИ(ТОМ) не имеет гра­ниц.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всего утра Ки­рил­ла не по­ки­да­ло ощу­ще­ние, (КАК)БУДТО воз­дух про­мыт род­ни­ко­вой водой.

(НИ)ЧТО не из­ме­ни­лось в род­ной де­рев­не: (ПО)ПРЕЖ­НЕ­МУ скри­пит ко­ло­дец и гуси важно ходят вдоль пруда.

Вне­зап­но ОТ­КУ­ДА(ТО) из-за леса на­ле­те­ли тучи, и маль­чи­ки по­спе­ши­ли домой, ЧТО(БЫ) не про­мок­нуть.

Он (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких лет ТАК(ЖЕ), как и его отец, пла­вал мат­ро­сом по всем морям и оке­а­нам.

За­да­ние 14 Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

  Уг­ло­вые въез­ды на го­род­скую пло­щадь оформ­ле(1)ы кова(2)ыми решётками и во­ро­та­ми с изящ­ным по­зо­ло­че(3)ым узо­ром.

За­да­ние 15 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

  1) Кто умо­лял меня о встре­че и тем самым скло­нил к пре­да­тель­ству ин­те­ре­сов фирмы?

2) Серд­це Ку­роч­ки­на ска­ти­лось под уклон «рус­ских горок» и бе­ше­но за­би­лось где-то в рай­о­не сол­неч­но­го спле­те­ния.

3) Маль­чиш­ки и дев­чон­ки на­ше­го клас­са а также их ро­ди­те­ли при­ня­ли уча­стие в школь­ном спек­так­ле.

4) От домов во все сто­ро­ны шли ряды де­ре­вьев или ку­стар­ни­ков или цве­тов.

5) В Рос­сии кон­ти­нен­таль­ный кли­мат и здесь осо­бен­но су­ро­вая зима.

За­да­ние 16 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

  Сад (1) всё боль­ше редея и пе­ре­хо­дя в на­сто­я­щий луг (2) спус­кал­ся к (3) по­рос­шей зелёным ка­мы­шом и ив­ня­ком (4) реке.

За­да­ние 17 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  В Ака­де­мии ху­до­жеств В. И. Су­ри­ков учил­ся (1) по его сло­вам (2) «со страш­ной жад­но­стью к за­ня­ти­ям» и при таком усер­дии (3) ра­зу­ме­ет­ся (4) окон­чил её с зо­ло­той ме­да­лью.

За­да­ние 18 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

  Пер­вым эта­пом де­ло­вых бесед или пе­ре­го­во­ров (1) может быть озна­ко­ми­тель­ная встре­ча (2) в про­цес­се (3) ко­то­рой (4) уточ­ня­ет­ся пред­мет пе­ре­го­во­ров и ре­ша­ют­ся ор­га­ни­за­ци­он­ные во­про­сы.

За­да­ние 19 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  По всей ви­ди­мо­сти, бег­ле­цы спря­та­лись в ста­ром фли­ге­ле (1) и (2) если вы не бо­и­тесь ожечь­ся о кра­пи­ву (3) то пойдёмте по тро­пин­ке и по­смот­рим (4) что де­ла­ет­ся внут­ри.

(1)Из­вест­но, что молодёжь овла­де­ва­ет те­перь ско­рост­ным ме­то­дом чте­ния. (2)Моя дочь чи­та­ет в во­семь раз быст­рее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна зна­ко­мая, ко­то­рая при­вык­ла чи­тать, что на­зы­ва­ет­ся, по диа­го­на­ли и ведь успе­ва­ет схва­тить ос­нов­ное со­дер­жа­ние, ин­фор­ма­цию, со­дер­жа­щу­ю­ся на таким ме­то­дом про­чи­тан­ных стра­ни­цах. (4)Пе­ре­спра­ши­ваю, эк­за­ме­ную — схва­ти­ла. (5)И вот даю для экс­пе­ри­мен­та Ак­са­ко­ва.

(6) На­блю­даю: вот сей­час долж­на пе­ре­лист­нуть­ся стра­ни­ца, потом дру­гая.

(7) Ско­рост­ной метод чте­ния. (8)Нет, стра­ни­ца не пе­ре­ли­сты­ва­ет­ся. (9)Стра­ни­ца чи­та­ет­ся мед­лен­но, с про­чи­ты­ва­ни­ем каж­дой стро­ки, каж­до­го слова. (10)Толь­ко время от вре­ме­ни слы­шат­ся вос­кли­ца­ния:

— Какая пре­лесть, какое оча­ро­ва­ние! (11)Слу­шай, да он вол­шеб­ник, ку­дес­ник!

  (12)В пер­вые пят­на­дцать до­во­ен­ных лет моей жизни, живя в де­рев­не, учась в сред­ней школе, и я как-то не удо­су­жил­ся про­чи­тать Ак­са­ко­ва. (13)Воз­мож­но, и не было его в скуд­ной школь­ной биб­лио­те­ке, да й очерёдность... (14)Надо про­чи­тать Пуш­ки­на с Лер­мон­то­вым, Го­го­ля с Тур­ге­не­вым, Не­кра­со­ва с Гон­ча­ро­вым, хотя бы «Сон Об­ло­мо­ва» в пре­де­лах школь­ной про­грам­мы. (15)Да ещё (уже без школь­ной ре­ко­мен­да­ции) — «Три муш­кетёра», «От­вер­жен­ные», «Собор Па­риж­ской бо­го­ма­те­ри», «Че­ло­век, ко­то­рый смеётся», «Та­ин­ствен­ный ост­ров», «Всад­ник без го­ло­вы», «По­след­ний из мо­ги­кан»... (16)Да ещё весь Джек Лон­дон, да ещё «Борь­ба миров» и «Че­ло­век-не­ви­дим­ка»... (17)Не дошёл черёд до Ак­са­ко­ва. (18)В ин­сти­тут­ской про­грам­ме Ак­са­ко­ва тоже не было. (19)Но он су­ще­ство­вал, пока ещё не чи­тан­ный. (20)Во время сту­ден­че­ской про­гул­ки могли за­бре­сти в Аб­рам­це­во, в быв­шее име­ньи­це Ак­са­ко­ва, свя­зан­ное ме­мо­ри­аль­но с круп­ней­ши­ми де­я­те­ля­ми оте­че­ствен­ной куль­ту­ры, как-то: Вас­не­цов, Вру­бель, Серов, Ко­ро­вин, По­ле­нов, Не­сте­ров.

  (21)Но од­на­ж­ды, когда осво­бо­ди­лось два часа днев­но­го вре­ме­ни, по ка­ко­му-то на­и­тию я взял да и пошёл на дет­ский утрен­ний спек­такль (пят­на­дцать шагов от ворот ин­сти­ту­та до вход­ных те­ат­раль­ных две­рей), а да­ва­ли в то утро «Алень­кий цве­то­чек» Ак­са­ко­ва. (22)Там, в сказ­ке, де­ви­це- кра­са­ви­це, чтоб пе­ре­не­стись с места на место за три­де­вять зе­мель, надо было на­де­вать зо­ло­тое ко­леч­ко на ми­зи­нец пра­вой руки, мне же и ко­леч­ка не по­тре­бо­ва­лось. (23)Дело не в те­ат­раль­ном пред­став­ле­нии. (24)Не пер­вый же раз пришёл я в театр! (25)Да ша­ста­ли и по ки­нош­кам, где тоже ведь можно пе­ре­не­стись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в ат­мо­сфе­ре сказ­ки, в той лас­ко­вой рус­ско­сти, в ко­то­рую я по­гру­зил­ся и ко­то­рая тот­час про­бу­ди­ла в душе доб­рые и свет­лые чув­ства. (27)Так резок был кон­траст, так ве­ли­ко рас­сто­я­ние от ат­мо­сфе­ры до ат­мо­сфе­ры, от кли­ма­та до кли­ма­та, от чувств до чувств, что сидел не дыша, за­во­рожённый, оше­ломлённый, оша­ра­шен­ный, чув­ствуя, как чем-то тёплым и свет­лым омы­ва­ет­ся душа.

  (28)Если бы меня по­про­си­ли на­звать глав­ное ка­че­ство ак­са­ков­ских книг, при­том одно, я на­звал бы ду­шев­ное здо­ро­вье, ко­то­рое не­воль­но пе­ре­ли­ва­ет­ся в чи­та­ю­ще­го эти книги. (29)От­сту­па­ют на вто­рой план суета, нер­воз­ность, вся­кая ме­лоч­ность, то­роп­ли­вость, мель­те­ше­ние — всё, что ме­ша­ет нам взгля­нуть во­круг яс­ны­ми и спо­кой­ны­ми гла­за­ми. (З0)Если каж­дый из нас по­пы­та­ет­ся при­смот­реть­ся вни­ма­тель­но к сво­е­му соб­ствен­но­му чув­ству род­ной земли, то он об­на­ру­жит, что это чув­ство в нём не сти­хий­но, что оно ор­га­ни­зо­ван­но и куль­тур­но, ибо оно пи­та­лось не толь­ко сти­хий­ным со­зер­ца­ни­ем при­ро­ды как та­ко­вой, но вос­пи­ты­ва­лось всем преды­ду­щим ис­кус­ством, всей преды­ду­щей куль­ту­рой.

  (31)Лю­бовь к род­ной земле вос­пи­ты­ва­ли в нас Пуш­кин, Лер­мон­тов, Тют­чев, Фет, Тур­ге­нев, А. К. Тол­стой, Не­кра­сов, Лев Тол­стой, Блок, Есе­нин, Ле­ви­тан, По­ле­нов, Сав­ра­сов, Не­сте­ров, Ку­ин­джи, Шиш­кин... (32)Так что же, разве на по­след­нее место мы по­ста­вим в этих рядах (а они мно­го­чис­лен­ны) имя Сер­гея Ти­мо­фе­е­ви­ча Ак­са­ко­ва?

(По В. Со­ло­ухи­ну)

Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Со­ло­ухин (1924—1997 гг.) — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и поэт, вид­ный пред­ста­ви­тель «де­ре­вен­ской прозы».

За­да­ние 20 Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  1) При чте­нии тек­стов раз­лич­но­го со­дер­жа­ния люди поль­зу­ют­ся раз­ны­ми ме­то­да­ми.

2) Со­вре­мен­ные мо­ло­дые чи­та­те­ли, в от­ли­чие от их ро­ди­те­лей, ак­тив­но поль­зу­ют­ся ме­то­дом ско­ро­чте­ния.

3) Мо­ло­дым чи­та­те­лям труд­но по­нять пре­лесть про­из­ве­де­ний С.Т. Ак­са­ко­ва.

4) Метод ско­ро­чте­ния под­хо­дит пре­жде всего для чте­ния вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний.

5) Про­из­ве­де­ния ве­ли­ких рус­ских по­этов, про­за­и­ков, ху­дож­ни­ков про­буж­да­ют в людях лю­бовь к Оте­че­ству.

За­да­ние 21 Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Пред­ло­же­ния 2—4 со­дер­жат до­ка­за­тель­ство того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 1.

2) В пред­ло­же­ни­ях 5—6 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

3) Пред­ло­же­ния 13—17 ука­зы­ва­ют на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 12.

4) В пред­ло­же­нии 21 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5) В пред­ло­же­нии 28 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

За­да­ние 22 Из пред­ло­же­ний 28—30 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

За­да­ние 23 Среди пред­ло­же­ний 17—21 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния, си­но­ни­мов и про­ти­ви­тель­но­го союза. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

  Вни­ма­ние: за­да­ние, опуб­ли­ко­ван­ное в сбор­ни­ке Го­сте­вых и Ва­си­лье­вой, на наш взгляд, со­дер­жит ошиб­ку. Сле­ду­ет ис­кать АН­ТО­НИ­МЫ, а не си­но­ни­мы.

За­да­ние 24  «Го­во­ря о рус­ской куль­ту­ре, Вла­ди­мир Со­ло­ухин подчёрки­ва­ет роль пи­са­те­ля, се­год­ня, к со­жа­ле­нию, почти за­бы­то­го. Убеж­дая нас в цен­но­сти твор­че­ства Сер­гея Ти­мо­фе­е­ви­ча Ак­са­ко­ва, автор ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, среди ко­то­рых тропы: (А) _______ («доб­рые и свет­лые чув­ства» в пред­ло­же­нии 26), (Б) _______ («омы­ва­ет­ся душа» в пред­ло­же­нии 27), а также син­так­си­че­ское сред­ство — (В) _______ (пред­ло­же­ние 29). Ещё одно син­так­си­че­ское сред­ство — (Г) _______ (пред­ло­же­ние 32) — подчёрки­ва­ет от­но­ше­ние ав­то­ра к твор­че­ству ве­ли­ко­го рус­ско­го пи­са­те­ля».

 Спи­сок тер­ми­нов:

1) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

2) срав­не­ние

3) ри­то­ри­че­ский во­прос

4) ряд од­но­род­ных чле­нов

5) эпи­те­ты

6) про­ти­во­по­став­ле­ние

7) ме­та­фо­ра

8) ли­то­та

9) ан­то­ни­мы

За­да­ние 25 № 9025. На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).Объём со­чи­не­ния – не менее 150 слов.Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.












Вариант 9

(1)Один гре­че­ский ис­то­рик по праву на­звал Еги­пет «даром Нила», ко­то­рый сде­лал Еги­пет бо­га­тей­шей жит­ни­цей, кор­мив­шей на­се­ле­ние стра­ны. (2)Люди здесь все­гда се­ли­лись на узких по­ло­сах земли по обоим бе­ре­гам реки, не­су­щей свои воды через сотни ки­ло­мет­ров пу­сты­ни к дель­те, где, раз­де­лив­шись на мно­же­ство про­то­ков, она впа­да­ет в Сре­ди­зем­ное море. (3)Воды Нила еже­год­но под­ни­ма­лись и опус­ка­лись, остав­ляя в пойме слой пло­до­род­но­го ила, поз­во­ля­ло стро­ить слож­ные оро­си­тель­ные со­ору­же­ния.

Задание 1.1) На бе­ре­гах Нила все­гда се­ли­лись егип­тя­не, по­то­му что воды реки еже­год­но под­ни­ма­лись и опус­ка­лись, остав­ляя в пойме слой пло­до­род­но­го ила, в ре­зуль­та­те чего Еги­пет стал бо­га­тей­шей жит­ни­цей и по­лу­чил на­зва­ние “Дар Нила”.

2) Егип­тя­не все­гда се­ли­лись на узких по­ло­сах земли по обоим бе­ре­гам Нила, ко­то­рый нёс свои воды к дель­те, где он впа­дал в Сре­ди­зем­ное море.

3) Еги­пет по праву на­зва­ли «даром Нила», так как на бе­ре­гах этой реки се­ли­лись егип­тя­не и воды её, еже­год­но под­ни­ма­ясь и опус­ка­ясь, остав­ля­ли в пойме слой пло­до­род­но­го ила, что и сде­ла­ло Еги­пет бо­га­тей­шей жит­ни­цей.

4) Один гре­че­ский ис­то­рик по праву на­звал Еги­пет «даром Нила», так как воды этой реки, еже­год­но опус­ка­ясь, остав­ля­ли в пойме слой ила.

5)Еги­пет стал ко­лы­бе­лью вто­рой ве­ли­кой ци­ви­ли­за­ции в ми­ро­вой ис­то­рии, ко­то­рая за­ро­ди­лась в до­ли­не Нила на узких по­ло­сах земли по обоим бе­ре­гам реки.

За­да­ние 2 Какое слово или со­че­та­ние слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 К со­жа­ле­нию,

Что

Сле­до­ва­тель­но,

От­сю­да

Од­на­ко

За­да­ние 3 Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРАВО. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 ПРА́ВО, -а, мн. права, прав, пра­вам, ср.

1. ед. Со­во­куп­ность уста­нав­ли­ва­е­мых и охра­ня­е­мых го­су­дар­ствен­ной вла­стью норм и пра­вил, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния людей в об­ще­стве, а также наука, изу­ча­ю­щая эти нормы. Кон­сти­ту­ци­он­ное, граж­дан­ское, из­би­ра­тель­ное, тру­до­вое, се­мей­ное, уго­лов­ное п. Лек­ции по древ­не­рус­ско­му праву. Обыч­ное п. (в до­фе­о­даль­ном и фе­о­даль­ном об­ще­стве: со­во­куп­ность тра­ди­ци­он­но сло­жив­ших­ся не­пи­са­ных пра­вил по­ве­де­ния, санк­ци­о­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ством).

2. Охра­ня­е­мая го­су­дар­ством, уза­ко­нен­ная воз­мож­ность что-н. де­лать, осу­ществ­лять. Права и обя­зан­но­сти граж­дан. Вос­ста­но­вить в пра­вах кого-н. П. го­ло­са. Права че­ло­ве­ка (права лич­но­сти, граж­дан­ские, по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские права и сво­бо­ды: право на жизнь, на сво­бо­ду и не­при­кос­но­вен­ность лич­но­сти, на ра­вен­ство всех перед за­ко­ном, право на труд, на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, на отдых, на об­ра­зо­ва­ние и др.).

3. Воз­мож­ность дей­ство­вать, по­сту­пать каким-н. об­ра­зом. П. кон­тро­ля. Иметь п. на что-н. П. тре­бо­вать что-н.

4. Ос­но­ва­ние, при­чи­на. Он не имеет права го­во­рить со мной таким тоном. С пол­ным пра­вом могу так ска­зать. По ка­ко­му праву? (на каких ос­но­ва­ни­ях?).

5. мн. До­ку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на во­жде­ние ав­то­мо­би­ля, мо­то­цик­ла или дру­го­го транс­порт­но­го сред­ства. Во­ди­тель­ские права. У шофёра ото­бра­ли права.

За­да­ние 4 В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 бра­лАсь

обо­гнА­ла

дО­вер­ху

не­кро­лОг

за­пер­лАсь

За­да­ние 5 В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 Рядом с ним—эле­гант­ный и АРИ­СТО­КРА­ТИЧ­НЫЙ Борис Са­вин­ков, ко­то­ро­му тоже от­ве­де­но боль­шое место в ро­ма­не.

За ка­мен­ной вы­со­кой сте­ной на­хо­дят­ся БЫВ­ШИЕ ар­хи­ерей­ские па­ла­ты

Не­зна­ко­мец по­да­рил мне бу­ке­тик ли­ло­вых цве­тов с ВОД­НЫ­МИ стеб­ля­ми.

Если я в тебе при­нял уча­стие и устро­ил на ра­бо­ту, так это в па­мять БЫ­ЛО­ГО зна­ком­ства с тво­и­ми ро­ди­те­ля­ми.

Рас­те­ния, жи­ву­щие в воде, на­зы­ва­ют ВОД­НЫ­МИ.

За­да­ние 6 В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ино­стран­ные ПАС­ПОР­ТА

ТРЁХСТАМ жи­те­лям

на­сквозь ПРО­МОК

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ на юг

ОДЕНЬ ребёнка

За­да­ние 7 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии

































ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1) Автор рас­ска­зал об из­ме­не­ни­ях в книге, го­то­вя­щей­ся им к пе­ре­из­да­нию.

2) В ком­на­ту бук­валь­но вле­те­ла дочь и с вос­тор­гом про­кри­ча­ла: «Я ви­де­ла пони, оно ка­та­ло детей! Всех! Идём!»

3) Маль­чиш­ка, ка­тав­ший­ся на ве­ло­си­пе­де и ко­то­рый с него упал, сидел рядом с мамой, при­кры­вая раз­би­тое ко­ле­но.

4) На небе не было ни од­но­го об­лач­ка, но в воз­ду­хе чув­ство­вал­ся из­бы­ток влаги.

5) Ро­ди­те­ли тре­бо­ва­ли, чтобы я по при­ез­ду от­пра­вил им по­дроб­ный отчёт и рас­ска­зал всё в мель­чай­ших по­дроб­но­стях.

6) В на­род­ных пред­став­ле­ни­ях власть по­ве­ле­вать вет­ра­ми при­пи­сы­ва­ет­ся раз­лич­ным бо­же­ствам и ми­фо­ло­ги­че­ским пер­со­на­жам.

7) Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших зна­ко­мых при­ми­рить вас с при­я­те­лем вашим.

8) За­гля­нув на урок, ди­рек­то­ру пред­ста­ви­лась ин­те­рес­ная кар­ти­на.

9) Бе­ло­веж­ская пуща — наи­бо­лее круп­ный оста­ток релик­то­во­го пер­во­быт­но­го рав­нин­но­го леса, ко­то­рый в доис­то­ри­че­ские вре­ме­на про­из­рас­тал на тер­ри­то­рии Европы.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



За­да­ние 8 Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 закл..нать

недос..га­е­мый

загл..денье

вн..ма­тель­ный

пог..релец

За­да­ние 9 Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

пр..не­при­ят­ный, пр..ёмник(радио);

ра..бу­жен­ный, бе..при­чин­ный;

пр..не­при­ят­ный, пр..сло­нить­ся;

пре..ска­зать, по..пу­стить;

пр..рыв­ной, пр..ро­ди­на.

За­да­ние 10 Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

за­пасл..вый

устойч..вый

одол..вать

на­капл..вать

успо­ка..ва­ю­щее

За­да­ние 11 Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 про­гно­зи­ру..мый

точ..шь

бес­по­ко..шься

тре­вож..шься

выкач..нная (жид­кость)

За­да­ние 12 Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Всё это про­изо­шло (не)за­дол­го до на­ше­го отъ­ез­да.

