Просмотр содержимого документа
«"Ваш ребёнок - пятиклассник". (родительское собрание).»
ПЯТИКЛАССНИК
Ваш ребенок —
Составила педагог-психолог МОУ СОШ №14, город Тверь,
Федорова Ольга Анатольевна.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе :
- Резкое изменение условий обучения;
- Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
- Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
- они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
- готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
- опоздания на урок,
- забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
- не сделанное задание.
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
Чувство взрослости у младшего подростка выражается в:
- Потребности в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние.
- Негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
- Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я».
- Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками.
Ценность
отношений
со сверстниками
постепенная
замена на
Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты .
Ведущая
деятельность -
общение
Ведущая
учебная деятельность
(характерно
для младшего
школьника)
Виды дезадаптации
1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в учёбе.
2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Помощь в физиологической адаптации
- Создание условий для двигательной активности детей.
- Наблюдение за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
- Организация правильного питания.
- Забота родителей о закаливании ребенка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Помощь в психологической адаптации
- Безусловное принятие ребенка, несмотря на его неудачи.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка.
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации
- Развитие самоконтроля и самооценки ребенка .
ВАЖНО ПОМНИТЬ
- Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.
- Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Спасибо за внимание!