СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Василь Быков "Обелиск"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Василь Быков "Обелиск"»

Василь Быков. Повесть «Обелиск»

Василь Быков.

Повесть «Обелиск»

Василь Владимирович Быков (1924-2003)

Василь Владимирович

Быков

(1924-2003)

Краткая биография В. В. Быкова  Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий.  В июне 1941г.  экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Краткая биография В. В. Быкова

Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий.

В июне 1941г.  экстерном сдал экзамены за 10 класс.

 Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыкова и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.  Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 г. присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале  1944 г. три месяца находился в госпитале.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыкова

и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 г. присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 

1944 г. три месяца находился в госпитале.

 После демобилизации жил в Гродно  (с 1947 г.). Печатался с 1947 года, работал в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 г.). В период с1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 г. окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 г. вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 г. член Союза писателей СССР. В 1978 г. переехал в Минск.  Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета»(1962 г.). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», « Обелиск », «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.

После демобилизации жил в Гродно 

(с 1947 г.). Печатался с 1947 года, работал в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 г.). В период с1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 г. окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 г. вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 г. член Союза писателей СССР. В 1978 г. переехал в Минск.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета»(1962 г.). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», « Обелиск », «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.

Книги В. Быкова о войне

Книги В. Быкова о войне

 « Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и переломить его душу. А он стоит. А он всё выносит».    В. Быков

« Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и переломить его душу. А он стоит. А он всё выносит».

В. Быков

 «Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».    В. Быков

«Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».

В. Быков

 За повести

За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР.

История создания повести «Обелиск»  Василь Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Тёркину из поэмы Александра Твардовского, всё испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет.   Поэтому во всесоюзном поиске, который ведётся по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя В. Быкова.  Она-то и привела его к обелиску, на котором значилось пять имён подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось ещё одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза. Повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвящённым.

История создания повести «Обелиск»

Василь Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Тёркину из поэмы Александра Твардовского, всё испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведётся по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя В. Быкова.

Она-то и привела его к обелиску, на котором значилось пять имён подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось ещё одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза.

Повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвящённым.

Основные  персонажи Рассказчик , имя которого не называется. Алесь Иванович Мороз  — сельский учитель, повешенный немцами в ходе оккупации Белоруссии. Тимофей Титович Ткачук  — бывший учитель и партизан, пенсионер.

Основные персонажи

Рассказчик , имя которого не называется.

Алесь Иванович Мороз  — сельский учитель, повешенный немцами в ходе оккупации Белоруссии.

Тимофей Титович Ткачук  — бывший учитель и партизан, пенсионер.

Сюжет  Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением:  «Хороший был… учитель» ,  «Пусть его жизнь послужит для нас примером» . Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой расспрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу. Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, среди многочисленных учеников которого оказался и Миклашевич. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

Сюжет

Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением:  «Хороший был… учитель»«Пусть его жизнь послужит для нас примером» . Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой расспрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу. Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, среди многочисленных учеников которого оказался и Миклашевич. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

 Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска.

Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска.

 Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин.

Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин.

 Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Однако конвоир подстрелил Миклашевича. Отец выходил его, но тот потом болел всю жизнь. Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск. Позже на обелиске появилось и имя Алеся Мороза.

Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Однако конвоир подстрелил Миклашевича. Отец выходил его, но тот потом болел всю жизнь. Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск. Позже на обелиске появилось и имя Алеся Мороза.

Поступок и подвиг на страницах повести  Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это, во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг.

Поступок и подвиг на страницах повести

Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это, во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг.

 Мог ли Мороз поступить иначе,  не сдаться немцам? Наверное,  мог, но в его сознании это был  единственно правильный путь, и он пошёл по нему, руководствуясь ёмким словом

Мог ли Мороз поступить иначе,

не сдаться немцам? Наверное,

мог, но в его сознании это был

единственно правильный путь, и он пошёл по нему, руководствуясь ёмким словом "надо", не думая о том, что совершает подвиг человечности.

Немалых трудов и здоровья стоило чудом уцелевшему ученику Мороза доказать, что поступок учителя был не безрассудством, а подвигом. Сам Миклашевич тоже стал учителем, продолжил дело Мороза, впитав в свою душу его богатство и человечность. Миклашевич - итог подвижничества Мороза, а за Миклашевичем пойдёт ещё кто-то, уже из его учеников…

Как верно говорит один из персонажей повести, "не может не остаться. Такое не пропадает. Прорастёт. Через год, пять, десять, а что-то проклюнется".

 «Вам памятник, учителя,  Я высек бы из красного гранита,  Установил бы на просторе  Большое человеческое сердце».    А. Дусенбиев

«Вам памятник, учителя, Я высек бы из красного гранита, Установил бы на просторе Большое человеческое сердце».

А. Дусенбиев

 «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.  (Ю. Фучик)

«Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.

(Ю. Фучик)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс