СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ОГЭ русский язык ( с ответами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ОГЭ русский язык ( с ответами)»

ВАРИАНТ 11

Прочитайте текст и выполните задание.


(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов  — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.


2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного.

 1)  особенность  — их способ (предложение 1).

2)  млекопитающие общаются (предложение 2).

3)  находится друг, опасность (предложение 3).

4)  напоминает человека (предложение 4).

5)  особенность стала причиной (предложение 5).


3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 1)  Предложение 1 осложнено вводным словом.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3)  В предложении 3 три грамматические основы.

4)  Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.

5)  Предложение 5 осложнено однородными членами.


4.   Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

Б)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.

В)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на причину того, о чём

говорится в первой части, то между частями сложного предложения ставится двоеточие.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Всё необходимое уже уложено в большой сундук: платья и книги с безделушками.

2)  Много раз нас предупреждали: не стоит быть чрезмерно доверчивыми.

3)  Старушка заметила: «Сегодня удивительный день!»

4)  Возникает вопрос: правила существуют для всех или только для избранных?

5)  Мне поставили двойку за поведение: я вошёл в класс после учителя.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

5.   Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


 Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.


6.   Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1)  (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ  — раздельное написание частицы НЕ с именем прилагательным определяется наличием слова, усиливающего отрицание.

2)  БРУСЬЯ  — буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

3)  ЗАГОРЕТЬ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.

4)  ВИНЕГРЕТ  — в корне слова две непроверяемые безударные гласные.

5)  С ВРАЧОМ  — в суффиксе имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.


7.   Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

 

Бабушка н(1).. раз пр(2)..возила нас в этот старый, рассохш(3)..йся дом, который назывался, как н(4).. странно, Ш(5)..стой дачей, хотя н(6).. пятой, н(7).. ч(8)..твёртой дачи вбл(9)..зи не было.


8.   Раскройте скобки и запишите слово «беречь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


 Моя бабушка много работает и совсем не (беречь) своё здоровье.


9.   Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


(1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.

(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.

(8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. (10)И вдруг в вое ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся, тебе надо зарыться в снег». (11)Я так отчётливо слышал голос моей матери, отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём воображении…

(12)Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории. (13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

(14)Открыв дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и  — что было, то было  — заплакал.

– (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол,  — сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.

(18)Приехал отец. (19)Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё. (20)Он удивлялся моей находчивости. (21)А мать?.. (22)Мать сказала: «Парню тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас».

(23)Вечером мы остались с бабушкой вдвоём. (24)Мать ушла на станцию, к фельдшеру. (25)Сказала, что угорела  — болит голова. (26)С бабушкой мне всегда было легко и просто. (27)Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему мать не пожалела меня? (28)Неужели я в самом деле такой нестoящий?».

– (29)Дурень ты, больше никто!  — ответила бабушка.  — (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила... (31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!

(32)Вскоре вернулась мать. (33)Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы. (34)Говорит, чепуха, скоро пройдёт».

(35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40)Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.

(43)Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано как можно меньше говорить о себе.

 

(По Е. А. Пермяку) *

 * Пермя'к Евгений Андреевич (настоящая фамилия — Виссов) (1902 — 1982) — русский советский писатель.


10.Анализ содержания текста.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Во время бурана на ребят напали волки.

2)  Чтобы спастись от метели, ребята вырыли яму в снегу и спрятались там.

3)  Мать рассердилась на сына за то беспокойство, которое он причинил ей.

4)  Мать считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя таким.

5)  Бабушка рассказала внуку, что мама всю ночь искала его в метели.


11.   Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2)  А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3)  Но я даже не подал виду.

4)  А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

5)  Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!


12.   Лексический анализ.

.В предложениях 35−42 найдите антоним к слову «грубый». Выпишите этот антоним.

 

3.  Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила материнской любви?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы

2) 25

3) 134

4) 315

5) 23489

6) 14

7) 158

8) бережёт

9) колодезное дно

10) 245

11) 35

12) ласков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

30.06.2024 14:25
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо!
30.06.2024 14:25
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Юлия Михайловна, спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс