СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Варианты контрольных заданий для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов 4 курса специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты контрольных заданий  для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов 4 курса специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Варианты контрольных заданий для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов 4 курса специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2022

Лист 22/22


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж»

(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

______________/Николаенко Т. М.

от «___»______________20__ г.





Варианты контрольных заданий

для проведения промежуточной аттестации

по дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для студентов 4 курса

специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)



РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии филологических и социально-экономических дисциплин

Протокол № __ от ______ 20__ г.

Председатель

______________/ Зырянкина О.Н./


ОДОБРЕНО

Методист ПЦК

_______________/ Горелов В.С./



СОСТАВИТЕЛЬ(И)

Преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК» ___________/Гришин А.C.

___________/Семисинова С.Л.



















ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»


Экзамен


ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга


Перечень вариантов заданий


Подпись экзаменатора___________/Гришин А.C.

___________/Семисинова С.Л.


Теоретические вопросы

  1. Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство.

  2. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства.

  3. Основные подходы к менеджменту. Подход на основе школ: школа научного управления, школа административного управления, школа поведенческих наук, школа количественных методов.

  4. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход.

  5. Организация как объект менеджмента. Признаки организации.

  6. Законы организации. Понятие «окружающая среда организации».

  7. Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации.

  8. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации.

  9. Понятие и типы организационных структур. Механистические и органические структуры, их особенности.

  10. Понятие цикл менеджмента. Понятие функция менеджмента.

  11. Характеристика функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

  12. Характеристика основных принципов и методов управления. Взаимосвязь функций управленческого цикла.

  13. Управленческое решение: понятие, черты, виды. Процесс и методы принятия решений. Стадии принятия управленческого решения.

  14. Информация и коммуникации в менеджменте. Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

  15. Виды коммуникаций. Значение организационных коммуникаций в функционировании организации, формы и методы организационных коммуникаций.

  16. Правила проведения деловых совещаний. Правила ведения переговоров, организация переговоров. Правило общения по телефону.

  17. Структура деловой беседы. Этика и управленческие решения.

  18. Власть и каналы власти в организации. Понятие лидерства, менеджер и лидер: сходство и различие. Модель эффективного менеджера.

  19. Виды карьерных стратегий. Этапы профессиональной деятельности.

  20. Начальный этап работы и карьерный рост.

  21. Планирование, привлечение и отбор персонала. Адаптация персонала: определение и основные виды.

  22. Обучение сотрудников и оценка его эффективности. Оценка и аттестация персонала.

  23. Понятие конфликт, структура и типология конфликта. Причины конфликтов. Методы и стратегии управления конфликтной ситуацией.

  24. Краткая теория кризисов и изменений антикризисного управления. Технология антикризисного управления.

  25. Сущность эффективности менеджмента. Подходы к оценке эффективности управления.

  26. История возникновения и основные этапы развития маркетинга. Понятие о маркетинге.

  27. Стратегия и план маркетинга.

  28. Покупательское поведение потребителей.

  29. Поведение покупателей от имени предприятий

  30. Основные концепции рыночных отношений. Маркетинговая деятельность организаций.

  31. Анализ маркетинговой среды фирмы.

  32. Стратегия и тактика ценообразования. Методы сбора информации.

  33. Цели и задачи маркетинга. Количественные цели маркетинга.

  34. Качественные цели маркетинга.

  35. Виды маркетинга.

  36. Аналитическая функция. Управленческая функция.

  37. Производственная функция. Распределительно-сбытовая функция.

  38. Составные элементы рынка и их взаимосвязи.

  39. Сегментирование рынка. Методы изучения рынка.

  40. Определение круга потребителей товара. Определение емкости рынка.

  41. Классификация рынков. Рынок покупателя.

  42. Выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке.

  43. Классификация потребностей по объекту и по субъекту. Классификация по уровню абстрактности, по отношению к производству, по актуальности

  44. Цели, задачи и направления формирования цен. Цели, задачи, основные направления сбытовой политики.

  45. Определение товарного ассортимента и номенклатуры. Характеристика товарной марки, оценка товара.

  46. Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товара. Процесс ценообразования. Политика ценообразования.

  47. Цели и виды рекламной деятельности. Направления рекламной деятельности.

