«Вариативный модуль программы воспитания, как отражение школьного уклада»
Выполнила: Зюзина Анастасия Анатольевна,
МБОУ школа № 9, г. Кулебаки,
2025 г
«Правовое просвещение в структуре гражданско-патриотического воспитания»
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Это целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.
В направлении правового просвещения в структуре гражданско-патриотического воспитания на первый план выходит формирование таких личностных качеств как:
Активная гражданская позиция, ученики дают отчет и несут ответственность за свою гражданскую позицию, за свой собственный морально-политический выбор, а так же отвечают за соблюдение принципов и правовых норм общества;
Уважение к историческому прошлому нашей страны через уроки истории, развитие в самосознание чувства патриотизма и любви к своей Родине, развиваться и работать во благо своего государства;
Воспитание таких качеств, как ответственность, гражданский долг, дисциплинированность во всех видах деятельности;
Формирование знаний правовых основ государственности, норм и законов, юридического права;
Ожидаемые результаты:
Ученики понимают значимость закона, своих правовых обязанностей;
Личная ответственность за личные поступки и убеждения;
Освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;
Готовность противостоять правонарушениям и противоправному поведению.
«Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку» (Н. В. Шелгунов)
Я согласна с высказыванием, ведь именно в детстве закладываются основы патриотизма, уважение к своей истории, формируется гражданская позиция.
Цель патриотического воспитания – формирование патриотического сознания, состоящее из трех постулатов: знание, отношение и деятельность.
Ученики должны знать историю и культуру своей страны. Исходя из этого, мы можем заметить, что у учеников формируется положительное отношение к фактам нашей богатой истории. После этого ы можем уже привлекать их к участию по развитию исторической культуры.
Разные взгляды, мнения, интересы – вполне ожидаемая реакция в наше время и мы должны быть к этому готовы. Ученикам необходимо анализировать разные стороны нашей жизни и уметь отставать свою точку зрения.
Правовые знания здесь должны выступать как основа поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи, которые мы перед собой ставим:
- Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
- Воспитание толерантности.
- Формирование положительного отношения к своей Родине, готовность в любой момент служить во благо своей страны.
- Изучение истории родного края.
- Формирование основ Здорового Образа Жизни.
- Поднятие престижа такой профессии, как военнослужащие.
- Формирование активной жизненной позиции, участие в общественно-политической жизни страны.
- Приобщить к работе по патриотическому воспитанию родителей, это способствует ускоренному решению данной проблемы.
- Познание и улучшение окружающего нас мира.
- Формирование правовой и гражданской ответственности и использование этих знаний в повседневной жизни.
В результате проведенной работы уровень гражданско-патриотического сознания молодежи повышается. В связи с ростом гражданского самосознания населения сокращается количество противоправных действий и преступлений. Растет уровень толерантности, что является важным фактором для стабильного развития современного мира.
Правовая игра «За нами - Будущее»
Цель: познакомиться с основами российского законодательства, выяснить основные правонарушения среди несовершеннолетних, выделить основные причины правонарушений, указать способы поведения в трудных и критических ситуациях.
Ход игры:
Класс делится на несколько команд (от 2 до 4)
Первый тур:
Каждая команда, при помощи жребия получает карточки с разными ситуациями, которые им необходимо проанализировать, оценить и высказать свое мнение, пути решения.
Например: 17 летний подросток решил устроиться на работу. С ним заключают трудовой договор, обговаривают рабочее время, дату выхода на работу. Может ли подросток трудоустроится в таком возрасте?
Команда отвечает: Да. Несовершеннолетний имеет право трудоустроиться. Ст. КЗОТ 173.
Второй тур:
Вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
Каждая команда приводит примеры, доводы и пути решения критической проблемы.
Третий тур: Игра «Суд идет». Каждая команда обыгрывает правовую ситуацию в суде. Командир от каждой команды - судья, а остальные участники делятся на : подозреваемого, свидетелей и сторон обвинения или защиты. (Ситуации даются на выбор: кража, избиение, осквернение памятника, государственная измена и т.д.)
Пример: Статья 158. Кража.
Кража, т.е. хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей, либо лишением свободы сроком до двух лет.
Государственный обвинитель. Всем встать, суд идет. Рассматривается уголовное дело Российской Федерации по статье 158. Кража.
Судья. Светлана Владимировна, расскажите, что произошло 31 декабря 2021 года?
Свидетель. В тот день я работала, когда увидела что произошло. В тот день было мало посетителей и ничего не предвещало беды. Машина, на которой приехал хозяин магазина, была украдена. Подсудимый долго кружился возле нее, а потом разбил стекло, открыл дверь машины и уехал.
Сторона обвинения. Подсудимый, вы признаете свою вину?
Подсудимый. Я ничего не делал и вообще, в тот день я был у сестры в больнице.
Государственный обвинитель. Ваша честь, в данном магазине имеется камера видеонаблюдения, мы изъяли данные видео и готовы продемонстрировать вам события того дня, прошу приобщить эту запись к делу.
Судья. Хорошо, давайте посмотрим запись. (просмотр)
Судья. Подсудимый, что вы теперь скажете, на этом видео камера зафиксировала вас? Признаете свою вину?
Подсудимый. Да, признаю.
Статья 166. Неправомерное завладение транспортным средством, без цели хищения, наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей…либо ограничением свободы сроком от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы сроком до 5 лет; статья 165. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана, совершенное в крупном размере.
Судья. Адвокат, у вас есть вопросы?
Адвокат. Да, подозреваемый, почему вы пошли на столь отчаянный шаг?
Подсудимый. В тот день я спешил в больницу к своей сестре, городской транспорт ходил с задержками, поэтому я решил взять первый встречный автомобиль.
Судья. Мы переходим к прениям сторон. Слово предоставляется государственному обвинителю.
Государственный обвинитель. Мы рассмотрели уголовное дело, вина подсудимого была полностью доказана, подсудимый признался в содеянном и раскаивается о совершенном поступке.
Судья. Подсудимый встаньте, вам предоставляется последнее слово.
Подсудимый. Ваша честь, я раскаиваюсь в совершенном преступлении. Обещаю, что больше так делать не буду.
Судья. Присядьте. Суд отправляется для вынесения приговора.
Ответственность по уголовному праву – юридическая ответственность, которая является правовым последствием совершения преступления, и заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.
Судья. Приговор. Суд, рассмотрев все обстоятельства данного дела, заслушав показания свидетелей, признать виновным подсудимого в совершении данного преступления краже и умышленном угоне транспортного средства и назначить наказание в виде лишения свободы путем частичного сложения, сроком на 3 года условно и возмещении морального вреда в размере 80 тысяч рублей. Подсудимый, вам понятен приговор?
Подсудимый. Да, ваша честь.
Четвертый тур:
Правовой турнир. Командам предлагаются вопросы по праву, на раздумывание дается 1 минута.
Что такое право, в чем его отличие от морали?
Основной закон государства?
Что такое преступление, проступок, хулиганство.
С какого возраста начинается уголовная ответственность?
Что такое алиби?
Что такое презумпция невиновности?
Данный аспект человеческой жизни важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки и повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Школьный возраст – наиболее удачный момент для развития социально значимых гражданско-правовых отношений у школьников.
Список литературы:
Высоцкий В.В. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию: 7 – 11 классы.
Чиркунова А. Е. , Сорокина И.Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. 2014 г.
Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи. / Педагогика. - 2010.