СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВАРИАНТЫ 38 и 39 ЕГЭ 2024 по русскому языку с ответами (пробник от 19.05.24) по демоверсии ФИПИ - 2024

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТЫ 38 и 39 ЕГЭ 2024 по русскому языку с ответами (пробник от 19.05.24) по демоверсии ФИПИ - 2024»

ВАРИАНТ 38

ЕГЭ-2024 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (тренировочный)

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания.

В 90-е годы XX столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов. Иноязычное слово, чаще всего английское, в современном русском контексте — это одна из примет «языкового вкуса эпохи». Русский язык всегда был открыт для заимствований, в лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. Многие из них настолько прижились в русском языке, ассимилировались им, подчинившись русской грамматике (приняли формы словоизменения и создали словообразовательные гнёзда), что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги).

В разные эпохи приходили к нам разные «чужие» слова. Заимствования были требованием жизни. Например, развитие кораблестроения, инженерного дела, различных ремёсел стало источником заимствования голландских, немецких и английских терминов. Но были заимствования, которые диктовались модой, как, например, французские заимствования XVIII — начала XIX века, когда в светской аристократической среде культивировались французский язык, стиль и обычаи галантного общества.

Современные заимствования воспроизводят эти две исторические линии: с одной стороны, это действительно потребности в корне изменившейся жизни (смена политических, экономических, идеологических ориентиров), с другой — привлекательными оказываются не только технические новшества, но и стандарты жизненного уровня, поведение, общение, вкусы.

Задание 1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОКАЗАТЬСЯ. Попасть куда-л., очутиться где-л. (обычно неожиданно, внезапно). О. за городом. О. в самом дальнем уголке парка. О. под Москвой. О. на набережной.2) ФОРМА. Способ осуществления, проявления или выражения чего-л. Ф. протеста. Выбрать форму обращения. Ф. вежливого обращения. Высказать претензии в резкой форме.

3) ИСТОЧНИК. То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

4) СРЕДА. Социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение; совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки. Социальная, общественная с. Рабочая, военная с. Мещанская с.

5) ЛИНИЯ. Воображаемая черта, соединяющая две точки или являющаяся границей пересечения двух поверхностей. Л. экватора. Л. горизонта. Л. полёта снаряда.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте мысль развивается от общего к частному: сначала приводится общее значение термина, затем оно конкретизируется.

2) Точности и обстоятельности изложения теоретических положений способствуют примеры-иллюстрации, которые различными способами вводятся в текст. Так, во втором абзаце для введения иллюстраций к теоретическим положениям используется вводное слово например.

3) Текст содержит предложения с различными осложняющими членами (уточняющие члены предложения, цепочки однородных членов предложения, вставные конструкции).

4) Текст характеризуется стандартизованностью структуры, относится к официально-деловому стилю речи.

5) В последнем абзаце текста сопоставление разных причин явления выражено с помощью вводных конструкций: с одной, стороны, с другой.

Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) включИшь

2) убыстрИть

3) шАрфами

4) лекторОв

5) сливОвый

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово СКЛАДСКОЙ нож очень компактный, поэтому его можно брать с собой и в путешествия, и в поход. Помещение офиса выполняло ДВОЙНОЕ назначение: в нем как просто работали сотрудники, так и проходили совещания директоров. Я не люблю бег и танцы, меня больше привлекают ВОДНЫЕ виды спорта. Одним из самых значимых для мира ЭКОНОМИЧЕСКИХ кризисов стал кризис 2008 года. Новый сотрудник оказался весьма ПОНЯТЛИВЫМ: все поручения он выполнял с первого раза и не задавал лишних вопросов.

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Благодаря нынешней медицине и умению держать себя в ежовых рукавицах Валерий Николаевич спустя месяц увидел расширение уровня гемоглобина.

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЁМСТАМ пассажирам

ОДЕНЬ шляпу

заграничные ПАСПОРТА

ПОЕЗЖАЙ быстрее

семь ПОЛОТЕНЕЦ

Задание 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) ошибка в построении предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Благодаря участию в олимпиаде я поступил в университет.

