Ваш ребёнок идёт в школу
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Автор: Е.В.Пятница, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Вязьмы
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
МБОУ СОШ №3 реализует программы:
начального основного
среднего (полного)
общего образования
Формы получения образования:
очная
экстернат
индивидуальное обучение на дому
Адрес школы: г. Вязьма, ул. Докучаева, дом 2,
к.т. 6-14-93 (6-12-69)
Учителя будущих первоклассников
Курченкова Юлия
Алексеевна
(1А класс)
Стаж работы – 23 года
Категория – первая
УМК - Школа России
Пятница Елена Вячеславовна
(1Б класс)
Стаж работы – 28 лет
Категория – высшая
УМК - Гармония
Программа (УМК): «Школа России»
Авторы учебников:
Математика: М.Н. Моро
Русский язык: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Литературное чтение: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Окружающий мир: А.А. Плешаков
- УМК «Школа России» рассчитан на любого ребёнка, материал доступен детям и понятен родителям.
- Учебник математики позволяет в процессе обучения устанавливать связи между новым материалом и ранее изученными понятиями. Учебник по русскому языку развивает познавательную активность и самостоятельность самого учащегося. Главной целью обучения по естественным наукам является не только получение глубоких знаний, но и воспитания у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому.
Программа (УМК): «Гармония»
Авторы учебников:
Математика: Н.Б.Истомина
Русский язык: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьмина
Литературное чтение: О.В.Кубасова
Окружающий мир: О.Т.Поглазова
- УМК «Гармония» заключается в сочетании достоинств системы развивающего обучения и традиционной школы. В нём реализованы принципы, в которых есть равновесие между обучением и развитием.
- Каждый учебник - источник интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умений общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность выразить свои мысли и чувства. В основу программы по математике положена методическая концепция по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Языковое образование, грамотное письмо, развитие орфографической зоркости и речи - являются приоритетными направлениями при обучении русскому языку.
- Все образовательные системы созданы на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, направлены на освоение учебных знаний, умений и навыков, на всестороннее гармоничное развитие ребёнка.
- УМК целенаправленно формируют учебно-познавательную деятельность младших школьников, «умение учиться»; способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
«Познание и освоение мира»-
основная цель и результат образования
От того, как будет чувствовать себя ребёнок поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А.Сухомлинский
Критерии готовности ребёнка к школе
- физическая
- нравственная
- психологическая
- мыслительная
Физическая готовность
- В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
- Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Нравственная готовность
- умение строить отношения с учителем
- умение общаться со сверстниками
- вежливость, сдержанность, послушание
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки)
- Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.
- Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
- *умение регулировать свои действия и свое поведение, умение восприниматьучебную задачу, внимательно, не перебивая слушать старшего, не вмешиваться в разговор старших;
- *принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других;
- * Помощь от родителей должна быть в форме совета, а не в виде приказа, навязывания своего мнения.
Психологическая готовность
- это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний
- это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные)
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)
- это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания
Развитие школьно-значимых психологических функций
- развитие мелких мышц руки
(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами)
- пространственная организация, координация движений
(умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа)
- координация в системе глаз – рука
(ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
- развитие логического мышления
(способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам)
- развитие произвольного внимания
(способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут)
- развитие произвольной памяти
(способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/)
Мыслительная готовность
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
- Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что», «если, то», «поэтому».
- Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
- Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
- Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
- Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
- Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
- Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
- Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
- Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
- Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
Подготовка к чтению
- Желательно, чтобы 6-7 летний малыш знал все печатные буквы алфавита, некоторые дети могут себя уже попробовать в слитном чтении слогов, а некоторые - и целых текстов.
- Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
Подготовка к письму
- Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой . Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Помните, что дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Подготовка к грамматике
- Ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто?", "что?" и сам их задавать. Ребёнок 6-7 лет способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь со своим ребёнком как можно чаще!
Подготовка к математике
- успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями, как: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д.; объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Помните
- При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
- Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
- Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
- Уметь находить в группе предметов лишний
(из группы «Одежда» убрать цветок).
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их просьбы.
Часто задаваемые вопросы
Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно.
- Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после прочитанного материала.
Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Да.
- Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.
Как питаются первоклассники в школе?
- В нашей школе организовано горячее питание для всех учеников. Завтраки – бесплатные, обеды – платные (50 рублей).
Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?
Можно ли носить в школу мобильный телефон?
- В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.
- Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру.
- Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.
Задают ли в 1 классе домашние задания?
- Домашние задания в 1 классе не задают.
- Однако, если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
- В 1 классе обучение безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
- В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?
- Ни в коем случае не следует идти «против природы» и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья.
- Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» автора М. М. Безруких, ручки и карандаши изогнутой формы.
- Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость .
Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
- Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.
- Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.
- Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.
- Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка.
При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула - 26 см.
При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см.
- Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Можно ли носить в школу игрушки?
- Да, можно!
- Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
- Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
- Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
- Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
- Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
- Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
- Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании .
На заметку, помните
- У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Делаем выводы
- Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.
- Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.
- В школе должны отсутствовать две поведенческие "модели" родителей: в качестве "провинившегося ученика" и в качестве "обвинителя".
- Должна присутствовать третья "модель": родители с адекватным поведением, которая предполагает взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку.
Родители нужны нам, учителям, а мы Вам, родителям! Надеемся на тесное сотрудничество с Вами.
Памятка для родителей будущих первоклассников
- Документы для поступления в 1 класс
- Комплектование классов (УМК)
- Что необходимо приобрести к началу учебного года
- Советы родителям по подготовке детей к школе (всем родителям раздаётся раздаточный
материал – памятки)
Школа – это организация с жестко заданными задачами и средствами их решения. Большинство школ работает
по единым программам и учебникам,
использует единые критерии оценки.