Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Русская живопись
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Выдающийся русский живописец,
один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
Биография
Родился Васнецов в семье священника Михаила Васильевича Васнецова в Вятском селе Лопьял. Всего в семье Васнецовых было 6 детей, а жили они довольно бедно.
К тому же, мама умерла рано. Отец остался за главного. Он старался всем детям дать более менее разностороннее образование, учил тому, что знает, разносторонне развивал их. Бабушка увлекалась рисованием, и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых.
Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому в 1858 Виктора Михайловича отдали в духовное училище. В 1862, перешел в Вятскую духовную семинарию. Здесь уже Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книг. После окончания духовной семинарии. Он утвердившись в своем желании стать живописцем, отправился учиться в Петербург, сначала в рисовальной школе Крамского, а после в академии художеств.
В первый же год учебы Васнецов получает серебряную медаль. Следующую он получает в 1869 году за картину "Христос и Пилат перед народом".
В 1870 году отец Виктора умирает. С деньгами стало совсем тяжело, ведь на попечении у него находиться теперь его 16-летный брат Апполинарий (впоследствии он станет тоже знаменитым художником).
С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Причина тому болезнь и нехватка времени. Васнецов очень много работает. Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему. Творчество Васнецова очень разнообразно. Начинал он с Передвижниками, и тогда его сюжеты были предельно бытописательны. К этому периоду относятся 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире»
"Нищие певцы". "Чаепитие в трактире"
В 1876 году выходят его картины "С квартиры на квартиру" и "Книжная лавочка".
Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877 год).
« Балаганы в Париже »,
« Книжная лавочка »,
« С квартиры на квартиру »
" Три царевны подземного царства".
В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами". Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила.
"После побоища Игоря Святославича с половцами".
В Москве меценат Мамонтов делает Виктору Михайловичу заказ на три картины ,"Ковер-самолет", "Битву скифов со славянами" и "Три царевны подземного царства".
"Три царевны подземного царства".
Настоящий пик творчества Васнецова приходится на тот период, когда он находит себя в стиле модерн. Его можно считать основоположником особого русского стиля. Он преобразовал русский исторический стиль, обогатив его легендарными и сказочными сюжетами. Стоит отметить его картину "Аленушка" - образ одинокой сиротки, печально склонившейся у воды. Окружающая природа-бледно-серое небо, колючие «лапы» елок, облетевшие осины и темная поверхность пруда с застывшими на нем желтыми листьями-все передает ее подавленное состояние .На густой гладе омута не видно отражение тоскующей героине: ее словно затягивает туда. Хищно торчащие из воды «стрелы» осоки будто готовы проткнуть ее руки и тело. Мастер проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.
«Аленушка»,
Известных каждому жителю России, знаменитая картина « Богатыри»,
самый расцвет творчества Васнецова.
«Богатыри»
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1913-1918.
Последующие работы "Цapeвнa-лягушкa", «Баян», «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», уже не были такими известными
« Баян». 1910
Изысканность, суровость и могучесть - все это сочетается в русских героях былин ,
«Витязь на распутьи». 1882
«Бой со змеем»
Самым же значительным его монументально - свершением явились росписи Киевского Владимирского собора (1885–1896) где он жил работая 6 лет.
«Владимирский собор»
«Христос Вседержитель.»
«Единородный Сын Слово Божье». 1885-1896
«Страшный суд». 1885-1896
Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто "обратился к украшению жизни", взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.
«Поединок Пересвета и Челубея». 1914
«Князь Владимир – язычник»
«Кащей Безсмертный».
«В костюме скомороха». 1882.
«Я только Русью и жил»: эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника.