Дошкольный центр
ГУ « Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского
Отдела образования Аулиекольского района
Вариативный компонент
Уроки декламации
Воспитатель: Пряхина Н.В.
2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка
Ребенок попадает в школу с шести-семи лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей.
В первую очередь, нужно больше общаться с детьми. Ведь речь развивается во время общения. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо.
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» — писал Н.С. Рождественский.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения в работе с детьми дошкольного возраста художественное слово. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.
Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы.
Именно поэтому детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие.
Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.
Актуальность:
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию.
Цель:
Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Задачи:
Развитие поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
Развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
Вариативный курс разработан для детей 6-7 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 30 минут.
Используемые методы:
-Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка.
-яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям.
-Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.
-Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи, чувствует красоту поэтической метафоры
-В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Новизна:
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Предполагаемый результат:
Содержание поэтических произведений для детей по своему характеру разнообразно. Наши дети имеют достаточное количество лирических и героических стихов, народных песенок, басен и т.д.
Стихотворная речь легко запоминается. При хорошем исполнении стихотворного произведения они чувствуют музыку поэтической речи, постепенно приучаются слышать гармонию русского слова.
Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, её ритмичность способствует воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию их музыкального слуха.
Любовь к поэзии следует воспитывать с самого раннего детства.
Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
образец выразительного чтения,
пример выразительного чтения ребенка,
оценка чтения,
подсказ нужной интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Структура занятий
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Перспективный план вариативного компонента «Уроки декламации»
№ | Тема | Кол-во орган. учебно. дея-ти | Дата |
1 | Почему люди сочиняют стихи. | 1 | |
2 | Заучивание стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке». | 1 | |
3 | Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина. | 1 | |
4 | Заучивание стихотворения Я. Акима «Посуда» | 1 | |
5 | Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеева | 1 | |
6 | Знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Под грибом» | 1 | |
7 | Заучивание стихотворения С.Я. Маршака "Мой веселый звонкий мяч" | 1 | |
8 | Заучивание стихотворения В. Берестова "Читалочка" | 1 | |
9 | Чтение рассказа Ю. Дмитриев «Снегирь». | 1 | |
10 | Чтение стихотворения И.П. Бунина «Первый снег». | 1 | |
11 | Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья» | 1 | |
12 | Чтение сказки «Вершки и корешки» | 1 | |
13 | Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Зима пришла» | 1 | |
14 | Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет" | 1 | |
15 | Чтение сказки В. Г. Сутеева «Елка» | 1 | |
16 | Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка» | 1 | |
17 | Заучивание стихотворения А. Дуйсембиева «Зимняя забота». | 1 | |
18 | Заучивание стихотворения С. Черный «На коньках». | 1 | |
19 | Заучивание стихотворения «На лыжах» А. Введенский. | 1 | |
20 | Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев | 1 | |
21 | Заучивание стихотворения о маме. | 1 | |
22 | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» | 1 | |
23 | Старые сказки на новый лад | 1 | |
24 | Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине" | 1 | |
25 | Заучивание стихотворения Е.Серова "Подснежник" | 1 | |
26 | Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» | 1 | |
27 | Заучивание русской народной заклички «Весна». | 1 | |
28 | Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Гуси-лебеди». | 1 | |
29 | Герои сказок | 1 | |
30 | Заучивание стихотворения О. Чусовитиной «Самый лучший» | 1 | |
31 | Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха». | 1 | |
32 | Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой | 1 | |
Литература:
«Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
«Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.
«Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.
«Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова