ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ ДОНА»
ДЛЯ 8-ОГО КЛАССА
Пояснительная записка.
Цель: Развитие связной устной и письменной речи детей с ОВЗ, их образного мышления, фантазии; формирование орфографической зоркости при написании изложений и сочинений; знакомство с литературой писателей Дона; использование текста для нравственного воспитания.
Задачи: 1. Учить последовательно, полно, логично, правильно излагать свои мысли, пересказывать текст, оформлять деловые бумаги.
2. Расширять кругозор, словарный запас обучающихся.
3. Отрабатывать навыки работы над текстом (определение темы, главной мысли, частей текста), учить составлению плана сочинения и изложения.
4. Осуществлять коррекцию мыслительной деятельности обучающихся, адаптируя их к предстоящей жизни в социуме.
5. Воспитывать детей в соответствии с этическими, нравственными нормами поведения в обществе; осуществлять эстетическое воспитание личности.
Коррекционные возможности предмета. Программа усиливает возможности базовой программы по русскому языку для обучающихся 8-го класса. Умение школьников с ОВЗ даже в старших классах излагать свои мысли в устной, а тем более в письменной форме ограничено вследствие малого словарного запаса, неумения излагать текст логично, последовательно, полно. Программа дает возможности обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному высказыванию, оформлению деловых бумаг. Предусматривается формирование навыков четкого, логичного, правильного и достаточно краткого изложения своих мыслей при составлении делового письма. Знакомство с литературными текстами писателей Дона дает возможность полнее использовать региональный компонент, формировать у детей представление о культуре родного края, воспитывать у них патриотические чувства. При этом дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Принцип коррекционной направленности является ведущим. Формируются практически значимые умения и навыки.
Нормативно-правовая база:
Типовое положение о специальной/коррекционной/ школе;
Региональный учебный план Ростовской области;
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида по грамматике, правописанию и развитию речи под ред. В. Л. Воронковой;
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.
Программа предполагает использование разноуровнего подхода к учебным возможностям обучающихся с целью повышения учебной мотивации, учтены реалии сегодняшнего дня.
Базисный учебный план по программе 1 час в неделю, 34часа в год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Комплект учебных пособий для обучающихся:
Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык» 8 класс, Москва, «Просвещение», 2005 г.
«Литература Дона» (Хрестоматия для чтения в 5-9 классах), Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.
Печатные пособия/таблицы, репродукции картин, иллюстрации/.
Технические средства обучения/средства ИКТ/.
Экранно-звуковые пособия.
Учебно-практическое оборудование.
Раздаточный дидактический материал.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Обучающиеся должны уметь: |
|
1. | Деловое письмо. Написание объяснительной записки. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 15, 16) | Написать объяснительную записку кратко, логично. |
2. | Работа с деформированными предложениями (простым, сложным) | 1 ч. | | В.Д. Седегов «Родной край в произведениях А.П. Чехова» | Восстановить логические связи в предложении. |
3. | Изложение по опорным словосочетаниям | 1 ч. | | П.В. Лебеденко «Сказки Тихиго Дона» | Логично, связно пересказать текст, опираясь на словосочетания. |
4. | Деловое письмо. Написание автобиографии. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 63) | Написать автобиографию точно, последовательно. |
5. | Сочинение-повествование на основе имеющихся знаний «Моя семья» | 1 ч. | | | Последовательно, логично рассказать о своей семье, об её истории. |
6. | Составление предложений на тему «Старочеркасский музей-заповедник» с использованием собственных существительных | 1 ч. | | В.А. Андриасов «Памятники Дона» | Дополнять, распространять, составлять предложения на заданную тему. |
7. | Изложение по плану с оценкой описываемых событий. | 1 ч. | | А.И. Солженицын «Костер и муравьи» | Последовательно изложить текст, дать оценку пересказанному событию. |