2) Больше всего на свете Люба любила петь, танцевать и изучать иностранные языки: английский, китайский, японский.

3) Мама сказала, что "меня очень волнует успеваемость Дарьи".

4) Отец встретил дочь на вокзале, заполненный людьми.

5) Все, кто был на концерте, остались очень довольны.

6) Весь день мы играли на улице и радуемся приходу весны.

7) Дети, плавающие в воде, собрались вместе, чтобы посмотреть на лягушку.

8) По прибытию в аэропорт я встретил маму.

9) Леонид Михайлович не только замечательный учитель, а также дружелюбный человек.

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) основопол..гающий (фактор), ..лимпиада, с..нкционный
2) к..мпозиция, упр..щать, водор..сли
3) выт..нутый (в длину), см..нает (траву), выпр..мленный
4) зап..вать (строевую песню хором), сп..раль, отр..сли (волосы)
5) ок..лдовать, выск..чка, пок..сившийся (дом)

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ад..ютант, об..ектив, транс..европейский
2) пр..клонить ветку, пр..зирать труса, пр..мудрая
3) ра..сказать, и..черпав, не..добровать
4) д..бела, поз..вчера, с..гласие
5) меж..нститутский, пост..мпрессионизм, вз..мать

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) милост..вый, юрод..вый

2) затм..вать, намер..ваться

3) команд..вать, опазд..вать

4) краеш..к, одол..вать

5) коре..ц, лестн..чка

Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) наде..ться, придума..шь
2) стел..шь, он ненавид..т
3) посе..в, ка..ться
4) вылет..т, погаш..нный
5) сдел..нные, тревож..щийся

Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Полураскрытый строевой лес стоит (НЕ)ПОДВИЖНО. 2) (НЕ)ЗАЖИГАЯ огни, мы сидели тихо. 3) В парке повсюду (НЕ)КРАШЕНЫЕ скамейки. 4) Она еще резче подчеркивает основной мотив – единение, (НЕ)РАСТОРЖИМОЕ единство, беспредельную гармонию. 5) Лёд на реке был еще (НЕ)ОКРЕПШИЙ.

Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов 1) Деревья ТО(ЖЕ) болеют, (ПО)ЭТОМУ за ними необходим хороший уход. 2) (В)ТЕЧЕНИЕ суток Ольга ждала вестей – (НА)УТРО в дверь постучали. 3) Для официально-делового стиля ТО(ЖЕ) характерно разнообразие жанров, и следует иметь (В)ВИДУ, что многие из них закреплены за определённым подстилем. 4) Ежегодно (СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ колледж выпускает сотни специалистов, ЧТО(БЫ) они могли применять свои знания на родной земле. 5) (ЗА)ЧАСТУЮ главная мысль художественного текста понятна не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.

Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Классическая музыка требует от слушателя сосредоточе(1)ости: только так можно по-настоящему оценить авторские неожида(2)ые решения в построе(3)ой мелодии, понять, насколько филигра(4)о выполнена работа.

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Света Лена и Катя любили проводить все свои выходные вместе. 2) Ты поедешь со мной на каникулы в Сыктывкар или на Камчатку? 3) В изучении иностранного языка важно изучение не только лексики но и грамматики. 4) В самолете запрещается использование устройств связи и других технических средств при взлете и особых указаниях бортпроводников. 5) Мистер Биркинс стать хотел миллионером или миллиардером и поэтому собирался открыть собственный магазинчик с лава-лампами и необычными и яркими пазлами.

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Провозгласив свою независимость (1) Петубастис I повёл решительную борьбу с (2) конкурирующей (3) династией (4) завоевывая Фивы (5) и (6) удерживая их до 794 года до н. э.

Задание 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Конечно (1) я (2) сначала (3) и сам так подумал, однако (4) все-таки (5) решил поступить (6) по-своему.

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда протопоп Аввакум прибыл в Москву (1) он преследовал всякое (2) отступление от церковных правил (3) что вызвало недовольство (4) пребывавшего там населения.

Задание 20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Директор предупредила (1) что (2) если я не закончу работу вовремя (3) то (4) меня лишат премии (5) или же (6) буду уволен.