Жур­на­ли­сты ока­за­лись (не)го­то­вы к та­ко­му рез­ко­му по­во­ро­ту со­бы­тий.

На со­рев­но­ва­ни­ях по пя­ти­бо­рью Антон по­ка­зал да­ле­ко (не)луч­ший ре­зуль­тат.

Участ­ки за рекой были (не)за­стро­е­ны.

Ни­ко­му (не)из­вест­ная ис­то­рия.

За­да­ние 13 Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(ОТ)ТОГО места, где они рас­про­ща­лись с Бру­ком, их от­де­ля­ли те­перь по мень­шей мере пять ки­ло­мет­ров, (ПО)ЭТОМУ воз­вра­щать­ся назад не было уже ни­ка­ко­го смыс­ла.

И блед­ная по­ган­ка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её со­зда­ла при­ро­да.

ТУТ(ЖЕ) по­тре­бо­ва­лось про­сить ма­ло­зна­ко­мых людей, ЧТО(БЫ) по­зво­ни­ли маме.

Хо­зяй­ка не могла по­нять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких минут, раз­гля­ды­ваю фо­то­гра­фии на стене.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­де­ли (ПО)СРЕДИ на­ше­го двора шла бур­ная ра­бо­та.

За­да­ние 14 Ука­жи­те все uифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

  Весе(1)ие воды при­но­сят с вер­хо­вьев следы пре­бы­ва­ния че­ло­ве­ка: рва(2)ые сети, по­ло­ма(З)ые вёсла и дpyгиe не­мудрё(4)ые при­над­леж­но­сти ры­ба­чье­го оби­хо­да.

За­да­ние 15 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

  1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку при­бо­ра и ото­рвал её.

2) Му­зы­кант вы­во­дил тро­га­ю­щие душу ме­ло­дии на по­да­рен­ной ему флей­те и чи­стый её голос летел над реч­ным про­сто­ром до са­мо­го си­не­го неба.

3) Боль­шие белые птицы либо кру­жат над водой либо са­дят­ся от­ды­хать на камни либо не­то­роп­ли­во и ве­ли­ча­во плы­вут по реке.

4) Эта роща и кра­си­вый фасад дома от­ра­жа­лись в вод­ной глади озера и не­боль­шой ре­чон­ки.

5) Вы­пуск­ник ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та Лев Щерба был на­граждён за бле­стя­щую ра­бо­ту по язы­ко­зна­нию зо­ло­той ме­да­лью и ему пред­ло­жи­ли остать­ся в уни­вер­си­те­те.

За­да­ние 16   Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

  Сне­жок (1) вы­пав­ший ночью (2) и та­ю­щий у нас на гла­зах (3) де­ла­ет не­да­ле­ко рас­по­ло­жен­ный холм (4) ещё более скольз­ким.

За­да­ние 17 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

  Про­бле­ма, ко­то­рая (1) ка­жет­ся (2) не­раз­ре­ши­мой, ис­чез­нет сама, если ты (3) ко­неч­но (4) про­явишь вы­держ­ку и со­хра­нишь спо­кой­ствие.

За­да­ние 18 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры(у), на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые(ая).

  Ор­га­низ­му че­ло­ве­ка (1) не­об­хо­ди­мы мик­ро­эле­мен­ты (2) ис­поль­зо­ва­ние (3) ко­то­рых (4) в ком­плекс­ных удоб­ре­ни­ях (5) уве­ли­чи­ва­ет пи­та­тель­ную цен­ность пло­дов и ово­щей.

За­да­ние 19 Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  О Мак­си­ме Горь­ком пи­са­ли так много (1) что (2) если бы это не был не­ис­чер­па­е­мый че­ло­век (3) то не­воз­мож­но было бы при­ба­вить ни строч­ки к тому (4) что уже на­пи­са­но о нём.

(1)При­ро­да ни­ко­гда не создаёт шума. (2)Она учит че­ло­ве­ка ве­ли­чию в ти­ши­не. (3)Мол­чит солн­це.(4)Без­звуч­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слы­шим мы что-либо из серд­це­ви­ны земли». (б)Ми­ло­сти­во и бла­жен­но по­ко­ят­ся цар­ствен­ные горы. (7)Даже море спо­соб­но к «глу­бо­кой ти­ши­не». (8)Самое ве­ли­кое в при­ро­де, то, что опре­де­ля­ет и ре­ша­ет как та­ко­вую нашу судь­бу, про­ис­хо­дит бес­шум­но...