  48. Внутрифирменная реклама. Наружная реклама. Печатная реклама.

  49. Разработка фирменного знака.

  50. Разработка рекламы на товар или услугу.

  51. Основные понятия экономики.

  52. Характеристика экономических систем и их типов.

  53. Рынок. Спрос и предложение.

  54. Законы спроса и предложений. Рыночное равновесие.

  55. Виды денежного обращения.

  56. Понятие предпринимательства.

  57. Виды современных денежных средств.

  58. Организационно-правовые формы предприятий в России.

  59. Заработная плата.

  60. Уровень жизни и прожиточный минимум.

  61. Формы оплаты труда.

  62. Расчет оплаты труда.

  63. Общие экономические законы и их проявление на микроуровне.

  64. Макроэкономика: показатели и экономический рост, макроэкономическое регулирование.

  65. Микроэкономика, макроэкономика: понятие, функции, сущность.

  66. Экономические системы Российской Федерации: характеристика.

  67. Организационно-правовые формы предприятий в России.

  68. Производственная и организационная структура предприятия.

  69. Формы организации общественного производства, производственный цикл и типы производства.

  70. Инфраструктура предприятия: понятие, функции, сущность.

  71. Понятие основных фондов, его сущность и значение.

  72. Показатели эффективности использования основных фондов.

  73. Нормы амортизации, амортизационные группы, методы амортизации.

  74. Оборотные средства: понятие, состав, структура.

  75. Деньги и денежное обращение.


Практические задания

Задание 1. Провизор-технолог отдела безрецептурного отпуска аптеки Сидорова оценивает свой вклад в работу аптеки как 1,5млн. руб. товарооборота в месяц и получает 20 тыс. руб. в виде заработной платы. Ее коллега Иванова тоже получает 20 тыс. руб., однако приносит аптеке 1 млн. руб. Сидорова считает, что ее усилия недооцениваются руководителем аптеки.

Примите управленческое решение для корректировки данной ситуации. Измените мотивационную структуру сотрудников в этой ситуации.

Какие дополнительные сведения необходимы для руководителя аптеки, чтобы принять управленческое решение в данной ситуации (форма собственности, порядок распределения прибыли, формы оплаты труда).

Задание 2. Рассчитайте производительность труда и индекс производительности труда. Проанализируйте влияние производительности труда на объем реализации.

Объем реализации, руб. 2007 г. - 1 800 000;

2008г. - 2 400 000.

Численность фарм. работников 2007г. - 25;

2008г. - 20.

Задание 3. Директор аптеки уходит в отпуск с 01 июля на 28 календарных дней. Расчетный период (12 месяцев, предшествующих уходу в отпуск) отработан полностью. Заработная плата за предшествующие отпуску 12 месяцев составила: июль – 30000 руб., август – 29800 руб., сентябрь – 28000 руб., октябрь – 31500 руб., ноябрь – 31800 руб., декабрь – 31500 руб., январь – 32800 руб., февраль – 33000 руб., март – 32000 руб., апрель – 32400 руб., май – 32400 руб., июнь – 32600 руб. Рассчитайте сумму оплаты ежегодного отпуска.

Задание 4. Решите предложенные ситуации по эффективному делегированию в фармацевтических организациях.

1. К Вам в аптеку на рядовую должность приходит очень квалифицированный сотрудник из аптеки со значительно более жестким менеджментом. Какие могут возникнуть препятствия к делегированию? Что можно сделать сразу же, чтобы снизить риск их появления?

2. На работу выходит новый сотрудник в отдел безрецептурного отпуска. Руководитель, с одной стороны, понимает, что сотрудник недостаточно опытен и обучен, чтобы при самостоятельном общении с посетителями добиться максимального успеха. С другой стороны, надо же когда-то начинать: если он не начнет самостоятельно работать, то никогда не приобретет реальные навыки и достаточную самостоятельность.

Предложите одно или несколько решений, которые позволили бы, с одной стороны снизить риски, связанные с посетителями и продажами, с другой – дали бы возможность проявить сотруднику свою самостоятельность.

3. Претензии со стороны посетителя: он настроен достаточно жестко и заявляет, что решать все вопросы будет только с руководителем. Определите, как должен поступить зав. аптекой, если в рецептурно-производственном отделе возник конфликт - посетительница попросила приготовить для нее пропись, состоящую из большого числа ингредиентов, которую ей составила ее знакомая, а провизор ей в этом отказал.

