Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании МО Руководитель МС Директор школы
учителей начальных классов школы
Пр.№1 «17» августа 2021г Пр №1 «18» августа 2021г Пр №106 «18» августа 2021 г _____ /В.В. Ковалева / _________ / Н.В. Скрынникова/ _______ / О.Н.Белянская/
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Мир театра. Непоседы» для 3 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Киселевской средней общеобразовательной школы
имени Николая Васильевича Попова
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
руководитель кружка
Ковалева Валентина Владимировна
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». 2. Учебный план МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова на 2021 – 2022 учебный год.
3. Основная образовательная программа ОУ для начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова на 2021 – 2022учебный год.
4.Устав МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова.
5. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО
6. -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
7.Авторской программы под редакцией И.А. Генераловой. Программа кружка «Непоседы» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на духовно – нравственное и здоровье сберегающее развитие обучающегося.
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч. год.
Программа «Мир театра.Непоседы» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Цели обучения:
-дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
-способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
-гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
-дать представление о танцевальном образе;
-развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
-воспитание культуры поведения и общения;
-развитие творческих способностей;
-воспитание умений работать в коллективе;
– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
- организация здорового и содержательного досуга.
Основными задачами программы начальной школы являются:
-выявление творческих способностей в области искусства танца;
-приобретение навыков хореографического движения;
-ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства;
– опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
– привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Место кружка в учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир театра.Непоседы» для 3 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова, в связи с фактическим количеством учебных дней (2.05 (понедельник), 9.05 ( понедельник)- праздничные дни), с учетом календарного учебного графика и расписанием занятий обеспечено выполнение рабочей программы в полном объеме за счет уплотнения рабочего материала.
Фактическое количество часов за год – 33 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Виды деятельности, формы и методы организации работы.
Разминка.
Проводится в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Общеразвивающие упражнения
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:
на носках, каблуках,
перекаты стопы,
высоко поднимая колени,
ход лицом и спиной,
бег с подскоками,
галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Перестроения для танцев:
“линии”,
“хоровод”,
“шахматы”,
“змейка”,
“круг”.
Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
Диско-танцы
Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Итогом кружка «Мир театра» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектакля для свободного просмотра.
Содержание программы:
Мелодии в темпе музыкального движения
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
2.Ритм. Акцент
Раздел включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на имеющиеся навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
На занятиях учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.
3. Общеразвивающие упражнения Изменение позиции рук и ног. Выполняя движения, дети приобретают выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков,повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; способствуют развитию музыкальных умений и навыков; позволяют систематизировать знания; способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Мелодия в темпе музыкального движения | 16 | |
1 | Вводное занятие. Разучивание разминки. Упражнение на развитие координации. | 1 | 6.09 |
2 | Позиция в паре. Основные правила. Подготовка ко Дню учителя. | 1 | 13.09 |
3 | Позиция в паре. Основные правила. Подготовка ко Дню учителя. | 1 | 20.09 |
4 | Позиция в паре. Основные правила. Подготовка ко Дню учителя. | 1 | 27.09 |
| Азбука музыкального движения | | |
5 | Прослушивание музыкального произведения. Перестроение для танца. Рисунок танца. | 1 | 4.10 |
6 | Основные движения танца. Разучивание движений танца. | 1 | 11.10 |
| Ритм. Акцент | | |
7 | Подготовка к мероприятию дню Матери. Прослушивание музыкального произведения | 1 | 18.10 |
8 | Позиция рук. Основные правила. | 1 | 25.10 |
9 | Позиция ног. Основные правила. Закрепление. | 1 | 8.11 |
10 | Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков, постановка головы. | 1 | 15.11 |
11 | Соединение движений воедино. | 1 | 22.11 |
12 | Разучивание движений танца | 1 | 29.11 |
13 | Отработка основных движений танца. | 1 | 6.12 |
14 | Ритмика. Репетиция танца. | 1 | 13.12 |
15 | Ритмика. Репетиция танца. | 1 | 20.12 |
16 | Показ танца | 1 | 27.12 |
| Общеразвивающие упражнения 17 з | | |
17 | Язык жестов, или Как стать воспитанным. | 1 | 10.01 |
18 | Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» | 1 | 17.01 |
19 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург | 1 | 24.01 |
20 | Рифма, или Похожие «хвосты» | 1 | 31.01 |
21 | Рифма, или Похожие «хвосты» | 1 | 7.02 |
22 | Искусство декламации, или «Штранная иштория» | | 14.02 |
23 | Искусство декламации, или «Штранная иштория» | 1 | 21.02 |
24 | Играем в слова, или моя Вообразилия | 1 | 28.02 |
25 | Играем в слова, или моя Вообразилия | 1 | 5.03 |
26 | Играем в слова, или моя Вообразилия | 1 | 14.03 |
27 | Дом для чудесных представлений | 1 | 28.03 |
28 | Дом для чудесных представлений | 1 | 4.04 |
29 | Дом для чудесных представлений | 1 | 11.04 |
30 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: монолог, диалог | 1 | 18.04 |
31 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: монолог, диалог | 1 | 25.04 |
32 | Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную куклу | 1 | 16.05 |
33 | Чему мы научились за год | 1 | 23.05 |
Согласовано:
Заместитель директора по УВР _____________ Скрынникова Н.В.
18.08.2021г.