СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ОГЭ по обществознание (с ответами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант для подготовке к ОГЭ по обществознанию. С ответами. 

Просмотр содержимого документа
«Вариант ОГЭ по обществознание (с ответами)»

Вариант 1 (3.8)

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Жизненные ориентиры; безработица; социальный статус; социальная норма; образование.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество? 

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

3. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример? 

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

4. Верны ли следующие суждения об искусстве? 

А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека.

Б. Искусство обращается к эмоциям человека.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Рассмотрите фотографию.

Исполнение какой конституционной обязанности демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо исполнять конституционные обязанности.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6. У совершеннолетнего Василия сломался автомобиль. В автосервисе сообщили, что ремонт обойдется в 55 тысяч рублей. У Василия таких денег не было и он принял решение взять кредит в банке. Укажите два любых правила, которым следует придерживаться Василию при выборе кредитной организации. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. К факторам (ресурсам) производства относится 

1) спрос

2) затраты

3) капитал

4) предложение

8. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z? 

1) командному

2) рыночному

3) плановому

4) традиционному

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

 А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.

Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

 1) священнослужители

2) женщины

3) мусульмане

4) европейцы

11. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

 А. Умение сглаживать конфликты — пример отклоняющегося поведения.

Б. Преступление — пример отклоняющегося поведения.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надёжными?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

 


2015 г.

2017 г.

Покупка недвижимости

45

46

Открытие счета в банке

21

29

Накопления денег в рублях и хранение их в наличном виде

19

17

Покупка золота, драгоценностей

17

14

Покупка иностранной валюты и хранение ее в наличном виде

8

10

Покупка акций предприятий*

0

7

Вклады в пенсионные фонды*

0

5

Другое

2

7

Затрудняюсь ответить

16

13

* в 2015 г. данные варианты ответов не предлагался

 Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2015 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

13. Одна из задач политической партии в демократическом обществе — 

1) участие в политической борьбе

2) контроль над частной жизнью избирателей

3) определение цен на товары и услуги

4) владение недвижимостью и акциями предприятий

14. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?

 А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.

Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) реализация своих способностей

Б) самосохранение

В) достижение карьерного роста

Г) защита от холода

Д) общение с друзьями

1) социальные

2) биологические

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

16. Право, как совокупность норм, в отличие от морали

 1) обеспечивается принудительной силой государства

2) является общественным институтом

3) регулирует общественные отношения

4) устанавливает нормы поведения в обществе

17. Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?

 1) административного

2) трудового

3) конституционного

4) гражданского

18. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

 А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 1) монарх передает свою власть по наследству

2) монарх вынужден считаться с мнением парламента

3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха

4) является формой правления в государстве 




Черты сходства

Черты отличия





20. Запишите слово, пропущенное в таблице. 

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальная мобильность

Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую

Социальная ...

Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

 (По Н. Смелзеру)

22.Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора. Приведите любое одно объяснение автора, как какой-либо фактор влияет на взаимодействие людей. Укажите, какие два объяснения дает автор тому, почему школа представляет собой «общество в миниатюре».

23. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.

24. Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения)



Ответы

1 1. Понятия: социальный статус, социальная норма.

2. Смысл понятия:

социальный статус — положение человека в обществе, наделяющее его определенными правами и обязанностями;

ИЛИ

социальная норма — принятые в обществе правила или модели поведения, выступающие образцами действия для людей и социальных групп.

5 В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: защита Отечества;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— это обеспечивает возможность другим гражданам реализовывать свои права, закрепленные законом;

— это позволит обществу и государству планомерно развиваться, предотвратит рост социального напряжения и конфликты.

 

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

6 1. Внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия скрытых платежей;

2. Выбрать наиболее низкую процентную ставку по кредиту (в год, а не в день);

3. Обращаться в банк, а не в микрофинансовые организации и др.

12 а) И в 2015, и в 2017 году большинство опрошенных считают вложения в недвижимость наиболее надёжными (это может объясняться тем, что цены на недвижимость почти всё время растут, поэтому вложения не только окупаются, но и растут).

б) Значительно выросла доля опрошенных, которые считают вложения в банковский счёт выгодными (возможно, участники опроса обратили внимание на то, что число банковских предложений, выгодных для вложений, значительно выросло, также повысился уровень финансовой грамотности населения).

21 В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;

4) школа и формирование личности ребёнка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22 Ответ должен содержать следующие положения:

1. Могут быть указаны следующие факторы по тексту:

1) возраст;

2) интеллектуальный уровень;

3) пол;

4) вес;

5) окружающая среда;

6) культура;

7) СМИ,

8) школа.

Факторы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках. Засчитывается указание только четырех и более факторов.

2. Дано любое объяснение из текста, например:

— «важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников».

3. Даны два объяснения:

— в школе происходит формирование личности ребёнка и его поведения;

— школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

23 Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами:

1. Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился.

2. Ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего

поколения к молодёжи.

3. Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.

24 Могут быть высказаны следующие предположения:

1) в современных условиях родители много времени вынуждены проводить на работе, стремясь обеспечить материальное благополучие своим детям;

2) современные дети имеют доступ к различным источникам информации, порой дети«более продвинуты» в некоторых вопросах, чем родители, что может негативно сказаться на их авторитете.

Могут быть высказаны другие предположения.

Тестовая часть


п/п

Правильный
ответ

2

1

3

2

4

3

7

3

8

2

9

2

10

4

11

2

13

1

14

3

15

12121

16

1

17

3

18

2

19

1423

20

стратификация




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!