Задание 21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Манта, или гигантский морской дьявол, - самый крупный из скатов. (2)Размах «крыльев» некоторых из них может составить 9 метров. (3)Что же касается массы, то и она не маленькая – 3 тонны. (4)Обитают эти удивительные существа как в прибрежной зоне, так и вблизи коралловых рифов. (5)Уникально это существо тем, что оно единственное из позвоночных, у которого в наличии три пары действующих конечностей. (6)Мант можно встретить во всех теплых океанах с умеренных до тропических широт. (7)Плавают эти удивительные рыбы, совершая своеобразные взмахи плавниками, словно бы крыльями. (8)Иногда они выпрыгивают над водой и даже крутят сальто. (9)Причины таких действий неизвестны. (10)Манты могут жить в неволе, нуждаясь, однако, в огромном бассейне


Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)В подъезде дома мальчики натолкнулись на Эльзу. (2)Ты чего здесь? – удивился Витька. (3)Так. (4)Ушла из дома, — нехотя ответила девочка. (5)Как это – ушла? (6)Совсем, что ли? (7)Где же ты жить собираешься? – (8)Не знаю, но домой больше не пойду. – (9)Опять с матерью не поладила? (10)Что еще случилось? (11)Я свою карточку хлебную потеряла. (12)Да ты что?! – одновременно и с испугом спросили ребята, сознавая, что хуже беды не придумаешь. – (13)А материна цела? (14)Её цела. (15)Мы ведь ходили за хлебом каждая со своей карточкой. (16)Сегодня утром я получила хлеб, и, когда вышла из булочной, начался обстрел.

(17)Снаряд угодил в стену магазина. (18)Многих поубивало, а меня отшвырнуло. (19)Хлеб я держала крепко, даже когда катилась по снегу. (20)Потом поднялась, а рукавичку с левой руки, в которой была карточка, не могла найти. (21)Весь снег руками перерыла, под каждым кирпичиком и дощечкой поискала – всё напрасно. (22)Пришла, рассказала маме, а она говорит: «Ты врёшь! (23)Хочешь, чтобы я тебя кормила ещё своим пайком». (24)А ну, пойдём к тебе домой. (25)Что она совсем рехнулась, что ли? (26)Ты же замёрзнешь. (27)Я сам с ней поговорю! – вскипел Витька. (28)Нет, не пойду. (29)Лучше замёрзну.

(30)Иди, Эльза, — вмешался Валерка. – (31)Хочешь, я тоже пойду? (32)Она не имеет права тебя бросить: она же мать. (33)Эльза и сама понимала, что деваться ей некуда. (34)Уже смеркалось, и крепчал мороз. (35)Они прошли мимо булочной, где сегодня разорвался снаряд. (36)Стена рядом с входной дверью была вырвана, обнажилась внутренность магазина и соседней квартиры. (37)Дверь в квартиру Пожаровых была не заперта. (38)Эльзина мать, закутанная в одеяло, в валенках сидела на маленькой скамеечке перед «буржуйкой».(39)Уходите все прочь отсюда! – зашипела Мария Яковлевна. – (40)И ты с ними тоже, — оглянулась она на дочь. – (41)Вон с глаз моих! (42)Эльза заплакала. (43)Но Витька потянул её за рукав, и они втроём молча стали спускаться по едва видимой обледенелой лестнице.

(По М. Сухачёву)


Задание 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Эльза ушла из дома, потому что ей хотелось проводить больше времени с ровесниками.

2) Эльза потеряла свою карточку и хлеб во время обстрела.

3) Эльза отказывалась идти домой, потому что мать обвиняла её во лжи.

4) Мария Яковлевна прогнала из своей квартиры не только мальчишек, но и родную дочь.

5) Девочка прятала хлебную карточку в левой рукавичке.

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 35, 36 представлены элементы описания. 2) Предложение 17 противопоставлено по содержанию предложению 16. 3) В предложениях 20-21 представлено повествование. 4) В предложениях 31-32 содержатся элементы рассуждения. 5) Предложение 14 поясняет, раскрывает содержание предложения 13.

Задание 24. Из предложений 25-28 выпишите слово в переносном значении.