  (9)А че­ло­век шумит. (10)Он шумит спо­за­ран­ку и до­позд­на, пред­на­ме­рен­но и не­пред­на­ме­рен­но, ра­бо­тая и раз­вле­ка­ясь. (11)И этот шум никак не со­от­но­сит­ся с до­сти­га­е­мым бла­го­да­ря ему ре­зуль­та­том. (12)Так и хо­чет­ся ска­зать, что шум со­став­ля­ет «при­ви­ле­гию» че­ло­ве­ка в мире, ибо всё, что при­ро­да даёт на­ше­му слуху, — это та­ин­ствен­ный и мно­го­зна­чи­тель­ный звук, а не на­зой­ли­вый и пу­стой шум. (13)Поражённые и за­хва­чен­ные, стоим мы, когда свой голос под­ни­ма­ет гром, вул­кан или ура­ган, и вни­ма­ем этому го­ло­су, ко­то­рый воз­на­ме­рил­ся ска­зать нам нечто ве­ли­че­ствен­ное. (14)Рокот Рейн­ско­го во­до­па­да или моря, об­ва­лы гор­ной ла­ви­ны, шёпот леса, жур­ча­нье ручья, пение со­ло­вья мы слы­шим не как шум, а как речь или песню род­ствен­ных нам, но та­ин­ствен­ных сил. (15)Гро­хот трам­ва­ев, треск и ши­пе­ние фаб­рик, рёв мо­то­цик­лов, визг тор­мо­зя­щих ав­то­мо­би­лей, хло­па­нье кнута, от­би­ва­ние косы, рез­кие звуки му­сор­ных машин и, ах, так часто... рёв радио — это шум, до­куч­ли­вый шум, так ни­чтож­но мало зна­ча­щий в ду­хов­ном смыс­ле. (16)Шум при­сут­ству­ет везде, где звук мало зна­чит или вовсе ни­че­го не зна­чит, где гро­мы­ха­ние, сви­сте­ние, жуж­жа­ние, гу­де­ние, рёв, про­ни­кая в че­ло­ве­ка, мало что дают ему. (17)Шум — дерз­кий и разо­ча­ро­вы­ва­ю­щий, кич­ли­вый и пу­стой, са­мо­уве­рен­ный и по­верх­ност­ный, бес­по­щад­ный и лжи­вый. (18)Можно при­вык­нуть к шуму, но ни­ко­гда нель­зя им на­сла­ждать­ся. (19)Он не таит в себе ни­че­го ду­хов­но­го. (20)Он «го­во­рит», не имея что ска­зать. (21)По­это­му вся­кое пло­хое ис­кус­ство, вся­кая глу­пая речь, вся­кая пу­стая книга — шум.

  (22)При этом шум воз­ни­ка­ет из ду­хов­но­го «ничто» и рас­тво­ря­ет­ся в ду­хов­ном «ничто». (23)Он вы­ма­ни­ва­ет че­ло­ве­ка из его ду­хов­но­го убе­жи­ща, из его со­сре­до­то­чен­но­сти, раз­дра­жа­ет его, свя­зы­ва­ет, так что тот живёт уже не ду­хов­ной, а ис­клю­чи­тель­но внеш­ней жиз­нью. (24)Го­во­ря язы­ком со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии, он при­ви­ва­ет че­ло­ве­ку «экс­тра­верт­ную уста­нов­ку», ничем не воз­ме­щая ему это. (25)При­мер­но так: «При­вет­ствую тебя, че­ло­век!.. (26)По­слу­шай-ка! (27)Впро­чем, мне не­че­го тебе ска­зать!..»

  (28)И снова... (29)И снова... (ЗО)Бед­ный че­ло­век под­вер­га­ет­ся на­пад­кам и даже не может от­ра­зить на­па­да­ю­ще­го: «Если тебе не­че­го ска­зать, оставь меня в покое». (31)И чем боль­ше че­ло­век за­хва­чен шумом, тем при­выч­нее для его души вни­ма­ние к чисто внеш­не­му. (32)Бла­го­да­ря шуму внеш­ний мир де­ла­ет­ся зна­чи­мым. (ЗЗ)Он оглу­ша­ет че­ло­ве­ка, по­гло­ща­ет его. (34)Шум, так ска­зать, «ослеп­ля­ет» вос­при­я­тие, и че­ло­век ста­но­вит­ся ду­хов­но «глух».

