СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант огэ русский язык с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант огэ русский язык с ответами»

ВАРИАНТ ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

1.   Изложение, начинающееся словами «Каждый писатель тревожится о том»


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.


Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого зависит так много… И прежде всего – состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он писал свою книгу?

И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы ‒ целое здание духа, которое даётся нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдёт мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге всё своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов, оно требует твёрдого желания услышать голос автора.

Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.

(По И.А. Ильину)


208 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

От того, насколько точно читатели способны понять
и почувствовать мысли писателя, зависит их духовная встреча.

2

Книга – это зашифрованные писателем чувства, идеи, образы. Задача читателя – самостоятельно добыть смысл из прочитанного. Настоящее чтение не может быть механическим, оно требует усилий, чтобы услышать голос автора.

3

Чтение – это творческий процесс: читатель отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это помогает нам постичь сущность мира.


Прочитайте текст и выполните задания 2,3


 

2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1)  эмоции сформировались (предложение 1)

2)  исследования были систематизированы (предложение 2)

3)  учёным был приведён (предложение 3)

4)  реакции рассматривал (предложение 4)

5)  исследования  — результат (предложение 5)


(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах,  — результат эволюционного процесса.


2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1)  эмоции сформировались (предложение 1)

2)  исследования были систематизированы (предложение 2)

3)  учёным был приведён (предложение 3)

4)  реакции рассматривал (предложение 4)

5)  исследования  — результат (предложение 5)


3.   Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1)  Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2)  Предложение 2 сложное бессоюзное.

3)  Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.

4)  Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.


4.   Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


 ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обращение отделяется запятой.

Б)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»  — писал А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».

2)  Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады  — всё тихонько поплыло назад.

3)  После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты, протянула ноги и, чувствуя приятную истому, завиляла хвостом.

4)  Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедр  — дерево светолюбивое и нежное.

5)  Листья, пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки.

 

5.   Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) подавая знак (5) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (6) красноярцы на месте сторожевой вышки (7) поставили деревянную часовню (8) а позднее заменили её каменной.


6.   Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1)  ОБОЗНАЧЬ (направление)  — буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

2)  НЕМЕЦКИЙ (станок)  — в относительном прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц, пишется суффикс -К-.

3)  ОЧАРОВАНИЕ  — в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

4)  ЦЫПЛЁНОК  — в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

5)  (дверь) НЕ ЗАКРЫТА  — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.


7.   Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. 

Одуванчики  — самый р(1)..спространённый мед(2).. нос в дик(3)..й флоре наш(4)..й страны, п(5).. тому что они цветут раньше сирени, черёмухи и (6)..кации. Как правил(7).. , цветение одуванчиков длится месяц, а в дождлив(8)..е лето и ещ(9).. дольше.


8.   Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.


9.  Замените словосочетание «утренняя пробежка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить

и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

 

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик –– мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

 

  — (11)Шарик!  —  окликнул я его дрогнувшим голосом.

 (12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

  —  (13)Шарик!

 (14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

 (21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

 (23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

 (25)  — Шарик!  — я припал лицом к его холодной морде.  —  (26)Ну, прости меня, прости!  —  я гладил его седую, всю в репьях голову.

 (27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет  —  из детства.

  —  (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

 (34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю…

  —  (36)Стой! (37)Тормози!

 (38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…


(По М. А. Чванову) *

 

* Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.)  —  русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.


10.   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1)  Герой-рассказчик провёл детство в деревне.

2)  Шарик стал седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.

3)  Рассказчику было стыдно, что он много лет назад не взял Шарика с собой.

4)  Шарика взял домой одноклассник после отъезда рассказчика.

5)  Шарик бежал за автобусом, в котором уезжал его лучший друг.


11.   Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.


1)  Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

2)  И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

3)  Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

4)  Мне было стыдно.

5)  Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.


12.   В предложениях 11–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.


13.   Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).


 13.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Максимовича Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?». Дайте определение выражению ДРУЖБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы:

Тестовая часть

№п/п

Правильныйответ

2

12

3

123

4

154

5

23458

6

24

7

23578

8

полутора

9

пробежкаутром

10

13

11

15

12

напроизволсудьбы





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!