Василь Быков.
Повесть «Обелиск»
Василь Владимирович
Быков
(1924-2003)
Краткая биография В. В. Быкова
Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий.
В июне 1941г. экстерном сдал экзамены за 10 класс.
Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыкова
и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.
Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 г. присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале
1944 г. три месяца находился в госпитале.
После демобилизации жил в Гродно
(с 1947 г.). Печатался с 1947 года, работал в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 г.). В период с1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 г. окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 г. вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 г. член Союза писателей СССР. В 1978 г. переехал в Минск.
Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета»(1962 г.). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», « Обелиск », «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.
Книги В. Быкова о войне
« Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и переломить его душу. А он стоит. А он всё выносит».
В. Быков
«Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».
В. Быков
За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР.
История создания повести «Обелиск»
Василь Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Тёркину из поэмы Александра Твардовского, всё испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведётся по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя В. Быкова.
Она-то и привела его к обелиску, на котором значилось пять имён подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось ещё одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза.
Повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвящённым.
Основные персонажи
Рассказчик , имя которого не называется.
Алесь Иванович Мороз — сельский учитель, повешенный немцами в ходе оккупации Белоруссии.
Тимофей Титович Ткачук — бывший учитель и партизан, пенсионер.
Сюжет
Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением: «Хороший был… учитель» , «Пусть его жизнь послужит для нас примером» . Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой расспрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу. Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, среди многочисленных учеников которого оказался и Миклашевич. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.
Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска.
Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин.
Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Однако конвоир подстрелил Миклашевича. Отец выходил его, но тот потом болел всю жизнь. Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск. Позже на обелиске появилось и имя Алеся Мороза.
Поступок и подвиг на страницах повести
Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это, во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг.
Мог ли Мороз поступить иначе,
не сдаться немцам? Наверное,
мог, но в его сознании это был
единственно правильный путь, и он пошёл по нему, руководствуясь ёмким словом "надо", не думая о том, что совершает подвиг человечности.
Немалых трудов и здоровья стоило чудом уцелевшему ученику Мороза доказать, что поступок учителя был не безрассудством, а подвигом. Сам Миклашевич тоже стал учителем, продолжил дело Мороза, впитав в свою душу его богатство и человечность. Миклашевич - итог подвижничества Мороза, а за Миклашевичем пойдёт ещё кто-то, уже из его учеников…
Как верно говорит один из персонажей повести, "не может не остаться. Такое не пропадает. Прорастёт. Через год, пять, десять, а что-то проклюнется".
«Вам памятник, учителя, Я высек бы из красного гранита, Установил бы на просторе Большое человеческое сердце».
А. Дусенбиев
«Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.
(Ю. Фучик)