Ваш ребёнок идет в школу
Родительское собрание
с родителями будущих первоклассников
От того, как будет чувствовать
себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший
путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Критерии готовности ребёнка к школе
Готовность к школе:
- физическая,
- нравственная,
- мыслительная ,
- психологическая .
Физическая готовность
- Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет
- В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению
Нравственная готовность
- умение строить отношения с учителем;
- умение общаться со сверстниками;
- вежливость, сдержанность, послушание.
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки)
Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.
Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
- *умение регулировать свои действия и свое поведение, умение восприниматьучебную задачу, внимательно, не перебивая слушать старшего, не вмешиваться в разговор старших;
- *принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других;
- * Помощь от родителей должна быть в форме совета, а не в виде приказа, навязывания своего мнения.
Мыслительная готовность
- Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
- Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
- Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
- Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
- Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Психологическая готовность
- это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
- Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
- Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
- Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
- Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
- Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
- Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
Часто задаваемые вопросы
В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
- Уметь находить в группе предметов лишний
(из группы «Одежда» убрать цветок).
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно.
- Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Да.
- Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.
СПОРТИВНАЯ ФОРМА
Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?
Рюкзак (может быть плотная спинка и не бывает жесткого каркаса) - пользуется большой популярностью среди школьников средних и старших классов, но детям из начальной школы такую сумку лучше не покупать.
Ранец имеет твердый корпус, и это большое преимущество. Плотная спинка распределяет вес по всему позвоночнику ребенка, препятствуя развитию сколиоза . Внутри удобно размещаются учебники и школьные принадлежности. Также благодаря плотным стенкам все содержимое защищено от падений ранца, ударов, дождя и прочих внешних факторов.
В связи с этим детям младшего школьного возраста рекомендуется покупать именно ранец.
Обратите внимание на вес ранца . Ортопеды уверяют: первокласснику нельзя носить за спиной больше 10% собственного веса. Поэтому масса пустого портфеля сама по себе не должна превышать 1 кг.
Обязательно оцените лямки . Идеальный вариант — мягкие, из эластичной ткани, около 5 см шириной. Ну и, конечно, они должны регулироваться по длине. Дополнительные ремешки (поясной и нагрудный) облегчат нагрузку на плечевой пояс.
У ранца или рюкзака должно быть два и более отделений и простая удобная застежка, которую легко расстегнуть одним движением. Ближе к спинке сумки следует класть тяжелые книги, а во второе отделение — более мелкие и легкие вещи. В дополнительные кармашки удобно раскладывать всякие мелочи.
Вспомогательная функция: светоотражающие элементы в темное время суток делают вашего ребенка заметным на дороге.
Мешочек для обуви должен быть прочным, вместительным
Тетради
Для первоклашки выбираем тетради не яркие. Бумага внутри должна быть белая и гладкая (но не глянцевая), средней плотности (не газетная) и разлинованная бледно-серым или голубым цветом.
Обложки для тетрадей – прозрачные, плотные, чтобы тетради не мялись, оставались аккуратными.
Ручка
Лёгкая, с прорезиненной (или рифленой) вставкой, с тоненьким стержнем (толстый будет «мазаться») и шариковая. И учтите тот факт, что ручки будут постоянно теряться. И ругать за это малыша совершенно бесполезно. Поэтому, если у вас в семье появился школьник, ручек никогда не будет много.
Простой карандаш
Лучше с грифелем средней «тонкости» и «мягкости».
Цветные карандаши
Качество цветных карандашей отличается их «устойчивостью к падениям» с различной высоты. Оптимальное количество цветов – двенадцать.
К карандашам нужен ластик и точилка . Научите малыша заранее ими пользоваться. Точилка нужна с коробочкой для мусора.
Дневник первоклашкам не нужен. Оценивать малыша в первом классе не будут. Скорее блокнот будет служить связью между учителем и родителями.
Пенал может быть в твёрдой и мягкой упаковке.
Линейки (20 см) практичнее выбирать деревянные. Они меньше ломаются.
На деревянных линейках четко видны деления!
Пластилин зачастую рекомендуют импортный (и ярче, и мягче). Но внимательно смотрите на изготовителя. Наличие вредных примесей здоровее малыша не сделают. А заниматься лепкой, конечно же, удобнее на специальной доске.
Краски лучше купить акварельные, можно медовые. Но, опять же, обратите особое внимание на состав. И не забудьте про кисточки.
Альбом для рисования и альбом для аппликаций по технологии
цветная бумага,
картон, клей .
Клей ПВА – маленький флакон с дозатором или кисточкой
ножницы (с закруглёнными концами)
Можно ли носить в школу мобильный телефон?
- В школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.
- Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру.
- Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.
Информация
Образовательное учреждение не является профессиональным хранителем и не несет ответственности за вещи находящиеся при учениках во время занятий и на территории школы
Есть ли в 1 классе домашние задания?
- Домашних заданий в 1 классе нет.
- Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, — научиться плавать в ванне еще никому не удавалось.
Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
- В 1 классе обучение безоценочное.
Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
- В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?
- Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья.
- Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение каллиграфии, нарушение сна, повышенная возбудимость .
Можно ли носить в школу игрушки?
- Да, можно!
- Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
- Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
- Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
- Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
- Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
- Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
- Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.
Готов ли ребенок к школе? Тест для родителей.
- Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
- Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
- Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Запомните:
- При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым .
- Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
- Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.