8. | Сочинение-описание на основе личных наблюдений «Мой родной город / Мой поселок» | 1 ч. | | | По предложенному плану сделать описание логично, последовательно. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Обучающиеся должны уметь: |
|
1. | Работа с деформированным текстом. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 123, 138) В.А. Закруткин «Подсолнух» | Восстановить логические связи в тексте. |
2. | Изложение по опорным словосочетаниям (прилагательное + существительное) | 1 ч. | | А.Н. Скрипов «С вольного Дона выдачи нет» | Логично, последовательно изложить текст. |
3. | Сочинение «Поход князя Игоря» по плану и опорным словосочетаниям (с использованием картины Н.К. Рериха) | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 149) | При работе над сочинением использовать повествование, описание, высказать свои суждения. |
4. | Отзыв о прочитанной книге. | 1 ч. | | По выбору обучающихся произведения, прочитанные в рамках внеклассного чтения | Высказать свои суждения, умозаключения, оценить поступки героев. |
5. | Деловое письмо. Написание заявления. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 124) | Написать заявление кратко, логично. |
6. | Изложение по составленному плану. | 1 ч. | | В.М. Дерябин «Лежебока» | Последовательно, полно пересказать текст. |
7. | Сочинение-описание «Зима» на основе личных наблюдений и имеющихся знаний. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 187) | Используя план, описать увиденное, высказать свое отношение. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Обучающиеся должны уметь: |
|
1. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 188) «Сказка донских армян «Меч Авлуна» | Восстановить логические связи в тексте. |
2. | Сочинение-повествование по картине и опорным словам (глаголам) | 1 ч. | | «Русский язык – иллюстрация по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» (у. 240) | Связно высказать свои мысли на предложенную тему. |
3. | Изложение по плану с оценкой описываемых событий. | 1 ч. | | П.В. Лебеденко «Петрусь – мальчонка русский» | Логично, последовательно изложить текст, дать оценку услышанному. |
4. | Составление предложений на тему «А.П. Чехов – наш земляк». | 1 ч. | | Л.П. Громов «Этюды о Чехове» | Дополнять, распространять, составлять предложение. |
5. | Сочинение-рассуждение «Мой день рождения» по опорным словам. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 230, 231) | Рассуждать на предложенную тему логично, последовательно. |
6. | Изложение по опорным словосочетаниям с элементами сочинения. | 1 ч. | | Г.С. Колесников «Сохраним горицвет» | Полно, последовательно изложить текст. |
7. | Деловое письмо. Написание заметки в стенгазету. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 274, 275) | Написать заметку на заданную тему. |
8. | Работа с деформированным предложением. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 280) В.П. Гнутов «Флейта» | Восстановить логические связи в предложении. |
9. | Деловое письмо. Написание анкеты. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 287) | Верно, точно заполнить анкету. |
10. | Изложение по плану | 1 ч. | | А.Н. Скрипов «Степан и его друзья» | Логично, последовательно, точно пересказать текст. |
11. | Сочинение-рассуждение о родной земле по данному началу. | 1 ч. | | В.С. Моложавенко «Живая вода» | Высказать свое отношение, рассуждать на предложенную тему логично, последовательно |
| | | | | |
|
1. | Сочинение-рассуждение «Будь природе другом» | 1 ч. | | Г.С. Гасенко «Друзья познаются в беде» | Рассуждать на предложенную тему, высказать свое мнение. |
2. | Деловое письмо. Написание письма. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 320) | Логично, последовательно написать письмо. |
3. | Изложение по опорным словосочетаниям с элементами сочинения. | 1 ч. | | В.С. Моложавенко «Про сестер и братьев Дона Ивановича» | Логично изложить текст, дополнить его рассуждением. |
4. | Работа с деформированным текстом. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 350) Ю.А. Жданов «Подсолнух» | Восстановить логические связи в тексте. |
5. | Деловое письмо. Написание объявления. | 1 ч. | | «Русский язык» (у. 360, 361) | Кратко, логично написать объявление. |
6. | Изложение по составленному плану. | 1 ч. | | В.П. Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка» | Последовательно, логично изложить текст. |
7. | Сочинение-описание «Весна-красна» на основе личных наблюдений» | 1 ч. | | | Используя план, описать увиденное, высказать свое отношение. |