Задание 25. Среди предложений 36-43 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «М. Сухачев предоставляет возможность персонажам обмениваться мыслями, используя такую форму речи, как (А) . Синтаксические средства – (Б) (в предложениях 22, 41), (В) (в предложении 11) и лексическое средство – (Г) («рехнулась» в предложении 25) показывают неравнодушие героев и их эмоциональное неравновесие, обусловленное проблемами войны».


Список терминов: 1) Сравнение 2) Диалог 3) Умолчание 4) Анафора 5) Инверсия 6) Просторечная лексика 7) Фразеологизмы 8) Восклицательные предложения 9) Парцелляция

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.


Ответы

  1. 1

его

34

235

123

складной

Повышение/увеличение

Надеть

84639

25

135

124

35

134

14

1234

13

14

1

13

13

35/710

345

25

Вскипел

43

2856


Примерный круг проблем:

1. Проблема взросления человека на войне. Авторская позиция: детям наравне со взрослыми во время войны приходится принимать решения, оказывать помощь тем, кто находится рядом в трудной ситуации.

2. Проблема: можно ли остаться человеком на войне? Авторская позиция: война — тяжелейшее испытание, не все могут перенести тяготы войны достойно.

3. Проблема: как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей? Авторская позиция: война разрушает не только города и сёла, но и жизни людей, делая их несчастными и бессильными.
















ВАРИАНТ 39

ЕГЭ-2024 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (тренировочный)

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания.

Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. Иному кажется, что они торчат, как ненужные пни, для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета. Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. В детстве с вещами устанавливаются особые отношения, интимные. В детстве вещи разговаривают, живут. Любые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав… Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. Вещи могут вернуться. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба. Конечно, вернуть те чувства нельзя. Зеркала беспамятны. Из их глубины не извлечь былых отражений. Зеркала не стареют, стареют их рамы. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, какой-то предмет.

Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. Воодушевление и зов… Сейчас город стал куда красивее, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..

Задание 1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЖИЗНЬ. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Спасти кому-н. ж. Рисковать жизнью.

2) ОТНОШЕНИЕ. Деловая бумага с запросом или уведомлением о чём-л. Получить о. из министерства. Послать о. в библиотеку.

3) РИСУНОК. Узор. Р. на ткани. Р. чугунной ограды.

4) ЧУВСТВО. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание; способность отозваться на жизненные впечатления. Радостное ч. Добрые чувства. Ч. любви.

5) ГЛУБИНА. Место или пространство, расположенное на большом расстоянии от поверхности земли или воды. Фауна морских глубин. Обнаружить в океанских глубинах.

Задание 3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к публицистическому стилю речи, рассчитан на широкую аудиторию и написан понятным, доступным языком.

2) Рассуждая о прошлом, автор приписывает вещам, которые окружали его в детстве, человеческие качества (В детстве вещи разговаривают, живут. Любые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав… Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. Вещи могут вернуться).

3) Эпитеты в первом абзаце текста (старые вещи, прошлая жизнь, любые вещи, наши тайны) позволяют усилить эмоциональность высказывания, передать отношение автора текста к поставленной проблеме.

4) Ответ на вопрос, заданный в конце текста, был дан раньше, в первом абзаце: Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба.

5) Последний абзац текста — сравнение города, каким он остался в памяти «бывших мальчишек и девчонок», и нынешнего. Для описания города прошлого используются эпитеты (акварельно обольстителен, черты неповторимо пылкие, счастливое прошлое). Для описания современного города употребляется сравнительная степень прилагательных (стал куда красивее, богаче), олицетворение (поздоровел, раздался в плечах).

Задание 4 Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) ремЕнь 2) квартАл 3) надЕлит 4) прибЫвший 5) дОнельзя.

Задание 5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово Новая сотрудница оказалась умной и ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ. БЛАГОДАРНЫЕ письма были подготовлены и отправлены гостям. ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ возможности двадцать первого века не перестают удивлять своим масштабом. Над ЛЕСИСТЫМИ холмами сияли немигающие звезды. ЦАРСКИЙ дворец вполне соответствовал величию державы.

Задание 6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Евгения привела все возможные вариативные версии появления человека на Земле.