Максимально подробно опишите алгоритм действия руководителя в такой ситуации.

Задание 5. Оцените свои способности как руководителя, дав ответы «верно» и «неверно» на следующие утверждения. Прокомментируйте каждую ситуацию и свой ответ.

1. Всегда соблюдайте дистанцию, как с посетителями, так и с сотрудниками. Работа в аптеке – это не вечеринка.

2. У любой программы есть только одно решение. Если Вы его не знаете, посоветуйтесь с руководством. Другие варианты наверняка будут ошибочными.

3. Установите строгие нормы общения с коллективом. Старайтесь по мере возможности общаться через секретаря. Сотрудники должны понимать, что в своем кабинете вы работаете, а от вашей работы зависит процветание аптеки. Поэтому беспокоить вас по любому поводу просто не целесообразно.

4. Приняв решение, следует его отстаивать и ни в коем случае не сворачивать в сторону. Гибкость и маневры могут подорвать ваш авторитет.

5. Об организации нельзя судить только по результатам ее работы. Необходимо принимать во внимание качества сотрудников и сам процесс выполнения. Даже если результат отрицательный и аптека несет убытки, возможно, этот опыт был полезен для персонала.

6. Сотрудники должны помнить, что на работе не должно быть ничего личного. Личностями они станут, когда покинут рабочее место и вернутся в семью и к друзьям. Вы не психолог, а бизнесмен. Если вы будете подбирать индивидуальные ключики к людям, вы потеряете время. Ищите универсальную отмычку и ведите себя одинаково и ровно со всеми.

7. Особое внимание следует уделять только самым выгодным клиентам. Не тратьте время на пустяковые разговоры и пресекайте их.

Задание 6. Оцените свои способности как руководителя, дав ответы «верно» и «неверно» на следующие утверждения. Прокомментируйте каждую ситуацию и свой ответ.

1. Если все время поощрять за хорошую работу, сотрудники зазнаются. Нельзя их хвалить во время выполнения трудного задания, иначе они могут успокоиться и, почивая на лаврах, так и не закончить начатое.

2. Всегда соблюдайте дистанцию, как с посетителями, так и с сотрудниками. Работа в аптеке – это не вечеринка.

3. Не тратьте свои силы и время на постоянный контроль. Объясните всем задания и предупредите о мерах наказания в случае их невыполнения.

4. Вникайте во все мелочи и лично занимайтесь выполнением проекта. Станьте лучшим специалистом в каждом деле, которым вы руководите. Умейте заменить любого работника в аптеке, если он не вышел по болезни.

5. Храните в секрете свои перспективные планы. Это коммерческая тайна фирмы. Пока вы являетесь единственным хранителем корпоративной тайны о будущем, вы можете не бояться за свое место.

6. Установите строгие нормы общения с коллективом. Старайтесь по мере возможности общаться через секретаря. Сотрудники должны понимать, что в своем кабинете вы работаете, а от вашей работы зависит процветание аптеки. Поэтому беспокоить вас по любому поводу просто не целесообразно.

7. Не забывайте о том, что коллектив должен чувствовать вашу заботу о нем. Но это должно быть не разговоры, а вполне конкретные дела. Занимайтесь личными проблемами каждого сотрудника.

Задание 7. Таблеткина С.И. – руководитель аптеки «Фарма». Аптека расположена недалеко от торгового центра, напротив университета, рядом многоэтажные дома, большинство проживающих – люди старше 60 лет. Статус посетителей – от студентов и пенсионеров до среднего класса.

40% продаж – рецептурный отпуск. Конкуренты – «Семейная аптека», позиционирующая себя как аптека низких цен и 3 аптечных пункта с нешироким ассортиментом.

За последние годы возрос ассортимент ЛС и парафармацевтики, однако общий доход и прибыль аптеки уменьшилась.

Зав. аптекой понимает, что наступил момент планировать свою деятельность, расширяя сферу оказания услуг.

Сформулируйте одну цель, относящуюся к выживанию, одну цель – к получению прибыли и одну – относящуюся к будущему росту.

Приведите примеры дополнительных фармацевтических услуг, оказываемых аптеками в настоящее время.

