СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания ВАРИАНТ 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 2

Просмотр содержимого документа
«Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания ВАРИАНТ 2»

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Лингвистика — это наука о языке, о его строении и функциях. (2)При этом уже давно лингвистика включила в круг своих интересов и то, как язык соотносится с психикой человека, как он усваивается человеком, в какой форме существует в его мозгу, как осуществляется речь (говорение) и восприятие речи, — одним словом, лингвистика занимается не только языком, но и говорящим на нём человеком. (3) двадцать лет прошло с тех пор, как исследование всех этих вопросов выделилось в самостоятельную научную область — так называемую психолингвистику: если «чистая» лингвистика — наука прежде всего описательная (лингвист берёт текст на данном языке, анализирует его по той или иной методике и получает в результате модель этого языка, например, составляет его грамматику), то психолингвистика — дисциплина экспериментальная, и в этом она сродни психологии.

2. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Лингвистика — описательная наука о языке, о его строении и функциях — давно изучает вопросы соотношения языка с психикой человека, формы существования языка, механизмы говорения и восприятия речи, а психолингвистика, близкая к психологии, изучает эти вопросы как экспериментальная наука.

2) Лингвистика — описательная наука: лингвист берёт текст на данном языке, анализирует его по той или иной методике и получает в результате модель этого языка, например, составляет его грамматику, а психолингвистика — экспериментальная наука.

3) Лингвист изучает текст на данном языке, анализирует его по той или иной методике и получает в результате модель этого языка, например, составляет его грамматику, и, таким образом, лингвистику принято считать описательной наукой.

4) Будучи описательной наукой, изучающей строение и функции языка, лингвистика давно занимается и говорящим на этом языке человеком, но уже двадцать лет вопросы соотношения языка с психикой человека, формы существования языка, механизмы говорения и восприятия речи изучает экспериментальная наука — психолингвистика, родственная психологии.

5) Лингвистика — наука о языке, о его строении и функциях — также изучает вопросы соотношения языка с психикой человека, формы существования языка, механизмы говорения и восприятия речи.

Ответ:



2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Иными словами, Поэтому Однако Даже Потому что

Ответ: _____________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и; мн.род. -ей, дат. -ям; ж.

1) Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т.п.). Северо-западная о. Восточно-Европейской равнины.

2) В России: крупная административно-территориальная единица. Московская о. Автономная о.

3) Район, пространство, в котором распространено какое-л. явление, которое характеризуется определёнными чертами, особенностями; зона, пояс. Тепловодная о. океана. О. вечной мерзлоты. О. влажных тропических лесов.

4) Место расположения какого-л. внутреннего органа человека или животного; участок тела человека или животного. Грудная о. Боль в области сердца.

5) Отдельная отрасль знаний, деятельности и т.п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т.п. Новая о. знаний. Специалист во многих областях науки и техники.

6) Определённая сфера действительности, чувств, представлений. Это из области фантастики! Где граница между действительностью и областью воображения?

Ответ: _____________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

повторЁнный / бухгалтерОв / красИвее / отозвалАсь / освЕдомиться

Ответ: _____________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Голос малой мухоловки не спутаешь ни с чьим другим: появляясь в конце апреля, эта птичка, голосистая не по размеру, наполняет лес необыкновенно ЗВУЧНЫМИ и чистыми свистами.

Почти по всему побережью Чёрного моря песок и ил ПЕРЕПОЛНЕНЫ раковинами двустворчатого моллюска кардиума.

По всему миру банковской карточкой можно рассчитаться в магазинах, гостиницах, ресторанах, кафе, ОПЛАТИТЬ прокат автомобиля.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны ОТЛИЧАЮТСЯ одна от другой своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями.

Нынешние мосты предназначены только для движения транспорта и пешеходов, а в былые времена на переправах разворачивали торговлю, строили ЖИЛИЩНЫЕ дома.

Ответ: _____________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

многие АДРЕСА / с днём РОЖДЕНИЕМ / около ШЕСТИСОТ / книг ИХ мнение

бегай БЫСТРЕЕ

Ответ: _____________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Перед глазами путников расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов, которые, теснясь и выглядывая друг из-за друга, сливались в возвышенность, тянувшуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезавшую в лиловой дали.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Те, кто хоть раз в жизни прочёл повести Н.В. Гоголя, уже никогда не забудет яркие, необычные, впечатляющие образы персонажей, созданные писателем.