Задание 7 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙТЕ в Астрахань воспалённые ДЁСНЫ ЛЯГТЕ на диван милая КИТАЙКА более КРАСИВО.

Задание 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения

1) Посмотрев по сторонам, ребёнок перешёл дорогу.

2) Татьяна купила билеты на балет “Щелкунчик” и была очень счастлива. 3) Прочитав эту книгу, ты поймёшь смысл моих слов.

4) Те, кто не успеют занять место у окна, будут сидеть у прохода.

5) Переливающееся желтыми лучами на улице так ярко светило солнце.

6) В воскресенье вся семья любовалась озером Байкалом.

7) Подруга поделилась тем, что какие у неё планы на будущее и что вообще она собирается делать.

8) Бедняки, получившие пособие, накопили сэкономленные средства и отдали детям и матерям

9) По окончании работы учитель соберёт работы, проверит ответы и выставит оценку.

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обж..гать (кувшин), об..жать (младших), аб..туриент
2) р..спубликанский, выв..трился (запах), к..слотная (среда)
3) выкр..йка, к..рневая (система дерева), изл..жение
4) к..рась, п..ртрет, л..вандовый
5) в..дянистый, ф..рмальный (подход к делу), пок..ренный (утес)

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) в…помнить, чере…чур, не…деланный

2) поз…вчерашний, под…слать, с…переживать

3) меж…гровой, пред…юльский, дез…нтеграция

4) пр…клонить (колено), пр…следовать, пр…умный

5) вз…ерошенный, с…агитировать, в…юнок.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) цветоч..к, обид..лся
2) виш..нка, алюмини..вый
3) назнач..л, колом..нский
4) засветл.., нашёпт..вать
5) застр..вать, пальт..цо

Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ненавид…щий, обид…вший

2) леле…вший, се…вший

3) (они) колыш…тся, (куры) кудахч…т

4) (ветер) наве…т, (он) вытерп…т

5) (он) бре…т, (собака) ла…т

Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) (НЕ)РЕШЕННАЯ на уроке задача. 2) Далеко (НЕ)ЗАБАВНЫЙ случай. 3) Чудовище всесильное, стоглавое, хищное и (НЕ)НАВИСТНОЕ. 4) (НЕ)КРАСИВЫЕ, но правильные черты лица. 5) Она (темпера) дает широкие, совершенно ровные, (НЕ)ПРОЗРАЧНЫЕ, бархатистые поверхности.

Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов 1) Новый административный округ Москвы образован (ЗА)СЧЁТ территории, примыкавшей к границе столицы на (ЮГО)ЗАПАДЕ. 2) (НА)ВСТРЕЧУ мне по (ПРАВО)БЕРЕЖНОЙ равнине медленно шли старики. 3) Елена Николаевна (ПО)ПРЕЖНЕМУ страдала (ОТ)ТОГО, что сама не могла решить, должна ли она воспрепятствовать деятельности сына. 4) (В)ТЕЧЕНИЕ последних лет в корне изменился облик Москвы, и (ПО)ИНОМУ стал ощущаться ритм городской жизни. 5) Звукопись (ЗА)ЧАСТУЮ используется в поэзии, для того ЧТО(БЫ) подчеркнуть музыкальность стиха.

Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н. Илье были видны только его лата(1)ый рукав, дли(2)ый нос и большой чуб, выбившийся на волю из густой нечёса(3)ой пута(4)ицы, покрывающей его светлую голову.

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Вечером я вышел из дома полюбоваться закатом и подышать свежим июньским воздухом. 2) Причастие сочетает в себе признаки как глагола так и прилагательного. 3) За шоколадным батончиком ты можешь пойти и в супермаркет и в гипермаркет и в простой ларек. 4) Хорошего лидера от плохого отличают выдержка и пунктуальность честность и отзывчивость. 5) Качественная работа всегда требует ответственности и строгого соблюдения регламента.

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Первыми шагами Никона на пути литургической реформы (1) сделанными сразу после вступления в июле 1652 года на патриаршество (2) было изучение документов об учреждении патриаршества в Москве и сравнение текста Символа Веры в редакции (3) печатных московских богослужебных (4) книг с текстом Символа (5) начертанного на саккосе митрополита Фотия.

