Необходимо помнить, что готовность к школе определяется не только возрастом ребенка, определенным запасом знаний об окружающем мире, но и психологической готовностью ребенка к учебе. У дошкольника должны быть сформированы психические функции: память, внимание, мышление, восприятие и речь. Сформированность этих функций определяет, насколько успешным в учебе будет ваш ребенок.
Наиболее высокие требования школа предъявляет к речевым навыкам будущих первоклассников. Именно от качества устной речи зависит качество овладения письменной речью: чтением и письмом. Обучение чтению и письму требует от ребенка не малых усилий.
Дорогие родители, обратите внимание на различные нарушения речи своего ребенка! Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир.
Несформированность навыков устной речи может не только вызвать затрудения в овладении письменной речью, но и стать причиной нарушений чтения (дислексии ) и письма ( дисграфии ). В этом случае ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме.
Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения, и без этих навыков не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих.
На какие же речевые навыки выпускника детского сада стоит обратить внимание, определяя его готовность к школе?
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно.
2. Сформированность фонематических процессов. Ребенок должен различать похожие речевые звуки на слух, уметь подбирать слова с определенным звуком, различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Ребенок должен владеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Уметь определять наличие и отсутствие заданного звука в слове, его место в слове (начало, середина, конец), делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять последовательность звуков и слогов в коротких простых словах, а так же владеть терминами «предложение», «слово», «слог», «звук», «гласный», «согласный».
4. Использование различных способов словоизменения и словообразования ( стул - стульчик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из моркови- морковный) , образование и правильное использование в речи имен существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья , много ушей, пней лис); согласование имен существительных с именами прилагательными (оранжевое небо, оранжевый верблюд), правильное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных (лисий хвост, заячье ухо);
правильное использование простых и сложных предлогов (из-под шкафа, из-за дома).
5. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.
6. Сформированность связной речи. Ребенок должен уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания, владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта, владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
7. Объем словарного запаса. Будущий первоклассник должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных). Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов.
8. Состояние мелкой моторики. В школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письмом. Этот навык требует определенной физической готовности (натренированности) мышц предплечья и кисти ведущей руки.
Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой – либо из указанных фукций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
МБДОУ Детский сад №14 «Золотая рыбка»
«Ваш ребёнок – ВЫПУСКНИК!»
Подготовила учитель-логопед:
Т.В. Будникова