СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Важность хобби и творчества для развития подростка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическая важность хобби и творческих занятий для гармоничного развития подростков. Рассматриваются факторы выбора увлечений, их влияние на формирование личности, психологическое здоровье и социальную адаптацию молодых людей в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Важность хобби и творчества для развития подростка»

Статья профессора ФГБОУ ВО «РОСТГМУ» Хитарьяна А.Г.



Тема: «Важность хобби и творчества для развития подростка»



Представьте мир, где каждый подросток просыпается с горящими глазами, зная, что после школы его ждёт увлекательное занятие, делающее его счастливым. Это не утопия — это реальность молодых людей, нашедших своё хобби. В эпоху цифровых технологий увлечения становятся спасательным кругом для формирующейся личности.

Самый дорогой дар, который подросток получает от природы, — возможность творческого самовыражения. Недаром психологи говорят: «Увлечённому — всё по плечу!» Об этой простой истине стоит помнить всегда, а не только когда подросток погружается в депрессию от учебных нагрузок.

Охрана психологического здоровья подростка — это непосредственная обязанность каждого родителя. Ведь нередко бывает, что молодой человек, лишённый возможности заниматься любимым делом, уже к 15-17 годам доводит себя до эмоционального выгорания. Подросток — творец своего будущего, и за это будущее надо бороться. С раннего возраста необходимо поощрять творческую активность, поддерживать увлечения — словом, разумными путями добиваться гармонии развития.

Хобби — это первая и важнейшая потребность подростка, определяющая его способность к самореализации и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию себя, к самоутверждению и счастью молодого человека.

Существует целый ряд определений важности хобби для подростка:

  • Полное эмоциональное, творческое и социальное благополучие;

  • Способ адаптации подростка в системе «личность — окружающая среда»;

  • Умение приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям социума;

  • Профилактика депрессии и стресса;

  • Способность к полноценному выполнению социальных функций.

По данным исследования ВЦИОМ 2024 года, записано, что 87% молодых россиян в возрасте 18-24 лет имеют постоянные увлечения, что подтверждает их критическую важность для развития личности.

Психологическое благополучие подростка неотделимо от его творческой деятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной социализации, через которую достигаются признание и счастье.

Индивидуальное развитие каждого подростка в основном зависит от четырёх факторов: биологические особенности (темперамент, способности) — 20%, окружающая среда (семья, школа, социум) — 20%, доступность инфраструктуры — 10%, личная мотивация и интерес — 50%.

Исходя из этого, следует вывод, что успешность увлечения каждого подростка на 90% индивидуальна, так как зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от личной заинтересованности (поведения, привычек, стремлений).

Образ жизни подростка, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и укрепление психологического здоровья через творчество, называют творческим образом жизни.

Творческий образ жизни (ТОЖ) — это рационально организованный, активный, основанный на принципах саморазвития способ существования, защищающий от негативных воздействий среды и позволяющий до глубокой старости сохранять креативность, социальную активность и психологическое здоровье.

Таблица 1. Факторы, влияющие на выбор хобби подростком

Факторы влияния

Удельный вес

Конкретные проявления

Биологические факторы (темперамент)

20%

Холерики выбирают спорт и соревнования, меланхолики — искусство и творчество, сангвиники — социальные хобби с общением, флегматики — спокойные занятия вроде моделирования

Окружающая среда (социальная, семейная)

20%

Семейные традиции, мнение друзей и одноклассников, культурный уровень семьи, доступность кружков в районе, экономические возможности родителей

Инфраструктура и доступность

10%

Наличие бесплатных секций, расстояние до места занятий, стоимость оборудования, доступность онлайн-платформ для обучения

Личная мотивация подростка

50%

Внутренний интерес к деятельности, желание самовыражения, стремление к признанию сверстников, поиск единомышленников, попытка самоопределения



Творческое развитие — это естественное состояние подростковой психики, обусловленное нормальным функционированием всех психических процессов и потребностью в самовыражении. Британские учёные из Лондонского университетского колледжа доказали, что подростки, регулярно занимающиеся творчеством — танцами, театром, рисованием — демонстрируют более высокий уровень самоконтроля и реже проявляют склонность к антисоциальному поведению, причём эффект проявляется через несколько лет.

Психическое благополучие, зависящее от возможности самореализации через хобби, характеризуется уровнем и качеством эмоционального интеллекта, развитием стрессоустойчивости, степенью эмоциональной стабильности, формированием адекватной самооценки.