Задание 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы (1) Мой друг (2) отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ (3) верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут (4) наши имена!

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На рассмотрении экспонатов Всемирной выставки были также различные экстравагантные идеи (1) среди (2) которых гигантская гильотина (3) что должна (4) была напоминать о Великой французской революции.

Задание 20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Такси остановилось (1) и (2) когда мы из него вышли (3) то поняли (4) что забыли там сумку.

Задание 21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Белуга – самая большая пресноводная рыба. (2)Она входит в семейство осетровых и занесена в Красную книгу. (3)В различных водоёмах: в реках, Каспийском, Чёрном и Азовском морях – белугу можно встретить в определенное время года или конкретный период её жизненного цикла. (4)Длина ее обычно достигает четырёх метров, а вес - полутора тонн, хотя описана белуга девятиметровой длины и весом 2 тонны. (5)В настоящий момент осталось не так уж много особей этого вида. (6)Причина банальна - белуги нередко скрещиваются с близкородственными осетровыми (стерлядью и проч.). (7)Однако главная опасность – человек. (8)Из-за нежнейшего мяса и восхитительной на вкус икры белуги часто становятся добычей браконьеров. (9)Килограмм белужьей икры – добыча жадных и безответственных людей - стоил на чёрном рынке десять лет назад семь тысяч евро.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Работный дом, а иными словами, приют для бедняков не самое лучшее место для рождения. (2)Куда как приятнее начать свои жизненный путь в поместье богатого аристократа и быть окружённым заботливыми бабушками, тётками и няньками. (3)Но даже если тебе всё-таки довелось появиться на свет в работном доме, ты можешь кое-что сделать. (4)Ты можешь кричать во весь голос, чтобы старая сиделка поняла, что ты родился живым. (5)Именно так и поступил младенец Оливер Твист: он закричал, и это последнее, что услышала бедная его мать, перед тем как отправиться на тот свет. (6)Она же оказалась единственным человеком, знавшим, кто его отец, поэтому неудивительно, что сразу после рождения Оливер Твист стал круглым сиротой.

(7)Следующие несколько недель своей жизни он провёл там же, где и родился, пока умные и сострадательные джентльмены в дорогих костюмах решали, что с ним делать. (8)Попытались найти ему приёмную мать, но в приюте для бедняков не нашлось женщины, готовой взвалить на свои плечи ещё и Оливера. (9)Поэтому было решено отправить его на «ферму» — в отделение работного дома, где жили маленькие сироты под присмотром некой миссис Манн. (10)Эта пожилая леди получала еженедельно семь с половиной пенсов на содержание каждого ребёнка, и такая сумма казалась достаточной для того, чтобы малыши наедались досыта и даже немножко страдали от переедания. (11)Но миссис Манн была мудрой женщиной, поэтому быстро поняла, что нет ничего плохого в том, чтобы оставлять себе большую часть из этих семи пенсов и что худой ребёнок гораздо здоровее пухлого. (12)Поэтому мальчики на ферме были все как на подбор слабые и тоненькие, и по правде сказать, ещё более тоненькими они могли бы стать, только питаясь воздухом.

(13)Как-то днём один из молодых людей, тот, что был покрупнее и постарше всех, мрачно заметил: — Если сегодня вечером мне не дадут добавки, то ночью я съем когонибудь из вас.

(14)И такими голодными и дикими были в тот момент его глаза, что приятели, так же измученные голодом, сразу ему поверили. (15)Решили бросить жребий, чтобы узнать, кто пойдёт просить добавки, и жребий пал на Оливера. 100ballnik.com Источник заданий:

(16)Настал вечер, каша была разлита по мискам, которые мгновенно опустели, и для Оливера настало время выполнять выпавшее на его долю поручение. (17)Он сомневался и медлил, но мальчишки вокруг шикали и подталкивали его, тогда он взял свою мисочку, подошёл к надзирателю и тихо сказал:

— Простите, сэр, я хочу ещё.

(18)Лицо надзирателя преобразилось так, будто рядом с ним ударила молния, хотя произошло только то, что маленький мальчик попросил добавки жидкой каши. — (19)Что ты сказал?! — взревел надзиратель.

