1. Задание 1 № 613
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Лес г..товит..ся(3) к зиме: опустел пр..уныл. А зима сп..шит и с кажд..м днём продвига..т..ся всё дальше на юг.
На (К,к)авказе ещё осень. И в л..су можно увидеть много инт..рес..ного. Каштан одно из самых кр..сивых д..рев..ев в л..сах (К,к)авказа. Д..рев..я эти (не)обыч..ны. Три раза меня..т..ся у них цвет лист..ев. В..сной, когда ра(з,с)пускают..ся, они (к..ричнево)красные, летом (светло)з..лёные, осен..ю (з..л..тисто)ж..лтые. Во время цв..тения каштан укр..ша..т «свечи» — (ж..лтовато)з..лёные с..цветия.
К концу окт..бря соб..рают пл..ды каштана — орехи. Их употр..бляют в сыром виде. А ещё их вар..т жар..т. Но не только этим прослав..лся каштан. У него це(н,нн)ая(2), очень твёрдая и проч..ная др..в..сина. Пост..пенно она т..мне..т и пр..обрета..т красивый цвет.(4)
(По Т. Горовой)
2. Задание 2 № 614
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Задание 3 № 615
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Задание 4 № 396
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Заперший (дверь), языковый, крапива, балованный.
5. Задание 5 № 1066
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Пять остановок за день не помешали ему упорно продолжать нелёгкий путь.
6. Задание 6 № 468
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) в обоих странах
2) о семистах государствах
3) белый какаду
4) брат более старше
7. Задание 7 № 521
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Еловый лес тёмен и угрюм.
2) Весенний воздух чистый и свежий.
3) Всё говорило о приближении весны.
4) Чтение лучшее учение.
8. Задание 8 № 302
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я ль на свете всех милее всех румяней и белее?
2) Больше всего в людях я ценю доброту честность отзывчивость.
3) Сдать экзамен непросто но возможно.
4) Примеры были решены всеми учащимися.
9. Задание 9 № 916
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
(1)Многие думают, что заяц — несмелое и беззащитное животное. (2)Трусость зайца проявляется во всех его торопливых движениях, она даже утверждена в русской поговорке «Труслив, как заяц». (3)Но так ли это на самом деле?
(4)Заяц отнюдь не робкого десятка. (5)Точно зная о приближении врагов (охотничьих собак, лисиц или волков), он не удирает сразу, а, устроившись в траве, терпеливо, до последнего момента выжидает, не свернут ли они в сторону. (6)Взрослые зайцы, знающие, почём фунт лиха, на глазах у захлебывающегося лаем громадного цепного пса преспокойно едят то, что растёт в саду или в огороде. (7)Разве это не свидетельствует об их храбрости? (8)И лишь столкнувшись с врагом нос к носу, заяц меняет тактику: быстро убегает, петляя так, как умеет только он один. (9)Спасаясь от преследователей, заяц может на ходу прыгнуть в проезжающую мимо телегу и зарыться в сено, а во время ледохода даже переправиться через реку, бесстрашно прыгая с льдины на льдину.
(10)Зайцы умеют за себя постоять. (11)Пойманного взрослого зайца не так-то просто взять в руки: он отчаянно сопротивляется, кричит, вырывается, бьёт врага сильными задними лапами и пускает в ход острые зубы. (12)Не боится заяц и пернатых хищников — филина или орла: он отбивается от них когтями задних лап, лёжа на спине. (13)Один зоолог рассказывал о том, как пасущийся в степи конь случайно потревожил отдыхавшего в густой траве зайца, который, рассердившись, наказал обидчика — царапнул его за нос. (14)Испуганному коню ничего не оставалось, как ускакать подальше, а косой между тем спокойно вернулся на прежнее место.
(По Г. П. Шалаевой)
10. Задание 10 № 917
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Задание 11 № 918
В чём, по мнению автора текста, проявляется храбрость зайца?
12. Задание 12 № 919
Определите и запишите лексическое значение слова «постоять» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Задание 13 № 920
Определите стилистическую окраску слова «удирать» («удирает») из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Задание 14 № 392
Объясните значение фразеологизма «затаив дыхание», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Затаив дыхание — ...
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
1)Грэй выбрался на открытое место, заросшее пёстрой травой, и увидел спящую девушку. (2)Он тихо отвёл рукой ветку и остановился.
(3)В пяти шагах от капитана, свернувшись, лежала утомившаяся Ассоль. (4)Её волосы сдвинулись в беспорядке. (5)У шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку. (6)Ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого тёмной прядью.
(7)Грэй присел на корточки, заглядывая девушке в лицо. (8)Он не знал ни её, ни её имени, ни, тем более, почему она уснула на берегу. (9)Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья. (10)Даже трава поблизости её тела, казалось, задремала.
(11)Грэй снял с пальца старинное кольцо и бережно надел его на мизинец спящей девушки.
(По