СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хам­мурапи, показать значение их для жителей Вавилона; развивать внимательность, мышление, речь, умение извлекать и анализировать информацию из различных источников (учебник, карта, иллюстрация); воспитывать чувство справедливости.

Просмотр содержимого документа
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тема урока по всеобщей истории (5 класс). Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель урока: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хам­мурапи, показать значение их для жителей Вавилона; развивать внимательность, мышление, речь, умение извлекать и анализировать информацию из различных источников (учебник, карта, иллюстрация); воспитывать чувство справедливости.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта, индивидуальные карточки, иллюстрации



Литература: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс.» Москва: «Просвещение», 2016.

Древний мир: книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. – М., 2006.

Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира /

А. И. Немеровский. – М., 1991.















Ход урока

| Организационный момент

- Сядьте ровно. На уроке не вертитесь и старательно учитесь.

На вопросы отвечайте и пятёрки получайте.

|| Контроль и учёт знаний, умений и навыков

1. Проверка домашнего задания

А) Индивидуальная работа учеников по карточках

Карточка № 1

  1. Вставить пропущенные буквы: кл…ноп…сь, фара…н, и…роглифы, п…пирус, п…сец.

  2. Подчеркнуть лишнее слово:

а) Двуречье, Междуречье, Египет, Месопотамия;

б) Тутмос, Хеопс, Гильгамеш, Тутанхамон.

3. Что такое клинопись?



Карточка № 2

  1. Вставить пропущенные буквы: фар…он, М…мфис, кол…сница, возн…чий, П…л…стина.

  2. Подчеркнуть лишнее слово:

а) Нил, Евфрат, Урук, Тигр;

б) Шамаш, Иштар, Ра, Син.

3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?

Карточка № 3

  1. Вставить пропущенные буквы: Дв…р…чье, Е…фрат, шум…ры, Шам…ш, Т…тмос.

  2. Подчеркнуть лишнее слово:

а) Эхнатон, Хеопс, Нефертити, Тутмос;

б) Пирамида, гробница, храм, усыпальница.

3. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа,Иштар?

Б) Устные ответы учеников по опорным словам

1-й ученик (опорные слова) Две реки, три названия, разливы рек, шумеры, крупные города, глиняные кирпичи.

2-й ученик Ступенчатая башня, боги, жрецы и математика, клинопись, школа.

В) Решение исторической задачи (дополнительно при наличии времени)

Отряд воинов – чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

||| Актуализация знаний, умений, навыков

- В школах Двуречья один из работников назывался «человеком с палкой».

Нужен ли такой работник в современной школе? Что нужно соблюдать, чтобы в школе была дисциплина? (Правила, законы)

Что такое закон? (Правило, которое устанавливается и охраняется

государством. Законы — правила, обязательные для всех жителей страны.)

|\/ Мотивация учебной деятельности учеников

- Обязательно ли соблюдение законов всеми членами общества? Почему?

\/ Изучение нового материала

  1. Тема, цель урока

- На уроке познакомимся с первыми писаными законами в истории человечества, чтобы вы убедились в важности соблюдения правил поведения. Запишите дату урока и тему «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

2. Рассказ учителя с элементами беседы

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его ули­цы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячи­ми садами, которые считались одним из семи чудес света; в цен­тре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

Запишите: Хаммурапи правил в Вавилонии с 1792 по 1750 г. до н. э.

- Как в Древние времена цари объясняли наличие у них власти? (Царю власть дал бог)

- По мнению Хаммурапи, это произошло и с ним. На странице 71 изображе-

но, как бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл- знак власти над людьми. На каменном столбе также написаны законы Хаммурапи.

Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы наказание было «око за око, зуб за зуб». Прочитайте часть законов Хаммурапи и объясните на их примере

это высказывание. (Страница 72)

- Почему за кражу имущества храма, осла, овцу, раба было одинаковое наказание?

Да, не все в Вавилонии были равны перед законом. Если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо.

- Почему рабу отрезали не язык или пальцы, а именно ухо?

Не всегда находились и свидетели преступления. Прочитайте на странице 71 «Царские законы» и скажите, как происходил суд в такой ситуации?

- Справедлив ли закон, на ваш взгляд?

Часто бедняки брали у богача в долг и не могли с ним расплатиться. Тогда приходилось отдавать во временное рабство сына, дочь или жену. По законам Хаммурапи они должны были работать на хозяина лишь три года, а потом их следовало отпускать на свободу.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Людей, которые давали имущество под проценты, то есть «в рост», называли ростовщиками.





\/| Закрепление полученных знаний

  1. Обобщающий вопрос

- Какое значение имели законы Хаммурапи для древних вавилонян?

2. Игра «Да - нет»

1) Крупные города Двуречья - это Ур и Урук. (Да)

2) Фараон Тутанхамон был царём Дуречья. (Нет)

3) Царь Хаммурапи правил в Вавилонии с 1792 по 1750 год

до н. э.(Да)

4) Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. (Да)

5) Хаммурапи дал людям первый писанный свод законов. (Да)

6) По законам царя человеку выносили наказание в виде исправительных работ. (Нет)

7) По законам царя за определённые преступления виновного должны были убить. (Да)

8) Если человек ударил отца, то ему следовало попросить прощение. (Нет)

\/|| Подведение итогов урока
1. Блиц – опрос

- Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

2. Оценивание учеников за урок

\/||| Домашнее задание Читать учебник на с. 69-73, отвечать на вопросы 1-4 с. 73.

Дополнительно: читать мифы о Вавилонии.

Приложение 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!