B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3) Благодаря своим уникальным свойствам эфирное масло пихты нашло широкое применение в медицине и косметологии.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Секрет красоты жостовских подносов заключается в простоте и лаконичности композиций, составленным из ярких цветов.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Изображая различные предметы, авторами намеренно нарушаются законы геометрии, что и позволяет добиваться неожиданных визуальных эффектов.


6) На картине А.А. Рылова «Зелёный шум», созданной художником в 1904 году, изображён ветреный летний день.


7) Сразу по приезду в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.


8) Солнце, медленно опускаясь за горизонт, прощальными лучами озаряло белевший вдали большой город.


9) В последнем номере журнала «Спорта» читателям была представлена объективная оценка уже прошедших турниров.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..гаю / св..зать / neper..рать / з..рница / в..негрет

Ответ: _____________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с..грать, по..скать / пр..бабушка, пр..пел / ра..крыть, не..жатый / о..бирать, по..ставил

пр..крыл, пр..горячий

Ответ: _____________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преодол..вать / ноч..вать / реч..вой / наста..вать / син..ватый

Ответ:

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

занавеш..нный / завис..шь / постел..шь / проветрива..м / размен..нный

Ответ: _____________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Прошёл июль, затем добрая часть августа, а никто из соседей не запасся ни подберёзовиками, ни маслятами, (НЕ)ГОВОРЯ уже о белых.

Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется малейшему движению тела.

Итак, если Семён Иванович (НЕ)УМЕЛ уживаться с людьми, то единственно потому, что иногда чувствовал острую потребность какое-то время побыть в одиночестве.

Состав гостей, отношение к Скалозубу, детали разговора — всё говорило современникам о том, что Фамусов (НЕ)СЛИШКОМ богат.

Галиев, (НЕ)СПАВШИЙ уже которую ночь, кутался в бурку.

Ответ: _____________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пирамиды служили усыпальницами для царей Египта и строились (ЗА)ДОЛГО до их смерти (В) ТЕЧЕНИЕ десятков лет.

Многие историки считают вполне достоверными дошедшие до нас сведения о плавании финикийцев (ВО)КРУГ африканского континента, которое состоялось примерно две с половиной тысячи лет (НА)ЗАД.

Во время быстрой фазы сна нейроны мозга, отвечающие за зрительное восприятие, ведут себя так, КАК(БУДТО) мы видим ЧТО(ТО) незнакомое.

(ПО)СКОЛЬКУ лён отличается высокой экологической чистотой, то его станут, (ПО)ВИДИМОМУ, широко применять в самых разных изделиях медицинского назначения.

(НА)СЧЁТ возможности различных интерпретаций стоит заметить, что многое зависит (ОТ)ТОГО, с чем сравнивать.

Ответ: _____________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В доме всё напоминает о традицио(1)ом укладе доброй и крепкой крестьянской семьи: большая белё(2)ая печка, красный угол с иконами, высокая кровать с многочисле(3)ыми подушками, стари(4)ый комод; на стенах — чёрно-белые фотографии.

Ответ: _____________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Все Собенские озёра можно пройти за несколько часов либо устроить на одном из них привал.

2) Изделия богородских мастеров экспонируются как в Государственном историческом музее так и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

3) Большие совы бесшумно взмывали с веток и тогда лошадь всхрапывала и шарахалась.

4) Дисциплинарные взыскания применяются при неисполнении или при ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей.

5) Мягкие и щадящие зимы последних лет неожиданно сменились сильными холодами и обильными снегопадами по всему Северному полушарию.

Ответ:



16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди народов (1) некогда населявших территорию нынешней России (2) и (3) затем исчезнувших с исторической арены (4) привлекают внимание скифы (5) обитавшие в степях Причерноморья, Приазовья и Предкавказья.

Ответ: _____________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Построение прозаического произведения (1) должно быть (2) доведено до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушился смысл повествования и (3) следовательно (4) закономерное течение событий.

Ответ: _____________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По реке Волхов (1) по обоим берегам (2) которой (3) расположился Великий Новгород (4) проходила часть великого пути из Скандинавии в Константинополь — «из варяг в греки».

Ответ: _____________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик тихонько зашёл в комнату (1) и (2) когда дети уже расселись за столом и разложили лото (3) тоненьким голоском (4) попросил принять его в игру.

Ответ: _____________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Хочу напомнить абсолютно справедливую, блестяще сформулированную и не поблёкшую от многократного цитирования истину, что все мы родом из своего детства. (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери.

(3)Мать — это первая родина. (4)И, может быть, по значению своему — самая большая. (5)Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких-то жизненных обстоятельств, — этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

(6)Для меня, да и для всех моих сверстников-соучеников, всегда играла огромную роль в жизни семья, причём для большинства — именно мать.

(7)Я очень люблю природу. (8)Откуда такая слитность с дышащим, зелёным, синим миром, с тем, что за окнами? (9)Ведь по рождению я человек городской. (10)Мать передала мне свою любовь к этому миру.

(11)Я очень хорошо помню, как меня в первый раз привели на подмосковную речку Учу, сейчас там знаменитое Учинское водохранилище. (12)Мне не было семи лет, но я уже прекрасно знал, что есть что, знал названия большинства окружающих меня предметов, к тому же очень рано начал читать. (13)Но здесь я мало что знал. (14)Помню, мать подвела меня к сосне. «(15)Смотри, это дерево, — сказала она со странной значительностью. — (16)Наше русское дерево. (17)Какое оно большое, доброе, надёжное и как чудно пахнет, сколько в нём доверчивой силы и как легко его ранить!»

(18)Растроганная и чуть торжественная интонация поразила меня. (19)Мать была человеком, сдержанным до суровости. (20)В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи. (21)Никакой сентиментальности, сюсюкающего тона. (22)Наверное, поэтому так тронули меня мамины слова. (23)Мне открылось светлое чудо, имя которому «дерево».

(24)Может быть, моя любовь к деревьям покажется чудачеством, хуже — ломаньем, но я говорю искренне. (25)Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, если у меня плохое настроение, неприятности, тоска, иду в лес. (26)Прижмёшься щекой к берёзе или к шершавому стволу дуба — и успокаиваются в душе дурные страсти, все беды кажутся маленькими и преходящими, и свежая сила вливается в тебя. (27)Дерево даёт ощущение причастности к великой тайне мироздания, вечности. (28)Возле деревьев я всегда вспоминаю о матери...

(29)После того первого лета за городом мать заметила, что я тоскую зимой без живого мира природы. (30)Тогда она научила меня собирать гербарий, засушивать цветы. (31)И хотя им было далеко до живых цветов, всё же и в засохших бутонах таилось очарование, скрашивающее долгую зиму.

(32)Мама всегда разделяла мои увлечения — будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. (33)В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. (34)У неё не было специальных знаний (закончила с грехом пополам только гимназию), но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. (35)Дома мне разрешали держать животных. (36)У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время — даже лисица... (37)Птицы: чиж, щегол, чечётка и канарейка — совсем не боялись нас, летали по комнатам, благо мы жили в старом доме с высокими потолками, садились на руку, на плечо. (38)Бережное отношение к зелёному миру, к братьям нашим меньшим естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей.

(39)Отношение к миру природы и к своему делу, чувство ответственности за него — это мировоззрение. (40)Им я в большой мере обязан своей матери.

(41)Детство — очень сложная пора. (42)Тем более детство, в котором отсутствует или почти отсутствует второе важнейшее начало семьи — отец. (43)Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности. (44)Не думаю, чтобы ей это было легко, но она располагала «душевным временем». (45)Одно время мать где-то служила, потом работала машинисткой-надомницей, и, хотя мы жили более чем скромно, каждый рубль был на счету, она, не задумываясь, жертвовала заработком ради того, что представлялось ей высшим долгом, — ради сына, которому дала жизнь. (По Ю.М. Нагибину)

Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Все люди невольно соотносят свои уже взрослые поступки с тем, что прививала им своим воспитанием мать.

2) В первую очередь мать передаёт ребёнку любовь к окружающему миру, к природе.

3) Всем людям, которые постоянно живут в городе, любовь к деревьям кажется чудачеством.

4) Родители не могут в полной мере заниматься воспитанием детей, так как им приходится зарабатывать, чтобы обеспечить благополучную жизнь своих детей.

5) Понятие «мировоззрение» включает отношение человека к миру природы, к своему делу, чувство ответственности за выполнение этого дела.

Ответ: _____________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.

2) В предложении 10 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 7.

3) Предложения 11 и 12 противопоставлены по содержанию.

4) Предложение 26 поясняет содержание предложения 25.

5) В предложениях 41-42 представлено повествование.

Ответ: _____________________________.

22. Из предложений 6-9 выпишите фразеологизм.

Ответ: _____________________________.

23. Среди предложений 18-23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

24. «Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) ___(«Мать —это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б) ___(«неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём — (В) ___ («самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство — (Г)___(«держать чувства на привязи» в предложении 20)».

Список терминов:

1) восклицательное предложение

2) метафора

3) индивидуально-авторское слово

4) диалектизм

5) цитирование

6) риторическое обращение

7) эпитет

8) лексический повтор

9) фразеологизм

Ответ:

А

Б

В

Г






Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!