Возможно ли оказание этих услуг в данном сегменте рынка? Оцените потенциальные успехи и неудачи в результате осуществления аптекой дополнительных услуг.

Может ли она в рамках имеющейся лицензии на фармацевтическую деятельность на платной основе предлагать покупателям измерить давление, определить сахар в крови с помощью глюкометра, определить вес и процентное содержание жира на специальных весах или на эти услуги необходимо оформить отдельную лицензию?

Задание 8. Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследова­ний попыталась усовершенствовать один из выпускаемых това­ров, а именно - пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в ре­зультате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаков­ке и в рекламе средств массовой информации повысит значи­тельно сбыт такого товара.

Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

Задание 9. Вы - менеджер из крупной компании по продаже автомоби­лей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались не­урядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приос­тановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из самых опытных и результативных про­давцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать вы­данную этому дилеру торговую привилегию и заменить его.

Как вы поступите? Почему?

Задание 10. Вы - главный менеджер известной фирмы, и изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта на боль­шую сумму продаж с одной компанией. В ходе переговоров уз­наете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всего передаст заказ именно вам.

Как поступите вы? Почему?

Задание 11. Вы - менеджер по маркетингу и хотите сделать выбороч­ный опрос потребителей об их реакциях на товар конкурента. Для этого вы должны провести опрос якобы от лица несуще­ствующего «Института маркетинга и конъюнктуры рынка».

Сделаете ли вы такой опрос? Почему?

Задание 12. Вы - менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шам­пунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увели­чится объем продаж.

Что вы предпримите? Почему?

Задание 13. Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочислен­ные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать новый кон­тракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?

Задание 14. Вы - менеджер на фирме, производящей программные про­дукты для ЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая(ый) недавно был(а) управляющей(им) на фирме-конкуренте. По какой-то причи­не он(а) был(а) уволен(а) и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или можете взять ее (его) на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что он(а) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.

Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?

Задание 15. Вы - менеджер по производству на фирме, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холо­дильниках нет, но которое окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперь можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фир­мы-конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достиг­нуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?

Задание 16. Вы - менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла моло­дая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претенден­тов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торго­вых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздо­садовать некоторых важных клиентов фирмы.

Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?

Задание 17. Вы - менеджер туристской фирмы. К вам пришла женщи­на, желающая отдохнуть в Греции. У вас же есть горящий тур на Мертвое море в Израиль. У женщины явные проблемы с давле­нием, одышка. Вы знаете, что гипертоникам на Мертвом море ехать противопоказано.

Как вы поступите?

Задание 18. Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения:

  1. Вырабатывайте у себя положительное отношение к своим ближним.

  2. Относитесь к окружающим с интересом.

  3. Внимательно слушайте собеседника.

  4. Пытайтесь поставить себя на место другого.

  5. Всегда будьте готовы оказать другому помощь.

  6. Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами.

  7. Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени.

  8. Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружа­ющим.

  9. Будьте в общении непринужденны и естественны.

  10. По возможности настраивайтесь на радостный и оптими­стический лад.

  11. Будьте энергичны и уверены.

  12. Выражайте свои мысли точно и внятно.

  13. В беседе с окружающими чаще употребляйте местоиме­ния «ты» и «вы», а не «я» и «мы».

  14. Критические замечания высказывайте сдержанно и добро­желательно.

  15. Постоянно повышайте свой образовательный уровень.

Вопросы

  1. Что из предложенного вы уже применяете и что намерены использовать в ближайшее время?

  2. Какие еще соображения в формировании личного «имид­жа» представляются вам важными?

Задание 19. Несмотря на большой потенциал российского рынка, иностран­ные предприниматели очень осторожны в том, что касается разви­тия бизнеса в нашей стране. Среди многих недостатков, характер­ных для российского рынка, отмечается либо полное отсутствие, либо невысокая квалификация российских менеджеров.

Пребывание же западных менеджеров (профессионалов орга­низации и управления) обходится иностранным компаниям, ра­ботающим в России, очень дорого. Кроме того, присутствие ино­странных специалистов в совместных предприятиях часто ведет к конфликтным ситуациям между ними и российским персона­лом, считающим что у первых несопоставимо более высокий уровень оплаты труда.

На этом фоне необычно выглядят результаты анализа деятель­ности нескольких десятков совместных предприятий в России, выполненного сотрудниками Гарвардской школы бизнеса в США. Кратко суть их выводов сводится к следующему:

Достоинства:

- в современной России мно­го талантливых и опытных ме­неджеров;

- в России имеются широкие возможности для предпринима­тельства;

- российские менеджеры при­дают вопросам качества про­дукции такое же значение, как и на Западе;

-трудности, с которыми стал­киваются российские менедже­ры (нестабильность, инфляция и т. д.), можно обратить в пре­имущества.

Недостатки:

- российские менеджеры не­правильно понимают связь между властью и ответственно­стью (стремятся к большой власти при малой ответствен­ности);

- объективные трудности в работе рассийских менедже­ров: постоянное изменение зако­нодательной базы; сложности обеспечение предприятий ресурсами.

Вопросы

Согласны ли вы с оценкой состояния российского менедж­мента, которую дали американские специалисты?

Как динамично, по вашему мнению, меняются объектив­ные условия для работы российских менеджеров?

Кто в настоящее время предпочтительнее на должности руководителя российского промышленного предприятия, круп­ной оптовой фирмы, банка: опытный, иностранный или россий­ский менеджер? Объясните свой выбор.

Задание 20. Классика менеджмента содержит примеры емких выраже­ний, кратко характеризующих суть менеджмента и его значе­ние для бизнеса. Это, по существу, принципы эффективного менеджмента. Вот некоторые примеры принципов деятельности американс­ких фирм «Дженерал Моторс» и «IВМ».

- «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках».

- «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться».

- «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и предан­ностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с приведенными выше высказываниями?

2. Постарайтесь сформулировать собственную оригинальную интерпретацию аналогичного выражения с учетом российской практики менеджмента.

Задание 21. Среди способов принятия управленческих решений выделяется «Принцип Парето». Суть принципа, сформулированного италь­янским экономистом Вильфредо Парето, заключается в том, что внутри данной какой-либо группы или множества групп отдель­ные малые ее части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их удельному весу в группе. Например:

20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли;

80% клиентов (товаров) приносят 20% оборота или при­были;

20% ошибок обусловливают 80% потерь;

80% ошибок обусловливают 20% потерь;

20% исходных продуктов определяют 80% стоимости гото­вого изделия;

80% исходных продуктов определяют 20% стоимости гото­вого изделия.

Поэтому в связи с принципом Парето отмечают соответствие «80 : 20».

В процессе работы менеджера за первые 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, остальные 80% затрачен­ного времени приносят лишь 20% общего итога. Следовательно, менеджеру не целесообразно браться сначала за самые легкие дела. Необходимо приступать к решению вопросов, сообразуясь с их значением.

Вопрос

Какие еще выводы для практической работы российского менеджера можно сделать, используя принцип Парето? Обоснуйте свои предложения.

Задание 22. Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе до­стигается за счет объединения усилий группы людей или кол­лективов при решении проблем. Если такая кооперация обес­печивает эффект мультипликации, то возникают дополнитель­ные выгоды, которые невозможно получить поодиночке. Для этого необходимо выполнять определенные требования по воп­росам кооперации:

  1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам.

  2. Партнерам по возможности должны быть знакомы задачи друг друга.

  3. При работе должны царить хорошее взаимопонимание и свободный обмен информацией.

  4. Никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо быть готовым пойти на компромисс и изменить свое реше­ние в пользу другого, обещающего успех для всех.

  5. Необходимы правила игры, которых все должны придержи­ваться.

  6. Сильные стороны партнеров важнее для совместного дела, чем их слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые - нейтрализовать.

  7. Вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно было сразу же передать ее всем тем, кого от непосред­ственно касается.

  8. Мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выго­ды за счет других участников.

  9. Каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и соблюдение сроков.

  10. В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к данной работе.

  11. Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы (бюджет, предписания, сроки и т. п.).

  12. Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и соответственно обоснованы.

Вопросы

  1. Со всеми ли требованиями, обозначенными выше, вы согласны? Если с чем-то не согласны - аргументируйте.

  2. Какие еще требования, предпосылки необходимы, чтобы конечный результат совместного труда был бы максимальным?

  3. Какую менеджер должен провести организационную под­готовку для совместной работы сотрудников, чтобы гарантиро­вать успех?

