Г ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Вариативная программа
психолого-педагогической практики
Практика по внеучебной воспитательной работе
для специальности:
050146 – Преподавание в начальных классах
2013г.
Одобрена предметной (цикловой) комиссией педагогики и психологии Протокол № от 15.03.2013 Председатель ПЦК Крючкова И.А. | Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности: 050146 «Преподавание в начальных классах» |
Заместитель директора по учебной работе Хамулина Е.И. Составители: Бойко И.В., Кожанова О.В. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по психолого-педагогической практике (практика по внеучебной воспитательной работе).
Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Психолого-педагогическая практика является адаптивным этапом в подготовке будущих специалистов. Данный вид практики позволяет сформировать общее представление о педагогической деятельности учителя начальных классов. При прохождении психолого-педагогической практики студенты имеют возможность подготовиться к будущей внеучебной воспитательной работе.
Цель практики: определение целей и задач внеурочной деятельности и общения. Закрепление полученных знаний и развитие педагогического мышления студентов.
Содержание педагогической практики
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
составление индивидуального плана выполнения заданий педагогической практики;
изучение содержания и методов воспитательной работы учителя начальных классов;
изучение работы классного руководителя по организации воспитательного процесса;
ознакомление с содержанием и структурой школьной документации;
ознакомление с методами воспитания;
проведение педагогического наблюдения и результатов внеурочной деятельности;
научиться определять цели, задачи, планировать и проводить внеклассную работу;
научиться проводить диагностические исследования с целью изучения классного коллектива.
Общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
№ п/ п | Содержание практики | Психолого-педагогические задания | Учитель / Преподаватель | Кол- во часов | Коды |
1 | Определение целей и задач планирования внеклассной работы | Разработка целей и задач. Составление плана воспитательной работы на 2 недели на основе образовательного стандарта | преподаватель | 6 | ОК 3 ПК 3.2 |
2 | Изучение воспитанности личности школьников | Технология диагностического анализа воспитанности школьников. Определение качеств личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха | преподаватель | 6 | ОК 2 ОК 4 ПК 1.3 М.К. 3.1 |
3 | Изучение состояния воспитательной работы глазами учащихся школы | Анализ воспитательной работы глазами учащихся школы. Изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе | преподаватель учитель | 6 | ОК 2 ОК 4 |
4 | Знакомство с методикой проведения этических бесед | Изучение методики этических бесед по темам: об отношении к старшим; об отношении к труду; о справедливости; о дружбе; о доброте, отзывчивости и скромности | учитель преподаватель | 6 | ОК 5 ПК 2.7. |
5 | Знакомство с формами воспитательной работы, методикой проведения внеклассных мероприятий | Методика проведения познавательной игры «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился» | преподаватель | 6 | ОК 5 ОК 3 ПК 2.4 |
6 | Знакомство с формами воспитательной работы | Методика проведения викторин (сказочная викторина, Космическая викторина, Лесная викторина) | преподаватель учитель | 6 | ОК 5 ОК 3 ПК 2.4 |
7 | Знакомство с формами воспитательной работы | Методика проведения конкурсов: | преподаватель учитель | 6 | ОК 5 ОК 3 ПК 2.4 |
8 | Знакомство с формами воспитательной работы | Методика клубной формы работы: | преподаватель учитель | 6 | ОК 5 ОК 3 ПК 2.4 |
9 | Знакомство с формами воспитательной работы | Методика проведения соревнования («Веселые старты») | преподаватель учитель | 6 | ОК 5 ОК 3 ПК 2.4 |
10 | Знакомство с формами воспитательной работы | Организация праздников творчества концерт «Ромашка» защита профессий праздник сказок праздник частушек | преподаватель учитель | 6 | ОК 5 ПК 2.4 |
11 | Знакомство с формами воспитательной работы | Формы досугового общения «Огоньки» «День именинников» «Тренинг-общение» | преподаватель | 6 | ОК 5 ПК 2.4 |
12 | Зачет | 1. Диагностика воспитанности школьника 2. Диагностическая методика «Анализ воспитательной работы глазами учащихся» 3. Разработка 2 внеклассных мероприятий | преподаватель | 6 | |
13 | Изучение воспитанности личности школьника | Технология диагностического анализа воспитанности школьников. Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика | преподаватель | 6 | ОК 2 ОК 4 ПК 1.3 |
14 | Знакомство с формами воспитательной работы | Организация и проведение тематического дня в классе День игры и игрушки День творчества День фантазеров День легенд день казачества День цветов | преподаватель | 6 | ОК 5 |
15 16 17 18 | Знакомство с формами воспитательной работы | Методика проведения классного часа Анализ классного часа. Структурные компоненты классного часа | преподаватель | 24 | ОК 3 ПК 3.2 |
19 | Изучение профессиональных качеств классного руководителя | Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов. Методика «Наш руководитель». Изучение стиля педагогического руководства классного руководителя на основе мнения учащихся. Выявление следующих факторов педагогического руководства: умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания; способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личному неформальному общению с учениками; характер методов воздействия (гуманный, демократический или авторитарный) | учитель, руководитель практики | 6 | ПК 3.1 ОК 1 |
20 | Знакомство с воспитанием культуры поведения | Изучить причины невыполнения младшими школьниками правил культуры поведения | учитель | 6 | ОК 3 |
21 | Знакомство с воспитательной работой с коллективом | Изучить общественные поручения в классном сообществе, специфические особенности в работе учителя с классным сообществом | учитель | 6 | ПК 3.6 ОК 7 |
22 | Диагностическое исследование системы взаимоотношений в классном коллективе | Диагностика и анализ взаимоотношений в классном коллективе. Методики: «Подарки» «Урок физкультуры» «Пьедестал» «Аукцион» | преподаватель | 6 | ПК 3.1 |
23 | Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками | Изучить методы и приемы воспитания | преподаватель | 6 | ОК 7 |
24 | Изучение состояния воспитательной работы глазами родителей учащихся школы | Анализ воспитательной работы глазами родителей учащихся школы. Определить активность участия детей и их родителей в общественной жизни школы, подготовке мероприятий | преподаватель | 6 | ПК 3.6 |
| Зачет | 1. Диагностическая методика воспитанности и воспитуемости конкретного ученика 2. Диагностическая методика взаимоотношений в классном коллективе 3. Диагностика воспитательной работы глазами родителей учащихся 4. Разработка 2 классных часов | | | |
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.
Анисимова С.В. Моральные ценности личности. М., 1994.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
Бердяев Н. Самопознание личности. М., 1990.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., 1996.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 2001.
Бондаревская Е.В. Воспитание как гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов Н/Д, 1995.
Волков Б.С. Психология подростка. Психология развития. М., 2001.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
Вульфов Б.С., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.
Голубев Н.К, Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994.
Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. М., 2002.
Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982.