ВАРИАНТ 15_2025
Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.
В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.
Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.
В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.
1
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ: .
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
РАЗВИТИЕ. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.
ЖИЗНЬ. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле.
ХАРАКТЕР. Твердая, сильная воля, стойкость, упорство в достижении чего- л. Мать его была дворянка, из институток, очень доброе и очень восторженное существо, но без характера однако.
ЯЗЫК. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский язык.
СИЛА. Физическая величина. Сила тока. Сила тяжести.
Ответ: .
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания. Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным.
В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на степень уверенности
конечно, безусловно), а также сложноподчинённым предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.
Ответ: .
4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
укрАла 2) клалА
3) звОнит 4) прИняли
5) сливОвый (сок)
Ответ: .
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами. Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.
Ответ: .
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда канонада утихла и они вошли наконец в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.
Ответ: .
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА наиболее РЕШИТЕЛЬНО поступил в ДВУХСТАХ метрах на ИХ территории ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Ответ: .
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видо -временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
-
Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.
-
Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен.
-
В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.
-
Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.
-
Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.
-
Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона.
-
Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу».
-
Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём
-
Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная
р..гламент, стр..мянный, цв..ток
пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..с
отр..слевой, ур..вень, зап..роть
вып..сть, обн..жать, ав..нгард Ответ: .
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
беспр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;
бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;
р..сположившийся, пон..слышке; р..звал
с..ехидничать, уст..е, в..юга
неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.
Ответ: .
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
усидч..вый, переменч..вый
отстёг..вавший, глянц..вый
щегол..ватый, находч..вый
прислуш..ваться, гор..вать
заносч..вый, отапл..ваемый
Ответ: .
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
произнос..шь, слыш..мый
относ..шься, надума..шь
засмотр..шься, реша..мый
невид..мый, разгон..шься
раска...ться, найд..нный
Ответ: .
13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Запишите номера ответов.
В партии товара (НЕ)ДОСТАВАЛО несколько упаковок.
Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
Художник предпочитал очень (НЕ)ЯРКИЕ, пастельные тона, поэтому на его полотнах вы не увидите ничего кричащего, однако картины всё равно выглядят выразительно.
— (НЕ)НАДО об этом думать, – шептала себе она.
Ответ: .
14
Укажите варианты ответов, в котором все выделенные слова пишутся
СЛИТНО. Запишите номера ответов.
Машину резко повело (В)БОК, однако Саша успел повернуть руль, (ПО)ЭТОМУ нам удалось избежать столкновения с огромной кучей щебня.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
После долгих уговоров Осипов (ВСЁ)ЖЕ согласился отвести меня (В)МЕСТО особое, только ему известное — в арабский магазинчик, напоминающий лавку древностей.
Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал (НА)ХОДУ, даже не задумываясь.
(ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.
Ответ: .
15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.
Ответ: .
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
Ответ: .
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.
Ответ: .
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
Ответ: .
19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.
Ответ: .
20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
Ответ: .
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками — такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами — он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса — один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело-голубая звезда. 7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.
Ответ: .
22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно- выразительных средств языка, которые употреблены в них
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Есть имена и есть такие даты,
— Они нетленной сущности полны.
(А. Т. Твардовский)
Б) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора
(Ф. И. Тютчев)
В) День вечереет, небо опустело.
(И. А. Бунин)
Г) Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде. (Ф. И. Тютчев)
Д) Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
(А. А. Фет)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
многосоюзие
лексический повтор
антитеза
парцелляция
гипербола
сравнение
ассонанс
эпифора
эпитет
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Мы говорим иногда о людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.
(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня.
(6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи,
«капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою
мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
(По В. Солоухину*)
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — поэт, прозаик, публицист.
23
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Человечество ограничено в своём представлении о мире.
Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги.
Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире.
Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком.
В наше время информационных технологий легко найти мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество.
Ответ: .
24
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложение 15 содержит вывод из рассуждения, содержащегося в предложениях 1-14.
Предложения 18-23 не включают повествование.
В предложениях 1-4 представлено рассуждение.
Предложения 24-25 содержат вывод из рассуждения, содержащегося в предложениях 18-23.
В предложениях 10-11 представлено повествование.
Ответ: .
25
Из предложений 24-25 выпишите слово, употреблённое в переносном значении, которое в одном из прямых значений обозначает «склад оружия».
Ответ: .
26
Среди предложений 13-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: .
27
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме «
Какого человека можно считать ограниченным?» Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика) и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
ОТВЕТЫ
1 | что |
2 | 14 |
3 | 235 |
4 | 14 |
5 | изобретательской |
6 | совершенно |
7 | обгрызенное |
8 | 54782 |
9 | 235 |
10 | 23 |
11 | 15 |
12 | 14 |
13 | 14 |
14 | 125 |
15 | 12 |
16 | 35 |
17 | 23 |
18 | 34 |
19 | 2 |
20 | 1245 |
21 | 34 |
22 | 29736 |
23 | 123 |
24 | 134 |
25 | Арсеналом |
26 | 16 |