СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вавилова Л.Н., Балашова Н.Г. Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит  интересные и разнообразные формы актуализации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Вавилова Л.Н., Балашова Н.Г. Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС»

Вавилова Л.Н.

Балашова Н.Г.


Способы актуализации знаний на современном уроке

в соответствии с ФГОС



I. Визуальный ряд


Видеофрагмент

Мы предлагаем использовать видеофрагмент в начале урока, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему. Для этого им задается вопрос: Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока? Предлагается учителю выбирать зрелищные фрагменты, воздействующие на эмоциональную сферу учащегося в зависимости от целей и задач урока.


«Чёрный ящик».

«Чёрный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?»

Вопрос: Что в чёрном ящике?

Как связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «чёрном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой.


Шкатулка

Возможно использовать шкатулку для направляющих заданий по теме урока.

Например, задание на уроке литературы: « Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем».

Можно собрать в шкатулку всё, что нужно учащемуся для постановки цели и задач урока.


«Три мешочка»

Способ рассчитан на выявление взаимосвязи предметов, явлений по теме урока. Учитель может приоткрыть один, два, три мешочка, учащимся предлагается догадаться, что в мешочках и как связаны между собой предметы, что находятся внутри. Далее формулируется тема урока, ставятся цели и задачи.


Кто изображён на портрете?

Это может быть портрет любого учёного, деятеля искусств, исторической личности в зависимости от предметной области урока.

Вопрос: Нужно ли нам узнавать учёного, с чьим именем связана наша жизнь? Для чего?

Например, на уроке Мировой Художественной культуры: « В детстве его называли фарфоровым мальчиком, сегодня с его музыки начинаются самые значимые события в мире, в том числе и открытие олимпиады в Сочи?»


Изображения на экране.

Этот способ помогает определить тему урока через визуальный ряд.


Ассоциации с темой урока.

На экране появляются изображения



Вопрос: какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов? Определяется тема урока.

Или учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации, связанные с темой урока.


II Аудиовосприятие


Музыкальный фрагмент

В начале урока Мировой Художественной культуры звучит музыка. Ариозо Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Учитель задаёт вопрос: Ребята, кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве. Сегодня в 21 веке это великое произведение узнали в 10 классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?


Голос за кадром


Басня, песня, притча в зависимости от темы урока

III «Заглянем в будущее»


На доске пишется тема урока, дата, например, 2114 год. Учитель не ошибся. Давайте представим, что мы заглянули в будущее. Актуальна ли будет наша тема в ХХII веке?


Ученик – родитель.

2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить своим детям значимость нашей темы.


IY Приглашение в гости для актуализации знаний


ученика из параллели, знакомого с этой темой;

учеников старших классов, изучавших данную тему;

родителей;

интересных людей.


Y Опережающее задание


Тема урока сообщается учителем заранее, и даётся задание подготовить краткое сообщение о её актуальности фронтально или индивидуально


YI Незаконченное повествование


Например, на уроке музыки: «И.Кант сформулировал признак существования Бога. Этот признак мы узнаем с вами на нашем уроке»


YII Риторический вопрос


На уроке Мировой Художественной культуры: «Миф об Орфее и Эвридике. Учитель рассказывает миф и предлагает учащимся ответить на вопрос: Почему Орфей обернулся?» Это вопрос предположение, однозначных ответов на подобные вопросы не существует, такой приём позволяет развивать творческое воображение.


YIII. Продолжи фразы


Тема урока…

Я почувствовал…

Я знаю….

Мне трудно….


IX. Телеграмма


Ученику предлагается: кратко написать, что он знает по определенной теме и пожелания соседу по парте, отправить телеграмму (обменяться).

Написать в телеграмме пожелание себе.


X. Предмет как проблема


Представить тему урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, посмотреть с другой стороны, окрасить в новый цвет, представить в виде человека, животного, цветка и т д.


XI. Найди три отличия


Обучающиеся ищут три отличия на экране, в классном кабинете, во внешнем облике учителя, так или иначе связанных с темой урока.


XII.Театрализация


В начале урока появляется необычный персонаж – исторический или современный политический деятель, учёный, сказочный герой. Обучающиеся формулируют тему урока либо связывают появление этого персонажа с целью и задачами.


XIII. Введение понятия с помощью метапредмета «Задача»


Например, одному человеку нужно было уехать на 10 лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите, как ему запомнить место, где он зароет клад.

Может быть предложена любая другая задача.


XIY. Решение задач с выходом за рамки учебного предмета (русский язык, окружающий мир, геометрия и экология).



XY. Что общего? В чём различия?


Предлагаются для рассмотрения любые предметы так или иначе связанные с темой урока.


XYI. Прямой вопрос


Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы урока


XYII. Вопросы-загадки


Ребусы

Шарады

Пиктограммы


XYIII.Рулетка


Обучающиеся выбирают вопросы по теме урока.





Предложенные способы модифицируются, они подвижны. Учитель может их видоизменять под конкретную ситуацию, что позволяет не только актуализировать знания по предмету, но и настроиться участникам учебного процесса эмоционально на урок, cмотивировать внутреннюю потребность в исследовательской деятельности на уроке. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока – проблематизации. Обучающиеся понимают, что такое цели и задачи, проблема урока. Цели и задачи урока формулируются учителем совместно с учениками. Дети понимают, что они должны узнать и что они должны сделать, чтобы решить проблему урока. Совместно с учителем принимаются решения, рассматриваются различные варианты решений. Каждый ребёнок осознаёт значимость темы урока для своей жизни. Формируются ключевые компетенции, которые помогут нашим детям решать сложные жизненные ситуации.


Литература


  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под.ред Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Эксперимент и инновации в школе. 2009.-№2

  3. Карабанова О.А. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.-№1

  4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.Кузнецов //Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.-№1

5. Сиденко Е.А.Универсальные учебные действия: от термина к сущности// Эксперимент и инновации в школе. 2010.-№3


«Буквы О-Е после шипящих в корне слова»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Буквы О-Е после шипящих в корне слова», отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы

Задачи:

обучающие: научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

развивающие: развивать умение выявлять различия в правописании букв о-ё после шипящих в корне слова; развивать умение работать над правилом и его применением в новой ситуации; развивать орфографическую зоркость, исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; - воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.

Прогнозируемые результаты:

- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;

метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;

личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре

Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, листы контроля.

Ход урока. 1. Организационный момент. Улыбнулись нашим гостям, друг другу и мне 2. Изучение новой темы Актуализация знаний Мотивация. – Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с сочинений моих бывших учеников. Попрошу прочитать их и высказать своё мнение. Обсуждение сочинений: – Кто из ребят прав и почему? Чья позиция вам ближе и почему? - Какие орфографические ошибки заметили?

- Какой вывод сделаем? Для чего надо знать правила орфографии? Вспомните слова Сократа («Заговори, чтоб я тебя увидел») Почему УВИДЕЛ, а НЕ УСЛЫШАЛ? (И устная , и письменная речь – это показатель нашей образованности и культуры) Обратили внимание на подчёркнутые слова? Что их объединяет? Что вы знаете о шипящих?

- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушайте внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.

Ученик рассказывает сказку:

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученикупроблему: - Озвучьте эту проблему. Слайд №2 - Произнесите данные слова . Какое сочетание звуков вы слышите? /шо/ А сразу вы сможете ответить, какую букву будем писать в каждом из этих слов?

Слайд №3 - Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке? Сформулируйте тему урока. Тема определена. Слайд №4 Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения

Слайд №5 «Наблюдаем, размышляем» - развивается умение выявлять различие в правописании букв О –Ё после шипящих

Написаны слова в 2 столбика: шЁпот – шЕпчет крыжОвник - ?

- Назовите условия выбора написания орфограммы для слов первого столбика?

- К какому выводу пришли после наблюдения?

Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод. Откройте учебник на с.208, прочтите правило.

Работа в паре Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы

Предлагаю представить продукт своей совместной деятельности – схему правила учащиеся у доски защищают свою схему - В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?

Слайд №6 Учитель: А теперь у меня проблема. Я тоже сформулировала правило, но заголовки к таблице пропали. Помогите мне. Спасибо . А как вы думаете, мне удалось в сжатой форме записать правило. Что бы вы мне посоветовали? ( использовать меньше слов , информацию передать с помощью знаков)

Дополните каждый столбик двумя примерами, правильно оформляя орфограмму. Слайд №7 -На столах у вас лежат карточки. Прочтите слова, которые нужно запомнить, и подчеркните те из них, лексическое значение которых вы не знаете. Много слов подчеркнули? Проблема? Как решать её будем?

(Записать слова в карточку «Это я не знаю», дома посмотреть значение данных слов в «Толковом словаре…» или на интернет-портале «Русский язык» www/gramota.ru) , запомнить 3. Закрепление. Слайд №8 Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочтите название слайда

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)

Прочтите алгоритм. Сколько в нём «шагов»?

С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв О-Ё после шипящих

От чего зависит выбор написания букв? Как проверить правильность написания?

Диктант «Передай мелок другу»

- Запишем слова, пользуясь алгоритмом.

На доске записаны слова: Ш..пот, ч..рный, обж..ра, ож..г (руки), ш..рох, чащ..ба, трущ..ба, ж..лтый, пч..лка, ш..рты, ож..г (руку). 2 Физкультминутка

3. Слайд №10 Задание на смекалку (работа в паре)

В словах ручонка, врачом, печёт тоже есть буквы О – Ё после шипящих. Исследуйте морфемный состав этих слов и подумайте, на изучаемое правило данные слова или нет. Докажите.

Творческое задание - применение знаний в новой ситуации - А теперь очень интересное задание. Представьте, что вам предложили создать рекламу, но обязательное условие - использовать слова на изучаемую орфограмму. Работаем или индивидуально, или в паре!

Защита рекламы

5. Слайд №10 Творческий диктант

- По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Подготовьтесь к объяснению. Какие слова незнакомы? Запишите эти слова в карточку «Что я не знаю»

5. Проверка знаний по теме

А)Тестовые задания Слайд № 11-15

Б) «Я знаю, какую букву писать» Работа в контрольных листах

- Вставьте нужную букву только в те слова, в которых пропущена орфограмма на изученное правило.

Крыж..вник, ч..порный, ш..пот, ш..рох, ш..рты, чащ..ба, печ..т, ж..лтый, ч..лка, расч..ска, щ..тка, ж..рдочка, пч..лка, собач..нка, грач..м

. Рефлексия.

- Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Что вам помогло достичь её?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы О-Ё после шипящих в корне слова?

- Что понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Оцените свою работу на уроке.

У. Д.з.

1 Выучить правило на стр.208

2. Сочинить сказку о приключениях жёлтого тигрёнка или упр. 296,298 ( аналогичные выполненным упражнениям на уроке)

3. Поработать со словами на карточках (узнать лексическое значение слов)



У1. Оценки. Всем спасибо за урок



















Приложения 1. Контрольный лист



Фамилия, имя ученика______________________________



1) Проверка домашнего задания.

-А) Вставьте пропущенные орфограммы, объясните



Х..х..тать - ___________________________ н..б..са - ______________________ д..р..вянный - _______ ____________ заз..л..неть - __________ _________ ст..р..жить - __________ _______________ т..жёлый - ______________

к..л..сок - ___________ ________________ уд..вительный -__________________



Б) Затранскрибируйте слово водоём__________________________

2). Проверка новых знаний -

- Вставьте пропущенные орфограммы только в словах на изученное правило, графически объясните крыж..вник - ч..порный - ш..пот - ш..рох - ш..рты - чащ..ба - печ..т - ж..лтый - ч..лка - расч..ска - щ..тка - ж..рдочка - собач…нка - грач..м –




2. Сочинение «Вчерашний день»



Саша

Вчера у нас было занятие кружка по русскому языку «Грамотей», на котором я выступал с сообщением «Почему нужно знать правила орфографии». Все ребята внимательно слушали меня, только мой друг Вася всё время вертелся, смотрел в окно, считал птиц и даже зевал. А я так хотел, чтобы Вася понял: знать правописание очень важно, и прожить без знаний просто невозможно.



Вася.

Вчера я пошол на занятие крушка «Граматей». Мой друк Сашка затащил миня. Скукота! Он гаварил, что нада учить правила. Зачем? Я и так удевительно граматный челавек. И воопще можно прожыть без орфографии.









3. А исключения можно запомнить так:

Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба, Чокнуться, шотландец, шоры, Чохом, шомпол и жонглеры, Шорты, шовинизм и шок, В существительном ожог. И еще совсем немного: Жом, трещотка и изжога.

Тема : «Буквы  О-Е после шипящих в корне слова»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Буквы  О-Е после шипящих в корне слова», отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы

Задачи:

- обучающие: научить  грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

- развивающие:     развивать умение выявлять различия в правописании букв о-ё после шипящих в корне слова;                                                                                                        развивать умение работать над  правилом и его применением в новой ситуации;                                                                                                                развивать орфографическую зоркость,  исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;                                                                                                           - воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности,  умение работать коллективно и в паре.

Прогнозируемые  результаты:

- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;

- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 Тип урока: урок изучения нового материала.