  (35)Шум пе­ре­кры­ва­ет всё: во внеш­нем — пение мира, от­кро­ве­ние при­ро­ды, вдох­но­ве­ние от кос­ми­че­ско­го без­мол­вия. (36)Во внут­рен­нем — воз­ник­но­ве­ние слова, рож­де­ние ме­ло­дии, от­дох­но­ве­ние души, покой ра­зу­ма. (37)По­то­му что во­ис­ти­ну, где нет ти­ши­ны, там нет покоя. (38)Где шумит ни­чтож­ное, там смол­ка­ет Веч­ное.

(39)Робка также и муза. (40)Как легко спуг­нуть её шумом!.. (41)Нежна её сущ­ность, голос её нежен. (42)А шум — дерз­кий па­рень. (43)Ни­че­го не знает этот гру­би­ян о та­ин­ствен­ной из­на­чаль­ной ме­ло­дии, ко­то­рая под­ни­ма­ет­ся из ко­лод­ца души, ино­гда во­про­шая, ино­гда взы­вая, ино­гда взды­хая. (44)Он вы­тес­ня­ет эту ме­ло­дию из зем­ной жизни и зем­ной му­зы­ки...

  (45)От этого бед­ствия я не знаю уте­ше­ния. (46)Есть толь­ко одно: по­бо­роть шум...

(По И. Ильи­ну*)

 *Иван Алек­сан­дро­вич Ильин (1882-1954) — из­вест­ный рус­ский фи­ло­соф, пра­во­вед, ли­те­ра­тур­ный кри­тик, пуб­ли­цист.

За­да­ние 20 Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  1) Если по­ста­рать­ся, то к шуму можно при­вык­нуть, и он даже по­нра­вит­ся.

2) Шум поз­во­ля­ет че­ло­ве­ку об­щать­ся с внеш­ним миром, не за­мы­ка­ясь в себе.

3) Рокот моря, звуки гор­ных об­ва­лов или визг ав­то­мо­биль­ных шин — всё это до­куч­ли­вый шум, мало что да­ю­щий че­ло­ве­ку.

4) Про­из­во­дить шум — «при­ви­ле­гия» че­ло­ве­ка, тогда как при­ро­да со­зда­ет та­ин­ствен­ные и ве­ли­че­ствен­ные звуки.

5) Пло­хая книга или пло­хой фильм— тоже шум.

За­да­ние 21 Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 1) 21 пред­ло­же­ние тек­ста яв­ля­ет­ся вы­во­дом рас­суж­де­ния, пред­став­лен­но­го в пред­ло­же­ни­ях 18-20.

2) В пред­ло­же­нии 22-27 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3) Пред­ло­же­ния 16-21 со­дер­жат рас­суж­де­ние и опи­са­ние.

4) В пред­ло­же­ни­ях 35-37 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5) В пред­ло­же­нии 23 есть по­вест­во­ва­ние

За­да­ние 22 Из пред­ло­же­ния 24 вы­пи­ши­те тер­мин

За­да­ние 23 Среди пред­ло­же­ний 39—44 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и кон­текст­но­го си­но­ни­ма. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

За­да­ние 24 Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 «Из­вест­ный фи­ло­соф И. Ильин ис­поль­зу­ет в раз­мыш­ле­ни­ях такой троп, как (А)_____ (пред­ло­же­ние 42). Про­ти­во­по­став­ляя (Б)_____ (пред­ло­же­ния 14 и 15), Ильин вы­яв­ля­ет своё от­но­ше­ние к шуму, спо­соб­но­му про­гнать и музу, ко­то­рая изоб­ра­же­на с по­мо­щью та­ко­го приёма, как (В)_____ (пред­ло­же­ние 41). (Г)_____ («экс­тра­верт­ная уста­нов­ка» в пред­ло­же­нии 24) по­мо­га­ет до­пол­нить от­но­ше­ние ав­то­ра к шуму».

 Спи­сок тер­ми­нов:

1) ри­то­ри­че­ский во­прос

2) ряды од­но­род­ных чле­нов

3) лек­си­че­ский по­втор

4) тер­мин

5) эпи­те­ты

6) оли­це­тво­ре­ние

7) ци­ти­ро­ва­ние

8) срав­ни­тель­ный обо­рот

9) ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 


За­да­ние 25 № 2360. На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!