Нравственное развитие определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни подростка в определённом обществе. Отличительными признаками нравственного развития через хобби являются прежде всего сознательное отношение к труду, стремление овладеть мастерством, активное неприятие лени и безделья, противоречащих нормальному образу жизни.

Нравственное развитие через увлечения считается высшей мерой формирования личностных качеств, которые и делают подростка настоящим гражданином.

Целостность подростковой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и творческих сил. Увлечённый, духовно развитый подросток счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремясь к самосовершенствованию, достигает неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Согласно исследованию Discovery Inc. «Сила наших увлечений», 56% сверхувлечённых подростков легко справляются со стрессом в повседневной жизни, в то время как среди тех, у кого нет никаких хобби, этот показатель составляет всего 27%. Вторым положительным эффектом увлечений является повышение уверенности в себе и формирование чувства контроля над собственной жизнью.

По данным ВЦИОМ, молодёжь чаще всего выбирает в качестве хобби спорт (27%), музыку и интернет-творчество (по 18%). При этом 56% молодых людей регулярно общаются с единомышленниками по хобби, а 42% участвуют в совместных мероприятиях и проектах, что способствует успешной социализации.

Исследование Ozon за 2024 год показало интересные тренды: стремительно растёт интерес к научным экспериментам (+46%), моделированию (+42%) и спортивным играм (+89%), в то время как традиционное рисование и классическая музыка постепенно теряют популярность среди современных подростков. Это отражает общую тенденцию к более технологичным и интерактивным формам творчества.

Основными препятствиями для развития хобби, по данным социологических опросов, являются недостаток финансовых средств (60% респондентов) и нехватка времени из-за учебной нагрузки (49%). Парадокс в том, что именно хобби могло бы помочь более эффективно справляться с учебным стрессом, давая необходимую психологическую разгрузку. Также существует проблема родительских амбиций, когда взрослые пытаются реализовать через детей собственные несбывшиеся мечты или, наоборот, обесценивают увлечения подростка.

Психологи рекомендуют при выборе хобби учитывать темперамент подростка (активным детям подойдёт спорт, спокойным — моделирование или рукоделие), не навязывать свои предпочтения, реально оценивать финансовые и временные возможности семьи. Важно помнить, что 95% подростков получают одобрение своих увлечений от родителей, а 83% — финансовую поддержку, что подчёркивает критическую важность семейного участия в развитии детских интересов.

Для профессионального самоопределения хобби играют ключевую роль: они помогают развить профессиональные навыки, понять свои способности и склонности, сформировать карьерные предпочтения. Многие успешные профессионалы начинали свой путь именно с подросткового увлечения, которое переросло в дело всей жизни.

Влияние на физическое здоровье также неоспоримо: регулярные занятия хобби помогают структурировать режим дня, развивают координацию и мелкую моторику, служат профилактикой гиподинамии и формируют здоровые привычки. Даже не спортивные увлечения, такие как музыка или театр, требуют физической активности и дисциплины.

Для сохранения и укрепления психологического здоровья нужны постоянные и значительные усилия по поддержке подростковых увлечений. Заменить их нельзя ничем. Подросток настолько совершенен, что в его силах через хобби обрести счастье и смысл, пока юность не прошла окончательно.

Завершая наш разговор о важности увлечений, хочется обратиться к простой истине: время, потраченное на поиск и развитие хобби в подростковом возрасте, — это не потерянные часы, украденные у учёбы. Это инвестиция в психологическое здоровье, в формирование гармоничной личности, в построение тех социальных связей, которые могут определить всю дальнейшую жизнь. Подросток, нашедший своё хобби, получает не просто способ интересно провести время — он обретает инструмент самопознания, площадку для экспериментов, убежище от стрессов и, возможно, дело всей жизни. Многие великие открытия и произведения искусства родились именно из детских и подростковых увлечений, которым дали возможность расцвести. Так позволим же молодым людям искать, пробовать, ошибаться и находить то, что заставляет их глаза гореть. Ведь именно из этого огня увлечённости рождается настоящая, творческая личность, способная не просто адаптироваться к миру, но и изменять его к лучшему.

Источники

  1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Питер, 2019. — 304 с.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. — 352 с.

  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2021. — 1136 с.

  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 330 с.

  5. Эльконин Д.Б. Психология игры и увлечений подростков. — М.: Академический проект, 2022. — 400 с.

  6. https://hospital419.ru/articles/general/terapevticheskij-potenczial-hobbi/

  7. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uvlechenija-molodezhi-2024

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хобби