— (20)Простите, сэр, я хочу ещё, — повторил Оливер чуть слышно, испуганно глядя на то, какой эффект произвели его слова.

(21)Надзиратель же схватил его за ухо и закричал не своим голосом: — Мистер Бамбл! Позовите мистера Бамбла! Этот негодяй попросил ещё каши! — воскликнул надзиратель, продолжая выкручивать ухо бедного Оливера.

(22)За это невероятное по своему размеру злодейство было решено заключить Оливера в тёмную комнату, где тот просидел целую неделю. (23)В дополнение к этому раз в два дня его приводили в обеденную залу и секли розгами — для устрашения всех обитателей приюта. (24)Затем его возвращали в тёмный карцер, и там он горько плакал ночи напролёт, не понимая, за что судьба так не любит его.

(25)У Оливера было много времени, чтобы подумать о своей нелёгкой жизни. (26)И однажды он понял, что любые скитания лучше, чем жалкое существование в этом страшном месте, где его ждут только унижения и голод. (27)И тогда в одну из ночей он сломал защёлку на двери своей тюрьмы (а, нужно сказать, сделать это было лёгко, ведь мальчики были так слабы и запуганы, и никому и в голову не могло прийти, будто кто-то из них осмелится сбежать), быстро собрал в узелок нехитрую свою одежду и тихонько вышел на улицу.

(28)Там он вдохнул в себя свежего воздуха, осмотрелся по сторонам и побрёл в неизвестном направлении. (29)Он шёл, изнемогая от голода и холода, ночевал на улице под открытым небом. (30)Он шёл даже тогда, когда ноги его подкашивались, а ступни были совсем сбиты. (31)Через семь дней Оливер вошёл в небольшой городок, расположенный недалеко от Лондона, размышляя о том, что будь у него карета, ему понадобилось 100ballnik.com Источник заданий: бы всего несколько часов на расстояние, которое он преодолевал целую неделю. (32)Было раннее утро, ставни домов были ещё закрыты, и даже спросить дорогу было не у кого. (33)Оливер присел на ступеньки одной из небольших таверн и просидел так пару часов, съежившись от холода, но давая отдых своим сбитым ногам.

(По Ч. Диккенсу*) * Чарльз Диккенс (1812 –1870) – английский писатель, классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века.


Задание 22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста?Укажите номера ответов.

1) Оливер Твист без страха попросил добавки у надзирателя.

2) Миссис Манн считала, что худой ребёнок гораздо здоровее пухлого.

3) Оливер Твист стал сиротой из-за безответственности матери.

4) Сирота Оливер Твист сбежал из-за унижений и голода.

5) Миссис Манн была мудрой женщиной, потому что помогала сиротам.

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 7-9 представлено повествование. 2) Преобладающий тип текста—рассуждение. 3) Предложение 12 не содержит описание. 4) 29 предложение текста противопоставлено по смыслу предложению 30. 5) В предложении 12 содержится вывод из 11-го.

Задание 24. Из предложения 11 выпишите антонимы.

Ответ: худой пухлого

Задание 25. Среди предложений 4-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Фрагмент из романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист» подтверждает мысль о том, что судьба сирот очень сложна. Достигается это с помощью приёма (А) («Простите, сэр, я хочу ещё» в предложениях 17 и 20), который придаёт экспрессивности. (Б) («слабые и тоненькие» в предложении 12) помогают представить читателю героев такими, какими задумывал их автор. Литературный приём (В) («судьба так не любит его» в предложении 24) и художественный троп (Г) («только питаясь воздухом» в предложении 12) демонстрирует тяжесть жизни мальчика.

Список терминов:

1)синтаксический повтор 2) гипербола 3) лексический повтор 4) диалектизм 5) профессиональная лексика 6) эпитеты 7) парцелляция 8) цитирование 9) олицетворение

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

  1. 1

Но/однако

34

1245

124

благодарственные

вариативные

китаянка

54367

135

14

25

235

345

25

134

24

125

123

13

134

17

135

15

худойпухлого

67

3692

Примерный круг проблем:

1. Проблема жестокого обращения с детьми

2. Проблема алчности 3. Что рождает смелость в человеке?