Задание 23. В 1932г. была основана японская кампания «Мацусита Элек­трик Индастриал Ко, Лтд», являющаяся одним из мировых лиде­ров в производстве электротехники и электроники. В России, как и в других странах, известны торговые марки этой компании: «Технике» и «Панасоник».

Основатель компании Комоскэ Мацусита сформулировал 7 основных положений менеджмента:

  1. не хитря, будь честным;

  2. будь хозяином на своем месте;

  3. не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои знания;

  4. относись с уважением и вниманием к окружающим;

  5. все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к зако­нам его развития;

  6. с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь - мы все берем у общества в долг;

  7. не уставай задавать себе вопрос: «На кого я работаю»? Ответ - только один – «На общество».

Вопросы

  1. В чем заключается социальная направленность менедж­мента?

  2. Каким образом можно разумно совмещать в менеджменте частное и общественное начало?

Попытайтесь продолжить формулировку основных положе­ний менеджмента Комоскэ Мацусита, доведя их число до десяти.

Задание 24. В российской экономической литературе излагается мнение о том, что имеется пять базовых направлений в работе менед­жера какой бы областью он ни занимался. Их результатом яв­ляется интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособно­сти и развития организации.

Во-первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет кон­кретные задачи и пути их решения для достижения целей.

Во-вторых, менеджер организует фирму как систему на их выполнение. Он анализирует виды деятельности, решения, не­обходимые для достижения целей. Затем выявляет проблемы, ставит задачи, группирует проблемы и задачи и поручает конк­ретным сотрудникам их выполнение.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию труда и ком­муникации внутри фирмы. Он составляет команду из людей, ответственных за определенные работы, делая это с помощью различных приемов, путем кадровых решений (об оплате труда, назначениях, повышениях и др.), а также множества решений, повышающих качество труда и жизни сотрудников. При этом осуществляются постоянные связи менеджера с подчиненными, начальниками, коллегами.

В-четвертых, менеджер создает систему контроля. Он определя­ет единицы измерения, фиксируя показатели, сориентированные на работу всей организации и в то же время на работу конкретного сотрудника. Он анализирует и оценивает достигнутые результаты, сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

В-пятых, менеджер способствует росту деловой карьеры лю­дей, обеспечивая условия, способствующие продвижению по «служебной лестнице» членов организации.

Вопросы

  1. Все ли главные аспекты многообразной деятельности со­временного менеджера здесь учтены?

  2. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характе­ристика действий менеджера стала более полной?

  3. Какие направления в работе менеджера являются приори­тетными?

Задание 25. Менеджер, особенно высокого уровня, всегда должен иметь своего заместителя. От их совместной деятельности, взаимодей­ствия во многом зависит успех дела. Ниже приводятся основные заповеди, которыми следует руководствоваться в рамках дело­вых отношений руководителя и его заместителя.

Заповеди для руководителя:

  1. Обязательное полное информирование заместителя о состо­янии дел.

  2. Лояльность по отношению к заместителю. Руководитель должен не просто поддерживать своего заместителя, но и отстаивать его интересы.

  3. Оказание заместителю всякого содействия: он должен иметь доступ к информации, ценному опыту.

Заповеди для заместителя:

  1. Действовать в духе отсутствующего руководителя. Не следует видеть в заместительстве шанс для проведения собственной политики.

  2. Лояльность по отношению к отсутствующему руководителю. Ни по отношению к руководителю своего «шефа», ни по отношению к подчиненным заместителю не следует проводить собственной тактики.

  3. Секретность. Необходимо хранить молчание обо всех происшествиях в подразделении. Конечно, заместитель не обязан скрывать ставшие ему известными факты, связанные с уголовными преступлениями.

  4. Честность и благородство. Заместитель не должен использовать полученную им во время заместительства информацию ради собственной карьеры.

  5. Ориентация на окончание сроков заместительства. Заместитель должен зафиксировать в рабочем дневнике (других ана­логичных документах) все существенные дела и полностью ин­формировать о них руководителя по его возвращении, чтобы тот мог без промедления приступить к работе.

Вопросы

  1. Со всеми ли заповедями вы согласны?

  2. Что еще по вашему мнению, нужно добавить к ним ради пользы дела?

  3. От каких заповедей, на ваш взгляд, можно или нужно отка­заться и почему?