Вариант образования: Специальная индивидуальная программа развития.
Поздина А. М.
В данной статье приводится основание для разработки специальной индивидуальной программы развития обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, со сложным дефектом, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) (вариант 1). Поэтому такой обучающийся получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Вышеуказанная программа нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенного года обучения, ступени обучения и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей; на развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям; на формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Кроме того, при организации образования на основе СИПР, т.к. индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться, был составлен индивидуальный учебный план, в котором определен набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. (Согласно ПрАООП)
Для обучающейся, Д. П., характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие (интеллектуальные нарушения, сложный дефект). Имеется текущее психическое заболевание.
Девочке 14 лет, обучается в 7 классе, на дому, проживает в неполной семье.
Она самостоятельно одевается, раздевается, выполняет гигиенические процедуры, принимает пищу, пользуется основными столовыми приборами, но при выполнении этого Д. П. всегда требуется направляющая и контролирующая помощь взрослого и непосредственная стимуляция деятельности.
Общая моторика у девочки слабо развита: сохраняется неловкость. Простые физические упражнения (наклоны, повороты, приседания) может выполнять самостоятельно или при незначительной контролирующей помощи взрослого, при многократном повторении инструкции, более сложные комплексы выполняет сопряженно с педагогом. Иногда по показу выполняет простые движения. При выполнении физических упражнений быстро утомляется, отмечаются вегетативные проявления усталости — повышенная потливость ладоней и ступней, истеричность, проявление аутоагрессии.
Мелкая моторика сформирована на уровне ниже среднего - использует карандаш, ручку, кисточку только с помощью взрослого («рука в руке»); навыки оперирования с различными видами застежек в недостаточной степени сформированы. Скоординированность действий рук нарушена. Связь «рука — глаз» находится на низком уровне развития.
Сенсорное развитие – также на низком уровне. Восприятие знакомых предметов возможно только при непосредственной направляющей деятельности взрослого, понятия об основных признаках предметов сформированы крайне слабо. Ориентировка относительно другого человека или предмета продолжает оставаться не сформированной и трудной для усвоения ребенком. Звуки окружающей действительности с предметами соотносит только знакомые (чайник, вода, мама готовит пищу и т. д.). Голосам животных и птиц не подражает. Простые ритмические последовательности не воспроизводит. Направление звуков в пространстве не определяет. Отдельные звуки речи в потоке прочих не выделяет.
Познавательные процессы обучающейся находятся на низком уровне развития.
Восприятие. Элементарная ориентировка в схеме собственного тела относительно себя, относительно предметов и других людей только со значительной помощью педагога. Временной терминологией не владеет. Взглядом прослеживает за движущимся предметом в течение короткого промежутка времени, иногда и вовсе не следит. Основные цвета показывает только с направляющей помощью педагога. Простые ритмические последовательности воспроизводит только со значительной помощью педагога. Направление звуков в пространстве не определяет.
Внимание неустойчивое, часто отвлекается на посторонние предметы, трудно переключаемое; произвольное внимание в стадии формирования, объем произвольного внимания около 2 - 3 минут. Может сосредоточиться только на одном конкретном практическом задании и то требуется значительная помощь педагога.
Память – механическая, без анализа содержания запоминаемого материала; зрительная находится на низком уровне развития. На иллюстрациях узнает не только предметы быта, часто используемые в повседневной деятельности (предметы посуды, некоторые виды одежды), но и животных, продукты, фрукты, овощи, мебель.
Мышление остается на низком уровне: анализ, синтез, классификация, дифференциация не соответствуют возрасту; наглядно-действенное мышление в стадии формирования; обобщение предметов по одному признаку производит только при значительной направляющей помощью педагога (обобщение в группы осуществляет на геометрических фигурах с контролирующей, направляющей помощью педагога, но без называния); причинно-следственные связи не устанавливает. Подражательная деятельность не выражена.
Наблюдается системное недоразвитие речи тяжелой степени. Двигательные функции артикуляционного аппарата находятся на низком уровне развития, что не соответствует возрасту. Артикуляционные позы смазанные. Язык толстый. Активность снижена. Самостоятельный поиск правильной артикуляционной позы по образцу не возможен. Уровень сформированности звукопроизношения, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи крайне низкий, не соответствует возрасту. Множественные искажения, звукопроизношение произвольное, не соотносит с ситуацией, звукоподражания нет. Неречевые звуки с предметами соотносит со значительной помощью. Речевые звуки не воспроизводит. Общая бедность пассивного и активного словаря. Связная речь отсутствует. При общении пользуется жестами, криком.
В поведении количество навязчивый движений конечностей и тела снизилось, качество навязчивых движений так же изменилось, они стали кратковременнее и проявляются чаще тогда, когда ребенок нервничает или находится в крайне приподнятом настроении, в периоды обострения заболевания. Негативные проявления пубертатного периода сохраняются.
Ребенок редко понимает словесное порицание и прекращает выполнять действия, не соответствующие ситуации урока. Эмоции ярко выражены, часто не соответствуют ситуации (может громко смеяться и тут же расплакаться без причины, кричать, впасть в истерическое состояние при отсутствии внешних раздражителей).
Деятельность продолжает оставаться хаотичной. Простые инструкции выполняет с частичной помощью педагога (часто требуется многократное повторение), выполнение многоступенчатых инструкций происходит сопряженно с педагогом (например, поливание цветов, ручная стирка мелких предметов). Помощь педагога принимает.
В связи с обострением основного заболевания (шизофрения) происходит распад элементарных школьных навыков (могла выполнять по инструкции, по образцу некоторые простые учебные действия — обведи по контуру, заштриховать, закрасить красками, соединить точки), а также учебного поведения: с трудом занимает место для занятий, не соблюдает режим занятия, часто соскакивает с места, ведет себя неадекватно, заламывает свои конечности, истерит, кричит, бьется головой.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод, что объективно оценить уровень знаний, умений и навыков девочки достаточно сложно, т.к. их проявление зависит от физиологического и психоэмоционального состояния ребенка на данный момент, это свидетельствует о неустойчивости приобретенных умений и их регресс без осуществления постоянного повторения и активного использования в жизнедеятельности ребенка.
Опираясь на особенности и своеобразие психофизического развития составлена специальная индивидуальная программа развития обучающейся 7 класса, которая содержит учебные предметы, коррекционные занятия, доступные обучающейся, соответствующие уровню актуального развития ребенка (речь и альтернативная коммуникация, домоводство, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура), и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся в условиях надомного обучения.
В приложении приводится пример содержания учебного курса «Изобразительная деятельность».
Список используемой литературы:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), протокол решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. №4/15.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.