СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант проведения урока № 1 по творчеству Л.Н. Толстого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     При подготовке урока обучающиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает задание. Самостоятельные ответы на вопросы готовят и некоторые обучающиеся.

     Предлагается создать семь групп:

  1. группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК) — «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины ХIX века».) Одному из учащихся поручается сделать обобщенное сообщение по данному вопросу);
  2. искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление урока. Индивидуальные задания — рассказать об одном из портретов Толстого);
  3. мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современников);
  4. архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования);
  5. любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества);
  6. библиографов (оказание помощи в работе всем творческим группам: подбор литературы и оформление выставки «Свет Ясной Поляны»);
  7. группа «смекалистых» (составление и проведение викторины о Толстом).

Просмотр содержимого документа
«Вариант проведения урока № 1 по творчеству Л.Н. Толстого»

Вариант проведения урока № 1


При подготовке урока обучающиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает задание. Самостоятельные ответы на вопросы готовят и некоторые обучающиеся.

Предлагается создать семь групп:

  1. группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК) — «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины ХIX века».) Одному из учащихся поручается сделать обобщенное сообщение по данному вопросу);

  2. искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление урока. Индивидуальные задания — рассказать об одном из портретов Толстого);

  3. мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современников);

  4. архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования);

  5. любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества);

  6. библиографов (оказание помощи в работе всем творческим группам: подбор литературы и оформление выставки «Свет Ясной Поляны»);

  7. группа «смекалистых» (составление и проведение викторины о Толстом).


Урок 1


Слово учителя. «Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л. Н. Толстом — «Свет Ясной Поляны» (так называется книга правнука писателя И. Толстого).

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».

Учитель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя (1828—1910) и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:

  • Свидетелем каких исторических событий был писатель?

  • На какие годы падает расцвет его творчества?

  • С кем из выдающихся людей Л.Н. Толстой общался?

Используя хронологическую таблицу учебника по литературе, учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос. В их числе: годы смерти А. С. Пушкина (1837), М. Ю.Лермонтова (1841), Н. В. Гоголя (1852), 1854 — Н. Г. Чернышевский, сотрудник «Современника», 1853—56 — Крымская война, 1855 — смерть Николая I , 1861 «Крестьянская реформа», 1866 — покушение Д. В. Каракозова на Александра II; 1871 — Парижская коммуна, 1876 — возникновение общества «Земля и воля», 1877—78 — русско-турецкая война; 1881 — смерть Александра II, 1887 — попытка покушения на Александра III; 1904—05 — русско-японская война, 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.



После работы со справочным аппаратом учащиеся обращаются к опорному конспекту (ОК), созданному группой исторического комментария: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века». Опорный конспект представляет собой нарисованный на бумаге круг, разбитый на семь-девять секторов (разделов). В каждом из разделов записаны по пять-семь известных имен современников Л. И. Толстого: писателей-классиков (как русских и представителей других народов России, так и зарубежных), крупных поэтов, литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров. В самом центре — портрет Л. Толстого, вокруг которого — на радиусах — приведены знаменательные даты в истории того времени.

Вывод – обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы — время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ответить на третий вопрос учащимся помогает работа с ОК, позволяющим судить о круге знакомств Толстого с деятелями культуры и науки. В частности, можно рассказать о его встречах с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. И. Герценом, А. Н. Островским, А. П. Чеховым, В. М. Гаршиным, Ф. И. Тютчевым и другими писателями. Толстой проявлял большой интерес к творчеству писателей народов России — Т. Г. Шевченко, А. Церетели, К. Хетагурова.

Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, П. Мериме, Ж. Санд, О. Бальзак, Р. Роллан. У Р. Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р. Роллана.

Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Комментарий ученика. «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу».


К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:

  • Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

  • Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

  • Чем он близок вам?

Плакаты с цитатами закрепляются на доске перед классом.

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.

Комментарий ученика. «Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды — смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне особенно дорог писатель».


«Весь мир, вся земля смотрит на него...

отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…»

М. Горький.


«Если бы можно было писать, как Толстой,

и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер.


Комментарий ученика. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».


В работу включается группа любителей поэзии. Два ученика читают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора.

Я. Полонский. «Писатель, если только он...»


Писатель если только он

Волна, а океан — Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода.


А. Апухтин. «Графу Л.Н. Толстому» (отрывок)


О вечной красоте напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползет, шипя на все змеею,

Тот видит сор один...

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землею,

Вся даль безбрежная светла!


Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет — первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками — его современниками».


Сообщения учащихся из группы искусствоведов:

И.Н. Крамской. «Портрет Л. Н. Толстого, 1873 г.»

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 г. Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.


И.Е. Репин. «Л. Н. Толстой, 1887 г.»

...Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, — на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину «Л. Н. Толстой на пашне». Цензура запретила это на звание, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «...После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю— выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Слово учителя. «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы», — вспоминал Репин».


Отчет группы искусствоведов, в задание которой входил подбор фонозаписи и рассказ о музыке, любимой Л. Н. Толстым.

Ученик. «Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Думаю, эти мелодии будут близки и нам».

Прослушиваются музыкальные отрывки: Ф. Шопен. Вальсы. Исполняет Бэлла Давидович (ф-но). 1) до диез минор, соч. 64, № 2, 2) ля бемоль мажор, соч. 64, № 3; Варя Панина. Старинные романсы. «Я пережил свои желанья».

Затем идет обзорное знакомство с разделом книжно-иллюстративной выставки, посвященной музыке, которую любил Л. Толстой. На полке могут быть представлены грамзаписи: Ария дон Жуана и дуэт «Ручку дай, ангел мой» из оперы Моцарта «Дон Жуан»; дуэт Глинки «Не искушай меня без нужды» в исп. Н. и М. Фигнер; Гопак в исп. Трояновского на балалайке; Цыганские романсы в исп. Вари Паниной; Шопен Ф. Вальсы в исп. Бэллы Давидович (ф-но); Л. Бетховен. Сонаты в исп. Эмиля Гилельса (ф-но).

Слово учителя. (Этот материал можно также увязать с работой по ОК: разделы — музыка, театр, наука). «В 50—70 годы ХIХ века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 г.), который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России. На сцене театра утвердилась драматургия А. Островского, раскрылся актерский талант П. М. Садовского. В созвездие славных сынов России, творившие рядом с Толстым, можно включить и таких крупных ученых, как Обручев, Сеченов, Пирогов, Бутлеров, Менделеев, Боткин...

В общении с замечательными людьми мужал и крен талант Л. Н. Толстого. И потому слово его было столь и притягательным для каждого мыслящего человека».

В заключение 1-го урока учитель замечает, что к опорному конспекту, а также к характеристике портретов Л. Толстого класс еще вернется при изучении творчества писателя. К тому времени знания учащихся будут более основательными. Многое о личности писателя расскажут его записные книжки, о которых речь пойдет на втором уроке.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!